Буксировка судов

Владимир Ленько

Старожил форума
Пришлось участвовать в мероприятии по буксировке "Ярославца", оказавшегося без хода и потерявшего руль. Решение неразумное, скорее по принципу "...товарища выручай", особенно если учесть. что надвигался шторм. На борту был профессиональный капитан, он и выполнил самые сложные задачи - крепление буксирного конца, снятие с якоря "Ярославца", вытравившего цепь не меньше, чем на 80 м. Место встречи - за дамбой, вблизи главного фарватера. К моменту взятия на буксир ветер достигал 20 м/с, волна до 2 м. В процессе "отрихтовал" леера "Кэтти" на площадке ЛБ. Начали двигаться, но ярик сильно рыскал и мне не удавалось поддерживать курс хоть примерно в нужную сторону. Из Кронштадта вышел мощный катер и находился рядом. Я запросил помощи, показывая, что нужно буксировать "Ярославец". Дважды я показывал в его сторону, но буксир подали всё-таки мне и это было крайне опасное и неграмотное решение. Оказавшись растянутой между мощным буксировщиком и отчаянно рыскающим "Ярославцем", "Кэтти" получала запредельные крены, я думал - всё - перевернётся. На ярике готовились рубить конец, чтобы я не утопил и их тоже. К счастью, лопнул второй буксир, я сбросил первый и поволокли только ярик. Отстоялись в Кронштадте у стенки, где лоцманские катера, и много свободного места, но непонятные хозяева пространства содрали деньги за три дня, хотя ночей была только пара (я не платил). В четверг ветер стих и буксировка продолжилась относительно успешно. Сначала шли в кильватер. Потом решили попробовать буксировку под бортом. При перестройке я намотал буксирный конец на винт (не заметил, что нейтраль проскочила и отрабатывает задний ход тихонько так). Опять же, выручил Александр (который профессионал) - нырял в гидрокостюме, конец срезал, винт освободился. В конце концов, удачно дошли до входа на фарватер "Балтийского берега". Зная его узость и коварство, я отказался идти дальше (хоть тут не ошибся). Ярик пытались завести РИБ и ещё малый катер - не получилось, разумно отказались. Ночью этот летучий ярик снялся таки с якоря, наблюдающие за ним поймали его во время, вблизи морского канала, вытравили всю цепь. Вновь шторм, теперь буксировать взялся Александр, его "Фламинго" мог попасть под арест. Но обошлось и с высочайшей точностью он протащил таки упрямого рыскучего ярика в родную гавань. Я и раньше видал его ювелирную работу, теперь поучаствовал сам в качестве матроса. Приключение закончилось. Мои потери - разбитая рюмка и стекло рубки (летящей за борт канистрой с бензином). Леера выправили быстро - сварку Александр обеспечил. Концы были его, прилично их потрепало. Я никогда не видел, чтобы концы, не трос стальной, прорезали металл...
Сухой остаток:
- браться за буксировку в штормовых условиях, на неприспособленном для этого судне (точка крепления буксирного конца далеко в корме, это неправильно !) - нельзя;
- нельзя было соглашаться на неправильную буксировку состава, где лёгкое судно посередине - такая ошибка могла привести к гибели судна;
- ходить с неотрегулированной машинкой переключения реверса, когда нейтраль ловится "на слух" - то ещё разгильдяйство.
Положительная сторона: "Кэтти" выдержала экстремальную проверку остойчивости на больших углах крена. Выдержали амортизаторы ЕМ, хоть и не было доп. страховки. Не сместились тяжёлые балластные грузы. Хотя и был заметный крен от кучи книг и других предметов, сорвавшихся с мест. В конце концов, все живы и материальные потери невелики. Если не считать "Ярославца", требующего серьёзного ремонта после посадки на камни
 
Последнее редактирование модератором:
А за корму вообще неуправляем буксир.
Так на буксирах лебедка сзади стоит
otshvartovka_s_pomoshhyu_buksira.JPG
 
Лебёдка смещена к центру, потому возможен поворот судна-буксировщика в нужную сторону. Трос может поворачиваться до 90 градусов на борт, а в случае угрожающего крена буксира - предусмотрен быстрый сброс троса. Yura прав, за самую корму - буксир неуправляем, я теперь тоже это знаю, проверив на практике.

Ещё наблюдение по буксировке под бортом. Сначала я пытался держать свой курс, но ярик упорно рыскал и траектория наша ну очень извилистая получалась. Потом приспособился следить за курсом ярика и заранее противодействовать его уходу с курса, Так получалось вполне прилично, хоть и требовало большого внимания. Прежде чем "Кэтти" могла подправить его курс, надо было выбрать люфт, концы допускали некоторую свободу
 
Я никогда не видел, чтобы концы, не трос стальной, прорезали металл...
Да, такое случается. Как-то весной, во время ледохода, придя утром на катер, был крайне удивлен тому, как полипропиленовым канатом D-25мм разрЕзало обрамленный прутком клюз и участок фальшборта, при этом канат продолжал выполнять свое предназначение, удерживал судно.
 
