Кама 93 Орион

- Отдельная группа потребителей, все что нужно чтобы катер двигался. Навигация, судовая связь, огни, трюмные помпы... Висит на штатном генераторе ГД.
Обязательна возможность в ручном режиме подзарядить аккумулятор и/или подать питание на группу от любого из источников на борту.

- Сервисная группа. Свет, вентиляция, отопление, водоснабжение. И все остальное. Заряжается от дополнительного генератора на Гд, солнечных панелей, дизельгенератора.

- контур питания холодильников. На отдельном инверторе малой мощности. У мощных инверторов потребление холостого хода больше мощности холодильника. Например у 12 в 3 квт сибконтакта он около 5 ампер. Автозапуск из дежурного режима хорошо работает только с пылесосом. С холодильником не срабатывает. По этим соображениям инвертор минимальной мощности, чтобы только пускал холодильники.

- основной инвертор. Питает разведённые по катеру розетки 220.

- дизельгенератор. Вот тут вопрос. Развести его на отдельные розетки, или принудительно гасить инвертор и через АВР переключать все розетки, кроме холодильных, на генератор. Склоняюсь ко второму.

- Вопрос берегового питания? На самом деле весьма вторичен. До Европы Кама не дойдет по мореходности, а по России в оборудованных маринах делать особо нечего... Разве на длительных стоянках, что, впрочем, при наличии солнечный панелей, перекрывающих холодильники, тоже не особо актуально.

Также вопрос зарядки сервисной группы от дизельгенератора. То ли зарядники от 220, то ли повесить на дг дополнительный ген на 24 вольта... Последний вариант дешевле и проще, но с другой стороны возможность зарядки от берега тоже нужна...
Не усложняйте. Сделайте две группы. Основную и резервную. Обе группы по 2*225 А*ч, не меньше. Ставьте один инвертор, он же ИБП на 1500-2000 Вт, вам его хватит з аглаза. Выведете от инвертора только на те розетки, которые будут питать холодильники. Для мощных потребителей у вас будет генератор. И забудте вы о Сибконтакте. Есть более достойные вещи.
По розеткам и вообще 220 В. Сделаете разводку и общий шкаф куда будут сходиться питание от берега и генератора (про розетки холодильника уже говорили, они идут от ИБП отдельно, а этот ИБП будет питаться от 220 В при его наличии). Переключатель БЕРЕГ-ГЕНЕРАТОР думаю осилите. Поставьте на входе монитор напряжения и мощности, что бы мало ли что не нагрузить лишнего. С солнечных панелей у вас пойдет на контроллер (или на ИБП если там есть контроллер заряда СБ), а с него на АКБ напрямую, то есть к той группе, которая у вас в работе. А при наличии 220 В у вас сразу должен запускаться зарядник обеих групп. Не забыть что ИБП тоже заряжает батареи. Но все эти устройства достаточно умные и перезаряда не допустят.
 
Про логику согласен. Про аккумуляторы не написал. Аккумуляторов в сервисной группе будет 6 штук по 200 а/ч. 200 условная цифра, какие оптимально по цене/качеству выйдут, такие и возьму. Может 190, может 225. Количество определяется массой. На одном борту гена весом 300 кг, на втором 6 аккумов.

Соответственно ёмкость 200х12х6=14.4 квт/часа

Увеличить ее проблемно. По примерным подсчетам, нужна примерно тонна балласта без учета топлива. 600 кг уходит на электричество, 400 на якорное хозяйство и прочее.

По прикидкам, должно хватать. Основных потребителей, пока что два, это холодильники и отопитель, особенно на северах.

Попробую грубо подсчитать.

На холодильник условно закладываю 1 квт/ч в сутки включая поправку на кпд инвертора.

На отопитель 0.6 квт часа в сутки.

Итого 1.6 квт/ч в сутки непрерывно, как наихудший вариант.

Добавим туда электочайник. Это 1.5квт/60мин*5мин=0.125 квт/ч один чайник. 8 чайников это 1 квт/ч

И микроволновку. Это 2 квт/60мин*3 мин=0.1 квт/ч. 10 микроволновок это еще 1 квт/ч

Пока насчитал 3.6 квт/ч

Еще 0.4 квт/ч спишу на водоснабжение, электрогальюн, свет, стояночные огни и всякую хрень, типа зарядки гаджетов.

Итого 4 квт/ч/сутки.

Соответственно на запланированной батарее, не экономя электричество, можно стоять трое суток. По факту дольше, потому что на стоянке не грех чайничек и на газу вскипятить.

