Пятый этап - почти крайний, курс на Ломоносов.
Вышли из Сортавала в семь утра, темень глаз вырви, зима приближается, ничего не поделаешь. Держим курс на Коневец.
Прошли Валаам, выбрали зону с глубиной 100 метров и решили провести испытания плавучего якоря.
Испытания плавучего якоря
У Лисы есть плавучий якорь, оффшорный 6.5 метров в диаметре, приготовленный для критической ситуации из шести букв. В соленой воде его испытывать не хотелось, потом для сохранности пришлось бы стирать, поэтому Ладожское озеро идеальное место для испытаний.
Якорь тяжелый, 24 кг. Выглядит так в сумочке.
Для якоря были приготовлены канаты: швартовый и страховочный, соответственно собранное устройство.
Суть испытаний. Идея взята из книги Линн и Лари Парди "Тактика штормования" - и собственно вся книга сведена к применению плавучего якоря парашутного типа, который авторы и другие известные им яхты использовали при штормах в океанах до 11 баллов (а это волна более 10 метров) при этом находясь на яхтах 8-9 метров.
Суть предлагаемого метода, что плавучий якорь отдается под углом к направлению дрейфа, на расстояние 100-150 метров от яхты, чтобы якорь перед яхтой создал зону возмущения-мели на котором волны начнут обрушаться, а сам корпус перед яхтой создает зону спокойной воды.
Из книжки
Из интернета, тут нагляднее
Мы заготовили канифас-блок, кормовую оттяжку и отдали якорь.
Погода была особо не для испытаний, ветр 5-6 м/с, волна 0.3-0.4 метра, но тем не немее, дело происходило так.
1. Лодка приняла угол к ветру и волне и без кормовой оттяжки - наверное это индивидуальные особенности.
2. Якорь начал тонуть, причем достаточно активно, так, что стало страшно выпускать полный канат чтобы дна не достать. Решили, что это из-за слабого ветра и низкой нагрузки на швартовый канат. Дали двумя моторами тягу на задний ход достаточную для 5 узлов, скорость лодки составила 0.8 узла
Якорь сместился ближе к носу, угол швартового каната по отношению к ДП почти пропал. Но якорь не всплыл! На этом испытания признали не удачными и их прервали.
Якорь достали за страховочный канат (верх парашюта) подтягивается легко, а вот поднять на борт с большим трудом.
Сделанные нами выводы:
1. Массово имеющиеся в интернете картинки постановки на плавучий якорь являются фейками:
- или якорь маленький и не эффективный, тогда его вынесет на поверхность, а если якорь достаточно большой, то его не выносит.
2. То есть нужен поплавок для якоря, но встает вопрос за какое место его крепить, тут картинки из интернета содержат второй фейк - на них на всех трос закрепленный за верх купола не натянут, то есть это просто трос за который можно вытянуть якорь, а когда на нем стоишь, он болтается без дела.
3. Есть пару картинок, где составители на это фактически указывают, но пока не попробуешь не понятно, что именно на этом надо делать акцент.
Хотя вариант ниже он сложный.
Что подготовить:
1. Нужен буй на канате (D/2+1м) для поддержания якоря-парашюта возле поверхности. Причем крепить его надо не за купол, так как тогда за буй волны будут стараться сложить парашют, а крепить за основание парашюта.
2. Во все тросы вплести огоны с коушами, так как в критической ситуации бегать вязать узлы не лучшая идея.
3. Кормовая оттяжка долна быть наготове, но не факт, что она понадобится.