Paul

Cупер модератор
Отчёт о прохождении водного маршрута от Шацка до Оки.
10-11 июня 2007 г.
Полная версия отчёта будет опубликована позднее по постоянному адресу.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Поездка планировалась заранее. Но, в последний момент, расстановка резко изменилась – в наличии осталась одна лодка с одним экипажем. Кроме того, мы оказались ограничены по времени – не смотря на то, что в нашем распоряжении было 3 дня, двое из участников должны были вернуться в Москву на второй день. Пришлось укоротить маршрут – был исключён довольно большой 100-км участок Цны от Моршанска до Шацка. Впрочем, русло Цны там сильно извивается и возможно заросшее и заиленное. Оставшийся участок было более реально пройти за 2 дня, хотя никто не мог точно сказать, что нас ждёт.
Прибыв в Шацк, начали искать стоянку для машин. Соваться в центр города оказалось бесполезно. Стоянку нашли на бензозаправке на окраине. Стоимость – 60 руб. в сутки с машины. В Шацке есть гостиница «Турист», но она оказалась какой-то вымершей. Пообедали в местной столовке – вспомнили времена развитого социализма.
Поставив машины на стоянку, мы перегрузили лодку и вещи в джип Алексея С. Дальше предстояло найти место «стапеля». Выехали из Шацка в сторону Цны. Сначала ориентировались по карте, но вскоре вдали заблестела водная гладь реки. В поисках съезда доехали до автомобильного моста через Цну. Свернули на первый попавшийся съезд и спустились к реке – оказалось, что лучшего места и не придумать. Пока всё складывалось удачно…

1-lesnoe konobeevo.JPGIMG_0207.JPG
IMG_0209.JPG IMG_0204.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Недалеко от этого места обнаружились остатки довольно большого прямоугольного понтона, метров 20 в длину.

IMG_0210.JPG

Также у берега просматривались остатки деревянных опор старого моста или причала.

IMG_0206.JPG

Лодку собрали довольно быстро. Через полчаса всё было готово.

IMG_0211.JPG

Экипаж нашей лодки достаточно опытный – за плечами многочисленные вылазки на различных байдарках и надувной лодке Yamaran-B380 по Оке, Волге и Ахтубе. Лодка и мотор Selva были изучены достаточно, но всё равно топлива взяли с большим запасом, а вещей минимум – всё остальное осталось в машине. С нашей 50-л канистрой топлива и этим двигателем загрузка была почти предельной для выхода на глиссирование. Из средств связи были рация и мобильники. Из навигации – GPS и карты местности. И конечно спасательные жилеты.
Погода не предвещала ничего хорошего – сплошная облачность. Но это нас не могло остановить. Хорошо утеплившись, в 12:10 10 июня мы отправились по реке. Скорость составляла 29-33 км/ч.

IMG_0212.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Берега Цны на этом участке довольно низкие, заросшие травой, кустами и деревьями. Нет ни песчаных пляжей, ни обрывистых берегов. Русло реки кое-где заросло травой, приходилось маневрировать, чтобы не намотать на винт. Правда эта трава не очень опасна – она торчит из воды и её видно издалека.

IMG_0213.JPG

Первое препятствие, которое нам встретилось (в 12:27), был низковисящий провод какой-то линии. До него можно было дотянуться рукой.
Через полчаса встретился ещё один провод, но повыше.
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Вскоре (через 40 мин. после старта), впереди показалось настоящее препятствие – понтонный мост.

IMG_0214.JPG

По нему как раз лошадь тащила телегу.

IMG_0217.JPG

Мы конечно знали, что маршрут не простой и лодку тащить придётся, но по краям моста просматривались проходы.

IMG_0218.JPG

Решив, что слева всё же получше, пошли туда. Вблизи оказалось всё намного хуже – с крайних понтонов на берег заведены толстенные тросы и натянуты они очень сильно. Но вылезать и тащить лодку не хотелось – ведь под аппарелями моста мы вполне проходим. Лодка-то под тросом проходила, а вот Диме с Лёшей пришлось трос попросту перешагнуть, мне же удалось нагнуться и пролезть вместе с лодкой. Мотор тоже прошёл – трос удалось немного оттянуть.

IMG_0222.JPG

Когда проходили под аппарелью боялись как бы на мост не въехал какой-нибудь грузовик. Трос с другой стороны прошли так же. В этот момент на мост въехала машина.

IMG_0224.JPG

Очень осторожно она преодолела съезд на понтон, мост заскрипел и зашевелился. Но мы уже отправились дальше, вперёд по Цне.
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Следующий участок был весьма живописный. По берегам пошли довольно высокие холмы. Встретился симпатичный сосновый бор на невысоком, но обрывистом берегу.

IMG_0225.JPG

К этому времени нам уже порядком надоело слушать треск двигателя и ёжиться от ледяного ветра. И когда через час хода слева на высоком холме мы увидели странное сооружение в виде башни, мы свернули к берегу и пошли прогуляться.

