Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Владимир, расскажите про это насколько можно подробнее! Мокша и Цна более чем досягаемы для меня, Мокша впадает в Оку, на ней же стоит мой катер.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Продолжаю повествование. Фото некоторые уже видели в старой конференции, но рассказ тоже будет полезен. Кроме того здесь я даю полноразмерные фото.

К половине шестого мы приблизились к Сасово. Рыбаки по берегам и на лодках стали встречаться намного чаще.
На подходе к Сасово встретились два ряда заросших травой и кустами холмиков поперёк реки. В основании их были камни и остатки бревенчатых конструкций. Очень похоже на опоры старого моста или основания плотины. Между ними течение убыстрялось, виделся небольшой перепад воды – видимо между этими кучами были насыпи, частично перегораживающие реку. Поэтому мы подняли мотор и прошли их без остановки, управляя вёслами.

IMG_0297.JPG IMG_0298.JPG

IMG_0299.JPG IMG_0300.JPG

Сразу за ними показался стальной железнодорожный мост, а за ним – железобетонный автомобильный.

IMG_0302.JPG 5-sasovo.JPG

По железнодорожному мосту в этот момент промчалась электричка.

IMG_0308.JPG

На автомобильном мосту мы заметили знаки судоходной обстановки.

IMG_0305.JPG IMG_0310.JPG

По берегам валялись старые понтоны,

IMG_0304.JPG IMG_0307.JPG

а у основания железнодорожного моста из воды торчали брёвна опор старого моста или плотины.

IMG_0306.JPG

Не далеко от одного из мостов на левом берегу мы заметили ухоженный крашеный домик, похожий на служебный. На воде перед ним стояла алюминиевая лодка с мотором и какой-то надписью. Это было первое моторное судно встретившееся нам (но почему-то я её не сфотографировал 🇧🇼 ). Правда в самом начале путешествия мы видели на берегу гидроцикл и надувнушку с мотором, но это были отдыхающие, приехавшие на машинах. Местных моторных судов мы до сих пор не встречали. На этом участке, особенно между холмиками и мостом, много людей – отдыхающих и рыбаков.
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Время ещё было не позднее, темп мы набрали хороший, поэтому искать место для встречи с сухопутной группой не стали, а пошли дальше. Было вполне реально успеть дойти до Устья. Кругом по берегам и в лодках встречались рыбаки. После Сасово слева оказался большой залив, в который мы по ошибке сунулись, думая что это река опять повернула. Сориентировавшись, повернули направо и легли на верный курс. В заливе и по берегам реки полно рыбаков, некоторые стояли по пояс в воде в болотных сапогах. Берега сильно заросшие.
В шесть вечера мы сделали небольшую передышку – надо же было в очередной раз попробовать покидать блесну. Справа увидели проход в какой-то заросший залив и протиснулись сквозь его узкое и заросшее кустами горло. Залив был мелкий и весь заросший кувшинками. Перемещаться по нему можно было только на вёслах. Мы с Димой гребли, а Алексей упражнялся со спиннингом (а я ещё упражнялся в фотосъёмке :) ).

IMG_0316.JPG IMG_0318.JPG

Через 15 минут, никого не поймав, мы обернулись и увидели чёрную тучу, идущую со стороны выхода из залива.

IMG_0320.JPG

Мы поспешили обратно. На выходе из залива нас встретил сильный ветер. Вскоре пошёл дождь. Туча шла как раз оттуда, куда нам нужно было идти.
Укрываться было уже поздно, кругом были заросшие берега, палатку мы оставили в машине. Поэтому мы пошли вперёд. Ветер разогнал по Цне приличные волны, прямо-таки штормило. На скорости 33 км/ч лодка скакала по волнам. Дождь хлестал не переставая.

Очки у нас Димой были мокрые и мы почти ничего не видели, но нас это не могло остановить!
(Хорошо что здесь нам не встретились эти дурацкие верёвки поперёк реки :D ).
Я даже умудрился сделать несколько снимков, правда объектив пришлось всё время протирать.

IMG_0321.JPG IMG_0322.JPG

Рыбаки по берегам, иной раз в одних плавках, удивлённо взирали на нас, укутавшихся от дождя и встречного ветра во всё что у нас было. В конце концов, мы вышли из этой грозовой зоны. Но тучи с дождём всё равно периодически появлялись над нами. Иногда мне казалось, что они скапливались как раз над рекой.

IMG_0325.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

По дороге встретилась совершенно целая но заброшенная баржа.

