Каждому "мотору" - парус!

903

Старожил форума
а не осталось ли у многоуважаемого RAV немного чертежей и описалова самодельных мачт на мсп- хочу из ал. трубы засобачить?
одну или две поставить?
а тип парусов какой делать?
а площадь и высоту?
мож сайты кто знает толковые на эту тему?
 
Re: даешь каждому "мотору" парус!

у RAV было так:
- количество мачт – одна, грот мачта высотой 8 м.
- парусное вооружение: грот-18м2, стаксель 12м2 и 8м2 , итого: 38 м2. Все самопал, кроме грот паруса (он от яла).
- для постановки парусов необходимо – 2 человека, один с опытом.
- лавировочные качества, т.е. как круто может идти к ветру - крутой бейдевинд. Вопреки всем скептикам ход под парусами практически на всех галсах, даже в крутой бейдевинд, но снос конечно. В фордевинд и все паруса (ставился еще один стаксель) в бабочку, в свежий ветер (а у нас почти постоянно дует) ход для вспомогательного вооружения как на среднем ходу под двигателем - 6-8 км/ч.
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Для подогрева темы - схемки переделки 433 в парусно-моторую шхуну.
Основная мысль переделки: экономичное, надежное и мореходное пассажирское судно с минимальным комфортом и мин. переделками автономностью 10-12 чел. / 3-4 суток или до 30 чел. / 1 день

Действительно,как-то неожиданно. Переделка буксира и сразу в парусно-моторную шхуну. Правильнее в нечто моторно-парусное. Вы три десятка пассажиров на палубе 16-ти метрового судна двумя-то гиками не распугаете? Как-то с трудом себе представляю бедный буксир, набитый народом под завязку, снующий галсами, с креном, по волжским просторам. Как бы не уподобиться пушкинскому Мазепе:

В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Забылся я неосторожно:
Теперь плачу безумствам дань...

На мой взгляд видный, красивый катер совершенно не нуждается в искусственных украшениях, штатной мачты для навигационных огней и антенн вполне достаточно и для украшения судна и для привлечения желающих покататься.Кстати, существовал проект сбалансированной модификации буксира пр.433 в разъездной катер с кормовой каютой.Общий вид такой модификации уже представлял на форуме Paul.
 

Вложения

  • 1 Буксир пр.433 Голубь.JPG
    1 Буксир пр.433 Голубь.JPG
    104.2 КБ · Просмотры: 1 119
  • 2 Моторно-парусная яхта, Гамбург 2011.JPG
    2 Моторно-парусная яхта, Гамбург 2011.JPG
    229.1 КБ · Просмотры: 1 158
  • 3 Моторно-парусная яхта, Гамбург 2011.JPG
    3 Моторно-парусная яхта, Гамбург 2011.JPG
    229.4 КБ · Просмотры: 1 222
  • 4 Разъездной катер с кормовой каютой на базе пр.433.JPG
    4 Разъездной катер с кормовой каютой на базе пр.433.JPG
    82.6 КБ · Просмотры: 1 202
Последнее редактирование модератором:
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Да-да, про пассажирский вариант 433 знаю (еще видел рисунок заводского варианта с центральной каютищей на 60 чел. и ГД под полубаком), и про сбалансированную внешность и т.д. так же думаю)) потому и сказал сразу, что оффтоп. Простите)

Чтобы закрыть тему парусов, поясню, что они тут придумались чисто из утилитарных (а не "понтовых") соображений - сэкономить соляру, уменьшить бортовую качку на волне, дублировать ГД, улучшить заметность катера другими судами при расхождениях, отдохнуть иногда от шума-вибрации. Как рулевому-паруснику, это все мне вполне ясно видно. А гиками пугать давно научились без сильных переломов)))) , к тому же от обоих очень даже можно избавиться прямо "на ходу" (шкоты прекрасно заводятся на палубные блоки на поперечных погонах), просто с гиками паруса проще хранить (они не валяются грудами на палубе). Да и "лавирующим" этот вариант назвать сложновато - скорее, он подходит для хождения курсами от очень полного бейдевинда до полного бакштага (КУ ветра 70-150 град.), то есть частой смены галсов тут не предвидится.
Ну, а чтобы накренить этот вариант с 50-60 кв. м. парусов хотя бы градусов на 15 - нужен будет ветер не менее 8 баллов :be: это рассчитывается весьма просто.