Далее расчет заряда. Трое суток сажали батарею. В описанном выше режиме, из батареи в 14.4 квт/ч съели 12 квт/ч. Это расход примерно 80% заряда. С учетом нелинейности заряда она зарядится за 10 часов.

Соответственно четвертый день либо ходовой, либо пыхтит гена.

Либо каждый день гоняем гену 3 часа.

В режиме стоянки, только холодильники, получаем 14 дней до полного разряда. В принципе меня устроит. Уезжая на 2 недели холодильник проще разгрузить....

Батарея собрана из 6 аккумов 12в 200 а/ч. Соответственно мы рассматриваем при заряде как батарею 24в 600 а/ч. Заряжать ее можно током 60 ампер, с чем справится любой навесной гена.

Про коммутацию батарей пока особо писать не хочу, изучаю вопрос. Скорее всего используя систему резервирования (поочередное согласованное использование батарей) можно повысить эффективность заряда/разряда. Я пока не изучил оптимальные пределы заряда и разряда и прочие подробности.

По технической реализации. Промышленный программируемый контроллер со всеми задачами коммутации и управления прекрасно справится.

Про береговое. По береговому, наверное все просто. Добавляется ещё один авр с высшим приоритетом. По умолчанию работет инвертор. Завели гену, погасили инвертор, висим на гене. Дали берег, перешли на берег, погасили и заблокировали инвертор и генератор, заряжаем батареи.

Про солнечные батареи. Изучаю вопрос реальной эффективности. Если разумное количество батарей обеспечит лишний день стоянки без пуска гены, или внятно продлит стоянку без людей, то ставить буду. Если нет, то стоимость батарей и контроллера проще потратить на соляру и шумоизоляцию генератора..

В целом, достаточно заманчиво, львиную долю входных расходов на солнечную энергетику составляют аккумуляторы и инвертор, а их так и так ставить.

Но занимать всю крышу рубки ради экономии на спичках неохота...
Перебор во всем.
АВР не нужно. Делайте пакетник с нейтральным положением.
Заведете гену, инвертор ИБП сам переключится на 220 В. Будет берег - тоже сам переключится. Так же при наличии 220 В у вас подключится бойлер (если включен) и остальные розетки. На каждую розетку лучше предусмотреть свой включатель (не автомат). Например Эл чайник, если есть электроплита, бойлер и т.д.
Все должно быть предельно прости. Воткнули берег - переключили пакетник на берег. Стоите под береговым. Надо проверить генератор, не выключая береговой розетки переключили пекетником питание от генератора, надо отключить все 220 - переключили пакетник в ноль. Пакетник с разрывам обоих проводов! Инвертор обязательно с функцией ИБП! Пущай сам себе понимает от чего ему питать холодильники. Если что ему не понравится, то пущай себе пищит и вас зовет. У меня пока не пищал. Сделано на обоих катерах так же, как я описал.
 
Перебор во всем.
АВР не нужно. Делайте пакетник с нейтральным положением.
Заведете гену, инвертор ИБП сам переключится на 220 В. Будет берег - тоже сам переключится. Так же при наличии 220 В у вас подключится бойлер (если включен) и остальные розетки. На каждую розетку лучше предусмотреть свой включатель (не автомат). Например Эл чайник, если есть электроплита, бойлер и т.д.
Все должно быть предельно прости. Воткнули берег - переключили пакетник на берег. Стоите под береговым. Надо проверить генератор, не выключая береговой розетки переключили пекетником питание от генератора, надо отключить все 220 - переключили пакетник в ноль. Пакетник с разрывам обоих проводов! Инвертор обязательно с функцией ИБП! Пущай сам себе понимает от чего ему питать холодильники. Если что ему не понравится, то пущай себе пищит и вас зовет. У меня пока не пищал. Сделано на обоих катерах так же, как я описал.


А какая у вас модель ибп? И какой ток ХХ?
 
А какая у вас модель ибп? И какой ток ХХ?
Вот он. Трудится зимой в качестве ИБП для отопления. Модель 1500 Вт. Холостой ток очень мал. Сколько не скажу. Надо почитать.
Кстати, можно заморочиться замерить холостой ток.
 

Вложения

  • 157875960913025458108070497739.jpg
    157875960913025458108070497739.jpg
    31.4 КБ · Просмотры: 116
Последнее редактирование:
У меня предохранители стоят только на потребители. Полностью на группу не стоят.
Классически, сколько последовательно соединено сечений проводов столько должно быть предохранителей.
Соответственно ёмкость 200х12х6=14.4 квт/часа
Так не получится, аккумулятор не отдаст более половины емкости далее напряжение упадет.
 