IMG_0324.JPG

В одном месте мы чуть не намотали сеть или донку – постоянно опасаясь всяких верёвок, мы всю дорогу пристально следили за рекой. Но эта верёвка шла под водой поперёк реки и мы увидели её поздно. Дима среагировал мгновенно и в последний момент откинул работающий мотор, лодка по инерции прошла над сетью. Постепенно погода наладилась. Мы миновали Устье и вышли в Мокшу.

6-ustje.JPG

Тут нам встретилась надувнуха с мотором. Дело близилось к вечеру (19:20) и пора было искать место для стоянки. Согласно договорённости с сухопутной группой, нужно было найти место с подъездом туда на машине, около какого-нибудь автомобильного моста. Ближайшим мостом был Казённый мост. Но по дороге к нему мы увидели остатки деревянной плотины и заброшенное кирпичное здание на правом берегу. Это была Рассыпухинская ГЭС.

7-rosomach.JPG

IMG_0326.JPG IMG_0328.JPG

IMG_0327.JPG IMG_0329.JPG

IMG_0362.JPG IMG_0360.JPG

Историческая справка:
В 50-е годы было положено начало строительству больших межколхозных гидростанций. Самую крупную из них – Рассыпухинскую на реке Мокше – мощностью 2 тыс. кВт ввели в строй в феврале 1953 года. Долго и трудно шло строительство: отсутствовали дороги, списанные военные автомашины больше ремонтировались, чем работали, совершенно не было автовышек и подъемных кранов. Основные работы велись вручную, на лошадях или тракторах. Однако, несмотря на тяжелый ручной труд, люди работали с воодушевлением, понимая значимость строительства. В то время это была самая мощная межколхозная гидроэлектростанция в Советском Союзе. ГЭС стала питать электричеством четыре района области.
О Рассыпухинской ГЭС
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Остановившись сразу после плотины, мы поднялись на крутой берег и исследовали здание ГЭС. Основание электростанции сохранилось хорошо. Кровля и стены тоже сохранились неплохо. На противоположном берегу подходного канала виднелся остов катера БМК-130.




Мы поднялись на здание. Машинный зал был пустой. На месте турбин остались колодцы, внутри их виднелась вода. Идти дальше было опасно – штукатурка и целые слои облицовочных кирпичей отслоились от стен и могли обрушиться в любой момент.




Мы вернулись к лодке. Было уже полвосьмого вечера. На другом берегу на насыпи виднелся семафор. Не зная о том, что за насыпью был шлюз, мы пошли дальше. Через несколько минут показался автомобильный мост – Казённый мост на Мокше.

IMG_0367.JPG IMG_0368.JPG IMG_0366.JPG IMG_0369.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Доложив сухопутной группе, где мы будем их ждать, стали искать подходящее место для лагеря. Сразу за мостом миновали группу рыбаков на небольшом полуострове, за которым был какой-то залив. Сразу за ним и остановились. Поднявшись на крутой берег увидели кострище и грунтовую дорогу. От нас был виден мост. Решили ждать остальных здесь. Развели костёр и стали сушиться. Через пару часов сухопутная группа выехала на Казённый мост и по рации и с помощью фальшфееров мы навели их на место стоянки. Как и планировалось, на машине привезли наши вещи и палатки. Естественно воссоединение мы отметили как положено. Шашлыки оставили на потом – закуски и так было достаточно. Обменявшись впечатлениями за прошедший день, улеглись спать в палатках.

IMG_0371.JPG
наша лодка на Мокше
IMG_0370.JPG IMG_0372.JPG
Рано утром, в полседьмого, сгоняли на лодке к Рассыпухинскому шлюзу, который пропустили накануне вечером. От шлюза мало что осталось. Стены шлюзовой камеры осыпались и заросли. Нижние ворота сохранились получше. Лучше всего сохранился семафор. Он возвышался над руинами как памятник.









Вернувшись в лагерь и позавтракав, мы договорились, где будем встречаться на Оке, быстро собрались и в 8 утра 11 июня продолжили путешествие по Мокше. В отличие от предыдущего дня, с периодическими дождями и низкими облаками, погода стояла отличная. Но мы всё равно укутались тепло – встречный ветер на скорости продувал насквозь. Сухопутная же группа отправилась исследовать гидроузлы на машине.
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Всёж я ошибся. Сонными глазами блуждая по И-нету. Документ на другую тему: О неких субсидиях на обеспечение безопасных условий судоходства. Мокша и Цна в нём почему-то?
Вот он: http://www.garant.ru/prime/20080201/12058618.htm
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

а какие гидроузлы? как я понял, все они остались на цне, а на мокше он всего один.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Всёж я ошибся. Сонными глазами блуждая по И-нету. Документ на другую тему: О неких субсидиях на обеспечение безопасных условий судоходства. Мокша и Цна в нём почему-то?
Вот он: http://www.garant.ru/prime/20080201/12058618.htm

интересный документ, в нем и вся судоходная ока.