IMG_0230.JPG

Башня оказалась сложенной из бесформенных кусков известняка на цементе. Склоны холма усыпаны каменным углём. Видимо это была печь, в которой что-то отжигали.

IMG_0233.JPG IMG_0234.JPG

Сверху открывался красивый вид на реку и её берега. Правда низкие облака всё портили. :)

IMG_0236.JPG IMG_0237.JPG IMG_0238.JPG

На другом склоне холма оказалось много вкусной земляники.

IMG_0243.JPG

Побродив 15 минут, отправились дальше. Опять встретился низковисящий провод (14:06).
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Вскоре, через 10 минут, достигли города Ямбирно и показался капитальный автомобильный мост.

2-jambirno.JPG

IMG_0244.JPG IMG_0248.JPG

Ещё через 15 минут хода впереди опять показалось что-то подозрительное. Ну всё, началось – это была Теньсюпинский гидроузел, точнее его часть - Теньсюпинская плотина. На левом берегу находится город Агломазово.

3-aglomazovo.JPG IMG_0250.JPG

Перед плотиной опять был низковисящий провод. Вот и первый обнос. Время - 14:28. Опять слева от плотины нашли подходящий участок берега и вытащили лодку с мотором. Бак и вещи перетаскивали отдельно.

IMG_0251.JPG IMG_0252.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Ниже по течению плотины берег весь в камнях, для спуска лодки очень неудобный. Тут же видны остатки старой деревянной плотины.

IMG_0254.JPG IMG_0255.JPG

На противоположном берегу виднелся ухоженный выкрашенный домик шлюзовщика, а на нашем берегу вдалеке за деревьями стояло разрушенное здание. Как потом выяснилось - бывшее здание ГЭС.

IMG_0257.JPG

Предстояло пройти ещё очень много и на осмотр окрестностей мы не стали отвлекаться.
А зря – на том берегу должен был быть вполне исправный шлюз. Но, тем не менее, через 20 минут мы были снова на воде.

IMG_0258.JPG IMG_0259.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Но радовались мы недолго – буквально через 10 минут (14:54) встретили новое препятствие – поперёк реки каменная насыпь. Точнее ряд холмиков. Справа они сильно размыты, просто куча камней, а слева и в центре эти холмики соединяет неровный деревянный настил, на котором сидят рыбаки.

IMG_0260.JPG IMG_0261.JPG

На этой каменной гряде есть небольшой, до полуметра, перепад воды. На карте в этом месте обозначен мост. Видимо холмики – остатки опор моста. И снова нам нужно обносить лодку. Осматривать здесь особо нечего, впереди неизвестно что ждать и мы спешим. Ох и неудобно же тащить по камням, но за 15 минут справились. Заодно перелили часть топлива в расходный бак – немного облегчили 50-л канистру.

IMG_0265.JPG IMG_0264.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

А вот дальше словно началась другая река. Если до сих пор Цна была вполне стабильная, предсказуемая, то следующий участок это был просто кошмар. Заросли травы посреди реки на предыдущих участках, конечно, наводили на мысль о её мелководности. Иногда приходилось и обходить отмели. Но здесь пошли какие-то заросшие острова, среди которых русло просто терялось. Иной раз приходилось искать промоины между островами, в которых можно пройти. Там нас поджидали песчаные наносы. Ко всему этому добавлялась вездесущая трава, коряги и камни известняка.

4-ostrova.JPG

Так, обходя очередной остров посреди реки, мы зацепили мотором каменистую отмель перед ним. От удара соскочил фиксатор передачи и включилась механическая блокировка на старт с включенной передачей, которая до этого заедала. Мотор заглох. Пришлось подгрести к берегу и немного повозится с мотором. Кроме торчащего тростника там кругом были заросли водорослей – такая длинная плавающая трава, незаметная издалека, довольно крепкая и моментально наматывающаяся на винт. Течение между островами сужалось и убыстрялось. Когда мы дрейфовали через очередную мель, заодно снимая траву с винта, я замерил по GPS скорость течения – 2,4-3,3 км/ч. На выходе из этого участка стукнулись мотором ещё раз, скорее всего об топляк.

На фото - вид назад, на пройденный участок с островами, видны маленькие островки, но были и большие, скорее похожие на промытый берег. Время - 15:34

IMG_0270.JPG

А это - утиная семья, переплывшая нам путь. За ней виднеется островок, а на переднем плане виднеется сплошное поле плавающих водорослей.

IMG_0267.JPG

Лодочки местных жителей.