Но да фиг с ним, пока это "воздушные замки" в прямом смысле)).

Согласно рекомендациям форумских капитанов, сегодня выяснил в соседней ГИМСе, что (пока) таки можно поставить Петрозаводца на учет легально, мирно и комфортно. Ура! И тогда действительно, 50-70 труб на текущий ремонт - и на воду.

В общем, теперь жду решения всех заинтересованных лиц со своей стороны, и больше пока ничего не ищу (если только не последует еще более интересного предложения).
Недостатки 433-го не пугают - обитаемость (с выгородкой 2-ой каюты) устраивает, старинность всех систем и "вытекающие последствия" понятны, стоянка вроде как найдется незадорого, осадка... великовата, но не больше осадки небольшой яхточки, то есть привычна.

Всем спасибо за неоценимую помощь в прокладке генерального курса среди "подводных камней" :)
 
Последнее редактирование модератором:
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Cегодня выяснил в соседней ГИМСе, что (пока) таки можно поставить Петрозаводца на учет легально, мирно и комфортно. Ура!

Благодарю за разъяснение парусной тематики. Удачи!
 
Последнее редактирование модератором:
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Осадка великовата у 433го для речного,любительского использования.К берегу подойти захочется,ан нет....
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Осадка великовата у 433го для речного,любительского использования.К берегу подойти захочется,ан нет....

Да мы не любители)) Катерок нужен не для прогулок-развлечений, а просто как неторопливый и не очень дорогой транспорт от причала А до причала Б по водохранилищам (м.б. немножко еще и по морям). Тем более, повторюсь, яхсмены сами всю жизнь по Кам. вдхр. с такой осадкой ходят - и мы знаем, где и когда можно стать носом в берег, таких мест немало. Ну и плюс, надеюсь, тузик будет.

Так что все в порядке))
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

...
Недостатки 433-го не пугают - ...
Достоинств всё же больше. Я жалею, что когда то мне не подвернулся 433й!:ak: Подвернулся Костромич. Если отмотать время назад и предложить мне выбирать, я бы выбрал 433.:ay: Ну нравится мне он! Правильные обводы, брутальный вид. Правильные пропорции. Хорошая остойчивость. Отменная управляемость ( в сравнении с Костромичём). Достаточно обитаем , для моей команды ( 3 чел). Опять же возможность установки ( в принципе) парусного вооружения, что на Костромиче просто НЕ ВОЗМОЖНО! Значительный модернизационный потенциал. Короче. Одобрям! :) Удачи!
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

ну, запасаюсь попкорном.))

... А еще массой советов, если наша община примет решение о покупке сего корабля)))
Ведь если это произойдет, придется вас потеребить множество раз))) Ждать недолго осталось, думаю в течение нескольких дней решение будет.

О фанере: решение проверенное, неброское, зато недорогое и вполне рабочее. Светлое дерево всегда приятно.

ту Boldin : вас понял, спасибо за пожелания.
И сюрприз: лет семь назад у нас разрабатывался вариант установки весьма недорогого парусного вооружения на "Костромич". Хозяин не смог вовремя собраться с духом, а посему проект заглох. Но получалось очень даже неплохо! Было два варианта: с тяжелыми скуловыми килями и с легкими килями плюс подъемным ("падающим") бульбкилем. Оба с вооружением гафельной (дешевле было бы стаксельной - но этот вариант требует работы 2-3 человек на поворотах относительно ветра) шхуной. Корпус предполагалось переварить в кормовой части - вместо тоннеля сделать плавный подъем днища к ватерлинии, это легко развертывалось на плоскость и было двольно просто по обводам и экономично по металлу. Винт, конечно, полагался уже другой, много меньшего размера.
Но эта переварка преследовала цель получить максимальные хода под парусом, а если не гнаться за скоростью, то вполне реально оставить корму как есть - это даже хорошо с точки зрения остойчивости.
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Я тоже прорисовывал... Слишком много переделок. Этой прошлой зимой подводную часть обшивки заменил. Летом восстанавливал отделку и ставил гидравлику на управление. И денег нет и устал... :) Хотя, Ваши варианты , я бы поизучал.:)
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Слишком много переделок.... И денег нет и устал... :) Хотя, Ваши варианты , я бы поизучал.:)