но что-то мне подсказывает, что вряд ли эти деньги дойдут до непосредственных исполнителей, и они ничего не сделают.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Интернет, понимаешь 🇦🇶
Во всех туристских путеводителях указано: "Ниже впадения Цны Рассыпухинская ГЭС. Проходить удобнее шлюзованием." Ага, попробуйте...
Все перепечатывают друг у друга не глядя. Причём на одном сайте указано, что последний раз редактировался в 2001 г.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

интересный документ, в нем и вся судоходная ока.

но что-то мне подсказывает, что вряд ли эти деньги дойдут до непосредственных исполнителей, и они ничего не сделают.
Не думаю, что земснаряд работавший напротив дзержинского речного вокзала на Оке этой осенью служащие ГБУ наняли на съэкономленные на завтраках деньги. На что-то его нанимают и оплачиают. Да и на Вогле прошлым летом видел земснаряд работавший в районе устья Медведицы. Может этого и мало, но помнится не так давно (лет 10 назад) была неразрешимая проблема, как восстановить плотину и шлюз в Белоомуте.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Paul сказал(а):
...Во всех туристских путеводителях указано: ...
"А вы не читайте советских газет..." (с)
Интернет это большая помойка. По которой бегают толпы сайтовладелцев с растопыренными пальцАми. У большинства из них нет ни малейшей ответственности за написанное. А, многие, даже не совсем понимают о чем пишут.
 
Последнее редактирование модератором:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Не думаю, что земснаряд работавший напротив дзержинского речного вокзала на Оке этой осенью служащие ГБУ наняли на съэкономленные на завтраках деньги. На что-то его нанимают и оплачиают. Да и на Вогле прошлым летом видел земснаряд работавший в районе устья Медведицы. Может этого и мало, но помнится не так давно (лет 10 назад) была неразрешимая проблема, как восстановить плотину и шлюз в Белоомуте.

на оживленных участках судоходство активно поддерживается уже несколько лет. на верхней оке есть два земснаряда и одна черпалка, они трудятся всю навигацию. осуществляют обязательные работы в начале и конце навигации на всем участке, между началом и концом навигации копают там, где осуществляется судоходство. только вот все равно там мелко.

а плотина была Кузьминская, она вообще развалилась и как раз 9 лет назад ее чинили, но и это понятно, так как без нее судоходство будет невозможным вообще. мы шли в Казань и конкретно сели на мель между кузьминским шлюзом и причалом "Константиново", потому что судовой ход был забит несколькими земнснарядами и пришлось их обходить, но сразу за земснарядами была глубина по пояс. сдернули мотозавозней. в этом году в шлюз белоомут снизу некоторые суда войти не могли - застревали, с одного брандспойтом сбрасывали ччасть песка в реку, потом из рязанского техучастка пришел "Плес" с плавкраном и выкопал пять кубометров грунта в нижнем подходном канале. я из-за этого три или четыре часа ждал шлюзования.
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Ну так значит доходят. Пусть и не полностью. Значит вопрос только в размере этих субсидий.
Вон в Ираке амеры где-то проворонили целый миллиард налом (этож целый вагон налички), а солдатики задержки зарплаты и задержки поставки батареек для GPS не заметили. Так надо и у нас, что бы всем хватало.
А воровать всё равно будут. Так везде.:ak:
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Классные фотки и очень интересный рассказ.
Спасибо Paul:ay:
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Спасибо :eek: Поехали дальше.

На участке от впадения Цны до Оки, Мокша представляет собой типичную равнинную реку, своими очертаниями напоминая Оку, но в миниатюре. Те же песчаные плёсы, те же крутые берега, но всё в уменьшенном масштабе. Берега во многих местах заросли деревьями и кустарником. Русло реки постоянно изгибается, иногда довольно круто. Особых препятствий движению не было, но мы всё равно старались держаться крутого берега, где было заведомо поглубже. Только иногда объезжали торчащие из воды ветки упавших деревьев. Так как русло всё время петляло, то приходилось постоянно закладывать повороты и переходить от одного берега к другому.

IMG_0399.JPG
Типичные берега Мокши. Слева
виден рыбак с палаткой. У воды
стоят многочисленные удочки (донки?)

IMG_0395.JPG
Закладываем очередной поворот.

IMG_0398.JPG IMG_0404.JPG
Бесконечные изгибы реки.

На всём протяжении по берегам встречалось много рыбаков с машинами, палатками и лодками. То и дело приходилось объезжать донки и прочие рыболовные снасти. Населённых пунктов не было видно. В полдевятого мы устроили небольшую остановку погреться и подкрепиться.