Как в одном фильме... Переведи. Может параллельно?
Нет, последовательно.
У Вас от аккумулятора идет кабель толстого сечения, а потом последовательно с ним идет ряд проводов меньшего сечения на которых стоят предохранители защищающие эти провода. А кабель к аккумулятору остается без защиты от перегрузки.
 
Нет, последовательно.
У Вас от аккумулятора идет кабель толстого сечения, а потом последовательно с ним идет ряд проводов меньшего сечения на которых стоят предохранители защищающие эти провода. А кабель к аккумулятору остается без защиты от перегрузки.
Да. Это так. Кстати ни где не встречал что бы толстый кабель (а толстый только идет к стартеру от переключателя групп и к переключателю от АКБ). На подрульку идет тоже толстый, но у него свой включатель и эта линия защищена предохранителем. На все системы дальше идет более тонкий провод, порядка 10 кв мм (может 16). Ну а там дальше через автоматы к потребителям, у каждого свой. Вы описали как сделано на американцах. Там так. Помпа, зарядка, еще что то. У меня не так. Через щиток.
Некоторые вещи действительно не отключаются и имеют свой предохранитель. У меня это автоматические помпы.
 
В щитке же должен быть центральный автомат.
Помимо просто защиты от каких то происшествий в кабеле от аккумуляторов, обычно мощность всех автоматов после разветвления кабелей больше чем допускает ток кабель от аккумуляторов поэтому возможна его просто перегрузка.
 
В щитке же должен быть центральный автомат.
Помимо просто защиты от каких то происшествий в кабеле от аккумуляторов, обычно мощность всех автоматов после разветвления кабелей больше чем допускает ток кабель от аккумуляторов поэтому возможна его просто перегрузка.
Как такого центрального на большой провод нет. Есть центральный включающий все потребители 24 В (гидрофоры, откачка стоков, свет, дворники, освещение кают и т.д.), а дальше у каждого свой. То есть одной клавишей я могу отключить все (почти все, только освещение трюмов и освещение рубки я переделал сразу от толстого, ну думаю понятно почему, у них по своему включателю-автомату независимо от других цепей).
 
Перебор во всем.
АВР не нужно. Делайте пакетник с нейтральным положением.
Заведете гену, инвертор ИБП сам переключится на 220 В. Будет берег - тоже сам переключится. Так же при наличии 220 В у вас подключится бойлер (если включен) и остальные розетки. На каждую розетку лучше предусмотреть свой включатель (не автомат). Например Эл чайник, если есть электроплита, бойлер и т.д.
Все должно быть предельно прости. Воткнули берег - переключили пакетник на берег. Стоите под береговым. Надо проверить генератор, не выключая береговой розетки переключили пекетником питание от генератора, надо отключить все 220 - переключили пакетник в ноль. Пакетник с разрывам обоих проводов! Инвертор обязательно с функцией ИБП! Пущай сам себе понимает от чего ему питать холодильники. Если что ему не понравится, то пущай себе пищит и вас зовет. У меня пока не пищал. Сделано на обоих катерах так же, как я описал.
С предлагаемой идеологией согласен почти полностью. Обдумывая схему монтажа примерно к такой и пришёл. Только вместо пакетника между геной и берегом у меня вилка удлинителя которую я или в берег или в гену втыкаю. Мне так проще показалось. 220в сеть делаю двойной. Одна только под минимально необходимые нужды(холодильник.тв) от инвертора и АКБ . а вторая от берега там плюсом подогрев гвс и электрообогреватели. Сеть от берега через пакетник подключена. А сеть необходимых постоянно потребителей (холодильник тв) всегда подключена в розетку инвертора. Но предусмотрена возможность её вилку переткнуть в розетку щитка от берега и соответственно инвертор вывести из работы.
 
Я вместо вилки поставил обычный контактор на 220-все автоматически.Или инве
ртор или мото гена. Или как у Саши у китайцев купить с приводом от моторчика.
 
Я вместо вилки поставил обычный контактор на 220-все автоматически.Или инве
ртор или мото гена. Или как у Саши у китайцев купить с приводом от моторчика.
У меня удлинитель для берега в рундуке на корме рядом с генератором. Генератор пустить рундук открыть надо. Розетку подключения воткнул в него . или в удлинитель и на берег потащил.
 