Да, не зря говорят: "яхта - это бездонная дыра в море, куда можно бесконечно кидать деньги, и она никогда не заполнится..." ;) Сочувствую!
Однако хождение под парусом - это нечто совершенно иное, чем моторное плавание. Это особое и очень глубокое единение с миром и совсем иная атмосфера на борту, причем очень разнообразная в зависимости от ветра и волны. К тому же это прекрасное средство воспитания своих детей - на борту парусника (если это не "моторное судно со вспомогательным парусным вооружением", а "моторный парусник") необходима строгая дисциплина и слаженная работа нескольких людей, что очень полезно детям.

Что ж, тогда надо подумать об открытии новой темы: "парусники на базе стальных катеров: "За" и "Против". Варианты оснащения". Но у меня пока нет "живого", воплощенного стального варианта, и вообще в Перми есть только один такой чудесный шхуна-пароход - на базе что-то вроде СЧС. Поэтому - не будет ли сия тема "воздушными замками", пустой болтологией?...
 
Re: даешь каждому "мотору" парус!

одну или две поставить?
а тип парусов какой делать?
а площадь и высоту?
мож сайты кто знает толковые на эту тему?

Рекомендую залезть сюда:
http://www.katera-lodki.ru/raschetyaht

Еще есть форум журнала "Катера и яхты", раздел по парусным яхтам. Там вживую всегда сидят несколько матёрых парусных конструкторов, могут все подсказать и рассчитать. Правда, среди них бытует несколько пренебрежительное отношение к "маслопупикам" :) - так что туда надо идти, если гордыня не распирает )))

Еще есть "Справочник по малотоннажному машиностроению" - http://www.vodnyimir.ru/Spravochnik_po_malotonnazhnomu_sudostroeniyu.html

Относительно разработки вооружения - основные формулы довольно простые (кстати по расчету бок. сопрот. можно совершенно не заморачиваться, а прикинуть его посредством нахождения ЦТ силуэта подводной части, вырезанного из картона - это и будет в первом приближении центр БС), а для грамотного ориентировочного расчета надо знать:
эксплуатационное водоизмещение;
-длину по КВЛ;
-ширину по КВЛ;
-коэфф. полноты по КВЛ (хотя бы примерно);
-высоту ЦТ над ОП (ОЛ) или восстанавливающий момент при разных углах крена - можно узнать опытным кренованием, если нет данных;
-конструкцию корпуса, в части имеющихся силовых узлов, переборок и шпангоутов, на которые можно опереть мачты;
-предельные ветро-волновые условия района эксплуатации;
-типичные ветро-волновые условия этого района;
-желаемую скорость под парусами при этих условиях;
-желаемую остроту хода к ветру (чем острее надо идти, тем больше надо балласта и площади фальшикля, тем лучше и дороже должны быть паруса и тем больше будет крена - но и тем больше ощущений :D );
-опытность и состав экипажа;
-количество выделяемых средств на это дело.

Можно нарисовать пару-тройку эскизов желаемого, прикинуть бюджет, и с ними уже начать работать на форумах...
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Что ж, тогда надо подумать об открытии новой темы: "парусники на базе стальных катеров: "За" и "Против". Варианты оснащения". Но у меня пока нет "живого", воплощенного стального варианта, и вообще в Перми есть только один такой чудесный шхуна-пароход - на базе что-то вроде СЧС. Поэтому - не будет ли сия тема "воздушными замками", пустой болтологией?...

Интересная тема. Здесь уже рассказывали об СТБ с вооружением джонки, была информация и об Ярославцах с парусами. Можно попробовать собрать это в одну тему.
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Не смог удержаться. Ахтунг!!! В наших водах появилась неизвестная шхунка!