IMG_0409.JPG IMG_0410.JPG
Типичный вид Мокши.

Через полчаса продолжили путь. Так как стало ясно, что особых препятствий больше не будет, мы с Димой поменялись и за мотор сел я. Так, до самой Оки я и управлял лодкой.

В 9:12 нам встретился настоящий судоходный знак: «якорь не бросать». Через 500 метров был ещё один, а между ними из обрыва круто вниз уходила труба, не то кабель, не то газопровод.

IMG_0414.JPG
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

По берегам по-прежнему было много рыбаков. Иной раз встречались целые палаточные городки туристов. Рядом стояли машины и надувные лодки. Проходя мимо плывущих надувных лодок, я снижал скорость. Один раз на берегу снова показался палаточный городок. Женщина опасливо посмотрела в нашу сторону и подбежала к воде – с берега под воду уходила верёвка. Но мы уже были учёные и давно заметили её сами. Взяв подальше от берега, мы прошли над шнуром. Сразу видно, что на этом участке реки моторные суда были редкостью.

В полдесятого мы сделали второй привал. Мы уже никуда не спешили, поэтому спокойно разожгли костёр и стали обедать.

IMG_0415.JPG

Неожиданно показалась моторная лодка с рыбаками, предположительно алюминиевая. Какое-то время они что-то делали у противоположного берега напротив нас, а потом ушли. Голоса были хорошо слышны – на воде звук далеко разносится.

IMG_0416.JPG

Через час мы продолжили путь. Теперь уже нам стали часто встречаться моторные лодки, надувные и алюминиевые. Приходилось их обгонять или расходится при встречном движении, прямо как на больших судах на судовом ходу. Да, за эти два дня я уже успел привыкнуть, что кроме нас на Цне и Мокше моторных судов не было. Единственными участниками движения были вёсельные лодки и гуси.

За очередным изгибом реки я увидел большое пространство воды и моторные лодки. Приблизившись, я увидел, что волны какие-то большие и берег как-то далеко, а слева виднелся красный буй – это была Ока. Вот так незаметно подошло к концу наше путешествие. Достигнув противоположного берега мы остановились, чтобы осмотреться и сориентироваться. Я тут же отослал СМСку что цель достигнута. Было 11 утра. Маршрут от Казённого моста, недалеко от впадения Цны в Мокшу, до устья Мокши мы прошли за 3 часа. Из них почти 1,5 часа ушло на два привала.

IMG_0420.JPG IMG_0421.JPG

Мы на Оке! На левом фото на заднем плане устье Мокши.
На правом фото на заднем плане вдалеке виднеется красный буй судоходной обстановки.
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Дальше мы согласно плану пошли вверх по Оке до пос. Захаровский рядом с пристанью Ватажка.

8-zakharovsky.JPG

Там есть залив и автодорога, а главное есть отличный ориентир – ЛЭП, обозначенная на карте. Её видно с воды, поэтому мимо не пройдёшь. В заливе мы разобрали и отмыли лодку. Рядом обнаружили затопленную старинную клёпаную баржу.

IMG_0427.JPG IMG_0429.JPG IMG_0432.JPG IMG_0439.JPG

Ближе к вечеру подъехали на машинах остальные участники экспедиции. Наконец дошла очередь и до шашлыка…

Можно подвести итоги. Маршрут от Шацка до устья Мокши пройден за два неполных дня. От Шацка до Сасово прошли за 5,5 часов с двумя обносами и двумя остановками на отдых и многочисленными задержками (трава, мели, мосты). От Сасово до Казённого моста – за 2,5 часа с одной остановкой. Ходовое время по Мокше составило 1,5 часа. Скорость – 29-33 км/ч. По дороге мы пропустили и не осмотрели один шлюз у Агломазово. Измерение глубин мы не делали, но по Мокше и Цне до Сасово, движение водоизмещающих судов скорее всего возможно, правда с осадкой до полуметра.

p.s. Все фото лежат здесь: http://photofile.ru/users/leonardy4/2777007/
 
Последнее редактирование:
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Хорошо написано! Спасибо!
А труба пересекающая Мокшу - это нефтепровод на Запад.
На левом берегу около нефтепровода остатки дизельного парома покоятся. Переправа, может, была ?
 
Ответ: Цна-Мокша-Ока 2007

Еще несколько фоток в тему из старой конференции. В основном про те гидроузлы, которые были осмотрены в сухопутном режиме.
Итак, Мутасьевский шлюз. По сравнению с Рассыпухинским - сохранился просто прекрасно. Шутка. Не функционирует.
 

Вложения

  • PIC22.jpg
    PIC22.jpg
    42.2 КБ · Просмотры: 1 074
Верх