IMG_0266.JPG

Такие лодки там используются на всём протяжении Цны. Они сделаны из досок либо встык, либо внахлёст, типа клинкерной обшивки. Те, которые гладкие, досками встык, похожи на какие-то ящики. К тому же редкие из них крашеные. Обычно они все бурые или чёрные. Моторных лодок мы там не встречали. Только в одном месте у группы отдыхающих, приехавших на машинах, увидели надувную лодку с ПЛМ и гидроцикл.
Рыбаки встречались, но не часто. Некоторые ловили с берега, кто-то с маленьких резиновых лодок, другие – с деревянных.
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Сразу на выходе с участка островов (15:38, прошли примерно за 30 минут) мы натолкнулись на деревянный пешеходный мостик. На фото хорошо видно узкое русло реки, повсеместные заросли травы. Перед ним у левого берега стоял понтон из двух труб, видимо используемый как небольшой паром.

IMG_0271.JPG IMG_0274.JPG

Мостик этот мы просто прошли насквозь, не вылезая из лодки. Опоры у него стоят неравномерно – то шире, то уже, так что нашли, где расстояние между опорами побольше и прошли.

IMG_0275.JPG IMG_0276.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Почти сразу за мостиком, минут через пять (15:44) обнаружилось очередное препятствие – ряд больших стальных труб, видимо опять остатки какого-то моста. Через них был небольшой перепад воды, между трубами течение бурлило. Возможно, что в воде валялись железки и камни. На левом берегу местные пацаны ловили рыбу. После предыдущих беспрерывных препятствий и маневрирования между мелями и травой мы не стали с ходу преодолевать это опасное место, а вышли на берег осмотреться – каков перепад, нет ли подводных препятствий. Рыбаки молча взирали на нас как на инопланетян. Решив, что можно проплыть, мы осторожно, управляя вёслами, прошли между трубами.

IMG_0277.JPG IMG_0281.JPG IMG_0282.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Дальше снова Цна резко изменилась – она опять стала похожа на нормальную реку. Исчезли острова, мели и трава стали встречаться всё реже. Русло реки всё время изгибалось. Пошли обрывистые берега и плёсы. До сих пор песчаных пляжей не встречалось. Своими очертаниями и пропорциями река нам напоминала Ахтубу. На одном из пляжиков мы решили, наконец, сделать привал. Было около 4 вечера.

IMG_0283.JPG IMG_0284.JPG IMG_0285.JPG

Остановка заняла примерно полчаса. Всё это время мы держали связь с сухопутной группой при помощи сотового телефона. Доложив о своём местоположении, договорились встретиться в районе Сасово. Перекусив, пошли дальше.
Через некоторое время снова пошли низкие, заросшие кустарником и травой берега.

IMG_0291.JPG

Обрывы с гнёздами стрижей продолжали встречаться. Этот участок был довольно протяжённый. Каких-либо проблем мы не встретили, за исключением, пожалуй, самых неприятных препятствий – ими оказались шнуры, натянутые поперёк реки. Не знаю, зачем местные жители это делают, но опасения на скорости 30 км/ч надеться на такую верёвку не покидали меня до конца путешествия. Кроме этих верёвок, конечно же, были и сети поперёк реки, и донки и т.п. Совершенно ясно, что моторное судно в этих местах – редкий гость.
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Продолжение следует...
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Замечательный отчёт о путешествии. Тем более, что я детство в тех краях провёл. Жду финальной части: Сасово - устье Оки (как я понял). Хочу на катере пройдти этот маршрут в 2008г. Судоходен ли этот маршрут для катера сегодня?
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

нет конечно, люди на небольшой надувнухе-то намучались.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

нет конечно, люди на небольшой надувнухе-то намучались.

Никита! Ты зачем народ пугаешь? вот до этого мостика, который находится приблизительно в восьмидесяти километрах от устья Мокши - река теоретически судоходна.

Поясняю термин "теоретически" - это значит:

1. Никаких непреодолимых препятствий (типа неразводных мостов, плотин и т.п.) - нет.
2. Глубины никто не промерял - но по ощущениям (расплывчато, конечно...) прошедших этот участок на моторке Дмитрия, Алексея и Пауля глубин меньше метра не было.
Дело было в середине июня - вода стояла еще большая.
 

Вложения

  • 10602.jpg
    10602.jpg
    29.4 КБ · Просмотры: 1 026
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Этот мостик с фотографией на Мокше, как я понял. Т.е. до устья Цны нельзя добраться на катере от Оки. А ГРЭС на Мокше ещё есть (которая у устья Цны)? Состояние?
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Этот мостик с фотографией на Мокше, как я понял. Т.е. до устья Цны нельзя добраться на катере от Оки. А ГРЭС на Мокше ещё есть (которая у устья Цны)? Состояние?

Э, минуточку, я ещё не добрался до Мокши, где у меня про Мокшу написано? Я ещё по Цне иду. Терпения, господа, усё будет...
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Спасибо за ссылку, изучил. Я тут наткнулся на свежий гос. документ датированный 2008г. о необходимости восстановления судоходства по Мокше и Цне аж до Теньсюпинской плотины. Правда, смутило, что из регионального бюджета...
 
Верх