Класс! Долго рассматривал, я такие фокусы делать не умею, а неоднократно хотелось что-либо подправить в том или ином катерочке.Кстати убеждает больше, чем просто эскиз.

Что ж, тогда надо подумать об открытии новой темы: "парусники на базе стальных катеров: "За" и "Против"

Мне кажется тут и задумываться не о чем.Открывайте и как можно быстрее, а то кто-нибудь перехватит Вашу свежую, интересную тему "парус на катере". А там уж и будем разбираться и с парусными буксирами и с вспомогательными парусами.
 
Re: даешь каждому "мотору" парус!

У РАВ Все таки было вспомогательное парусное вооружение. И на любой мсп,мн оно легко ставиться,так как эти суда имеют благоприятные характеристики для парусных дел. Ну и про остроту хода надо забыть,так как ломиться против ветра даже яхтсмены ленятся, моторят,как они выражаются. Да и доводка для лавировки-хлопотная и затратная. А с попутным,да вплоть до полного бейда, не спеша,в тишине-сам любитель.Но опять проблема - наш гимс не реги-т. Есть мачта-свободен! У меня 6.5 метров яхточка осталась,так зарегистрирована как моторная лодка. До этого легко ставил 3 моторно-парусных на учет,и все было хорошо.
 
Re: даешь каждому "мотору" парус!

а не осталось ли у многоуважаемого RAV немного чертежей и описалова самодельных мачт на мсп- хочу из ал. трубы засобачить?
одну или две поставить?
а тип парусов какой делать?
а площадь и высоту?
мож сайты кто знает толковые на эту тему?

Чертежей к сожалению нет,да и не было их по правде сказать. Были рабочие эскизы отдельных узлов и деталей,типа ролики,катушки,талрепы...
Мачта из стальных труб,нижняя часть: 1 м Д 89мм,верхняя, 7 м. Д 76 мм.
В нижней части мачты двойная пластина размерами 250 х 250 мм толщ.12 мм. (типа большой дверной петли,чтобы ложить мачту назад) верхняя пластина приварена к мачте,нижняя к крыше кубрика.Кубрик изнутри усилен6 по ширине прохода установлены 4 трубы Д 57 мм и все обварено в связь с копусом до днища.
Мачта поднималась лебедкой,переделанной из Камазовской (поднимает запаску) установленной в носу,перед бушпритом.Боковые ванты из металлического троса,оцинкованного Д 7 мм,натягивались и крепились за леерное ограждение.
Бегущий такелаж состоял из 6 роликов и капроновых тросов Д 6мм.Тросы для подъема грота проходили внутри мачты,стаксельные снаружи по передней части.
Передняя шкаторина грота крепилась кольцами и поднималась по нержавеещему стержню Д 16 мм,расположенно на зачней стенке мачты и растянутому по прицпипу карниз-струна.
Гафель и гик из дерева,крепилисль через мелаллические шарниры к " струне"

Гафельное вооружение стилизует судно под шхуну и позволяет иметь бОльшую площадь паруса при меньшей высоте мачты,в отличии от Бермудского (треугольного),но преимущества последнего, в простате постановки-снятии (может легко справиться 1 чел).
В тихую погоду поставить Гафель и мне одному было не сложно,но если ветер свежее,то требовался помощник.
Стакселем управляться легко.И в сильный ветер я ставил стаксел и кливер.

Пользовался старыми проверенными книгами,Справочник Новака,15 проектов Курбатов,Ренке Постройка яхт, Цурбан Парусно-моторные суда.Журналы КиЯ.
 
Последнее редактирование модератором:
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Не смог удержаться. Ахтунг!!! В наших водах появилась неизвестная шхунка!... :be:
Спасибо! :) Класс! Мне понравился!:ay: теперь будет заноза в мозгу. :D Лет через пяток, если всё будет хорошо , можно будет к этому вопросу вернуться.;) Совместить сразу с заменой двигателя и тд.
 