Я вместо вилки поставил обычный контактор на 220-все автоматически.Или инве
ртор или мото гена. Или как у Саши у китайцев купить с приводом от моторчика.
Юр. В случае с катером нужен пакетник. Нужно еще ноль (ни берег, ни генератор. Мало ли что, что бы полностью отключится.
 
По поводу групп.

Группы точно раздельно. Тут вон рядом в ветке про СБ обсуждают выходы из строя контроллеров заряда. Суп отдельно, мухи отдельно. Ходовой акк один. 200 ач более чем достаточно. Он неприкосновенный. "Вдруг война, а я уставший..."

По поводу емкости. Вник в вопрос, нашел кривые разряда для свинцово-кислотных акб. Емкость написанную на батарее она отдает при разряде током не более 0.1 емкости. Т.е для батареи 200 ач это 20 ампер. При разряде бОльшими тками емкость падает. При токе равном емкости, для 200ач батареи это 200 ампер соответственно, батарея отдаст уже половину.

Это, кстати, второй момент в пользу разных и неравноценных групп акб.

По факту, для моих вводных, ситуация получается примерно такая:

6 батарей 12в 200 ач
Они собираются в матрицу 2х3. Параллельно 3 цепочки, каждая из двух последовательно включенных батарей.

Выходные параметры батареи получаются:

24 вольта, 600 ач. Кушать от нее можно 60 ампер, тогда емкость батареи будет соответствовать заявленной. Это грубо полтора киловатта. Короткие пики перепотребления думаю можно не учитывать.

В принципе, меня устроит.

Что касается автоматизации. За прошлый сезон надоело до отрыжки... Следить, ходить перетыкать, заряжать, переключать. Нехочу!


Скажите, насколько корректно инвертор воспринимает внешнюю зарядку акб?

Насколько корректно работает ждущий режим?

Вообще, инвертор интересный. Единственный минус, ток заряда маловат...
 

Вложения

  • e4a3fdes-960.jpg
    e4a3fdes-960.jpg
    131 КБ · Просмотры: 77
По поводу выхода контроллера СБ. У меня на катере лежит дешёвый китайский шим контроллер. В запас. Кроме того у меня инвертор может принимать заряд от СБ. В конце концов есть генератор. Куда ещё круче запас? Про вдруг война. Вторая группа всегда наготове и заряжена.
На мой взгляд плюс моей системы. Ёмкость групп по 2*225 вроде не большая. На сколько хватает реально я писал выше. Но что разрядилось за ночь, все это полностью восполняется за световой день солнечными панелями, общая мощность которых 450 Вт. На практике в солнечный день к 10.00 на акб уже 27 вольт. То есть акб всегда заряжается полностью. А полуразряд для акб не есть хорошо.
Не настаиваю. У каждого своя точка зрения.
 
Кажется нащупал решение. Как ни странно довольно простое. Но несколько небюджетное.

Нужно ставить солнечный инвертор с большим током заряда. Такие есть. Например sila-v. Но вариант с большим зарядным током и маленьким входным напряжением сб стоит денег.

Дорабатывать генератор. Я планировал г290. Надо доработать так, чтобы выходное напряжение было 50 вольт. Как вариант, повышающий транс.

И ставить авр. На стоянке зарядка от сб, на ходу вместо сб подключается генератор.

Зарядка от дг штатным образом. Зарядка от берега также.

Питание низковольтных потребителей напрямую от аккумов...

В принципе все. Имеем автоматику, правильный заряд, простую коммутацию.

Один минус, контроллер, который отдает рри щаряде в аккумуляторы 50-60 ампер, и при этом входу сб работает от 50 вольт стоит около 50 к...
 
Кажется нащупал решение. Как ни странно довольно простое. Но несколько небюджетное.

Нужно ставить солнечный инвертор с большим током заряда. Такие есть. Например sila-v. Но вариант с большим зарядным током и маленьким входным напряжением сб стоит денег.

Дорабатывать генератор. Я планировал г290. Надо доработать так, чтобы выходное напряжение было 50 вольт. Как вариант, повышающий транс.

И ставить авр. На стоянке зарядка от сб, на ходу вместо сб подключается генератор.

Зарядка от дг штатным образом. Зарядка от берега также.

Питание низковольтных потребителей напрямую от аккумов...

В принципе все. Имеем автоматику, правильный заряд, простую коммутацию.

Один минус, контроллер, который отдает рри щаряде в аккумуляторы 50-60 ампер, и при этом входу сб работает от 50 вольт стоит около 50 к...
А на ходу СБ убираются?
 
Верх