Re: Куплю катер типа МН, МСП или сравнимый

Аргументы "за" установку достаточно развитого вспомогательного парусного вооружения на водоизмещающее моторное судно:

1. Навигационная безопасность. Судно с мачтами и парусами гораздо лучше заметно на воде, интуитивно заставляет встречных расходиться повнимательнее и подальше. Кроме того, при стальном рангоуте и такелаже ярче и раньше вырисовывается на экранах радаров;
2. Психологическая безопасность. Парусное судно имеет "харизматическую" дисциплину на борту (если капитан хотя бы слегка ее поддерживает), что резко улучшает безопасность плавания, повышая тонус и настроение находящихся на борту;
3. Второй стороной положительного психологичесого влияния парусного хода на безопасность плавания является дополнительный комфорт на его борту (отсутствие рева/вибрации, природные звуки, меньшая поперечная качка на волне);
4. Экологическая безопасность. Здесь и так все ясно. Кроме того, под парусом можно участвовать в экологических акциях клуба/города/области, привлекая на воду людей ответственных и совестливых - делая отдых на воде вообще более чистым со всех точек зрения;
5. Повышение надежности плавания. В качестве дублера вышедшего из строя ГД паруса безусловно применимы в большинстве ситуаций на воде.
6. Повышение насыщенности процесса плавания, насыщение его (при желании!) учебно-тренировочной и воспитательной деятельностью по обслуживанию парусного вооружения, особенно для детей и юношей на борту. Этот момент прекрасно зарекомендовал себя также в сплочении небольших коллективов на борту: команд предприятий, организаций, контор (корпоративные тренинги).
7. Экономический аргумент. Хотя само по себе вооружение и стоит некоторых денег, но если не гнаться за "мажорностью", то его установка обходится достаточно недорого: около 10 т.р. за каждые 10 кв. м. парусов, в случае использования б/у парусов от серийных парусников и стального или деревянного самодельного рангоута, самодельных или б/у деталей оборудования. С другой стороны, экономия от парусов включает в себя не только экономию топлива и смазок, но и сокращение износа силовой установки.
8. Исторический аргумент. Как известно, в мире сегодня вводится в строй все больше парусно-моторных кораблей - учебных, круизных и развлекательных. Также идут непрестанные эксперименты вооружения танкеров и сухогрузов. Это говорит о том, что человечество поняло ценность хождения под парусом почти во всех видах деятельности на воде. Паруса сопровождали человека практически всю его историю, как например огонь и хлеб. И поэтому хождение под парусом естественно для человека, и позволяет ощущать глубинное единство со всем человечеством.
9. Философско-религиозный аргумент. Парус дает необыкновенную возможность стать единым целым с окружающим миром, не идя наперекор ему, а гармонично встраиваясь в него. Парус символизирует взаимодейтсвие человеческой и Божией воли: энергия Его ветра, направляется здесь человеком на пользу всем членам экипажа, осуществляя "синэргию" Творца и человека.
10. Эстетический аргумент. Все прекрасно знают, что на "морских" картинах и фотографиях до сих пор самый обыгрываемый и часто используемый объект нв воде - парусный корабль или яхта. Вид парусов необыкновенно гармоничен на фоне воды, это пожалуй самое естественное и грациозное из всех транспортных средств, придуманных человечеством.
11. Меркантильно-коммерческий аргумент. Известный в яхтенном мире конструктор Дадли Дикс прекрасно понял эту сторону яхтинга: он разработал несколько типоразмеров стальных грузовых и экскурсионных шхун для коммерческого использования. И, по словам владельцев этих судов, прибыльность от них получается много выше, чем от чисто моторных!

Что ж, теперь желающие могу тпопробовать найти веские аргументы "против" Лично мне приходят в голову три:

1) Финансовый - просто нету денег и возможностей для сего вооружения. Ну, тут ничего не скажешь, кроме того, что невозможного в мире нет, стоит только захотеть...
2) Боязнь кренов, переворота, сложностей эксплуатации. Этот аргумент исчезает как дым, как только капитан робкой рукой возьмется за штурвал такого корабля и пройдет пару-тройку десятков миль с хотя бы одним грамотным матросом на борту.
3) И чисто человеческий. "Не нравится!" Ливидируется прогулкой в свежий ветерок на судне, уже оборудованном парусами
 
Последнее редактирование модератором:
Верх