20 страниц для покаянной темы - неплохо. Ошибаться не хочется, но когда уже случилось... Пришлось участвовать в мероприятии по буксировке "Ярославца", оказавшегося без хода и потерявшего руль. Решение неразумное, скорее по принципу "...товарища выручай", особенно если учесть. что надвигался шторм. На борту был профессиональный капитан, он и выполнил самые сложные задачи - крепление буксирного конца, снятие с якоря "Ярославца", вытравившего цепь не меньше, чем на 80 м. Место встречи - за дамбой, вблизи главного фарватера. К моменту взятия на буксир ветер достигал 20 м/с, волна до 2 м. В процессе "отрихтовал" леера "Кэтти" на площадке ЛБ. Начали двигаться, но ярик сильно рыскал и мне не удавалось поддерживать курс хоть примерно в нужную сторону. ......
Положительная сторона: "Кэтти" выдержала экстремальную проверку остойчивости на больших углах крена. ... Если не считать "Ярославца", требующего серьёзного ремонта после посадки на камни


"Начали двигаться, но ярик сильно рыскал и мне не удавалось поддерживать курс хоть примерно в нужную сторону. "
Мне приходилось не раз буксировать одиночные объекты, малые катера. В кильватер. Как показывает практика нужна оттяжка другим судном. Или если нет подойдёт обычная покрышка привязанная к корме буксируемого объекта. Для Ярославца пошло бы от джипа. Для МСП от легковой машины подойдёт. Пробовал всё работает отлично, но расход топлива увеличивается.
 
В моём случае буксировки плавучий якорь не помог бы. В любой момент времени, куда бы ни стремился тот Ярик, "Кэтти" руля не слушалась : переложен на ЛБ, даю ход, идёт поворот вправо - от натяжения буксирного троса. Винт у меня чуть ли не по центру, руль рядом, момент от руля получается слабее, чем момент от троса, который к самой корме закреплён (иначе - никак, высокая надстройка, сам себя переверну)... Никак не гожусь для буксировки в кильватер... Под бортом - получалось неоднократно.
"Бы": не будь рядом мощного катера - пришлось бы пробовать подруливать резервным ПМ. Получилось бы или нет - большой вопрос. Волна, выскакивание, беготня от румпеля ПМ к штурвалу с риском вылететь за борт... Нет, не худший расклад вышел, хоть и ашипка - несомненная.
 
В моём случае буксировки плавучий якорь не помог бы. В любой момент времени, куда бы ни стремился тот Ярик, "Кэтти" руля не слушалась : переложен на ЛБ, даю ход, идёт поворот вправо - от натяжения буксирного троса. Винт у меня чуть ли не по центру, руль рядом, момент от руля получается слабее, чем момент от троса, который к самой корме закреплён (иначе - никак, высокая надстройка, сам себя переверну)... Никак не гожусь для буксировки в кильватер... Под бортом - получалось неоднократно.
"Бы": не будь рядом мощного катера - пришлось бы пробовать подруливать резервным ПМ. Получилось бы или нет - большой вопрос. Волна, выскакивание, беготня от румпеля ПМ к штурвалу с риском вылететь за борт... Нет, не худший расклад вышел, хоть и ашипка - несомненная.

Тоже думал не поможет "плавучий якорь" т.к. взял на буксир (работая на бычке 1600 л.с "РБ-251" у приёмного буя новострой судно 30м. Завели буксир дали ход и он начал гулять от одного борта на другой ( экипажа на буксируемом объекте не было) под борт не брали т.к.не хотели царапать ему борта. Опустили оттяжку на корме объекта, как я ранее писал. Всё побежали без проблем, учитывая его тормозной путь.
 
Одно дело буксир, у которого буксирный гак перед рулём в нескольких метрах. А другое после руля буксир привязать, в этом случае управляемость 0 и даже наоборот, в другую сторону рулить нужно, но оч. плохо рулится и не каждый сообразит.
 
Судя по всему буксировка тросом тяжёлых объектов отнюдь не простая операция.Помимо потери управляемости описаны случаи опрокидывания буксиров от рывка буксирного троса.

Силы, действующие на буксир.png
 
Парни. Нужно отбуксировать секцию на плавного моста. Вес около 12 т. Расстояние около 3 км. Нужно туда и обратно. Как лучше это слелать? Пот борт? Боюсь управление не очень будет. На буксир?
 
Буксир нужно цеплять как можно ближе к носу, иначе управляемости не будет. А на переделанном 371 это может быть проблемно.
Тогда под борт.
 
Парни. Нужно отбуксировать секцию на плавного моста. Вес около 12 т. Расстояние около 3 км. Нужно туда и обратно. Как лучше это слелать? Пот борт? Боюсь управление не очень будет. На буксир?
Я бы, взял под борт.
 
Надежнее всего толканием, но вряд ли удастся нормально раскрепить. На буксире проблемно, поведение буксируемой секции может быть непредсказуемым. Правильно говорит Antel, надежнее и безопаснее под бортом, но поворот на занятый борт будет затруднен.
 
Хочу буксирвать своим.
Есть мысль зацепить за проушины за которую поднимаю.
 
Я бы под борт взял. Понтон обзора не закрывает, сцепка рулиться будет хуже, но не сильно , поскольку он плоскодонный, приноровиться можно, .
 
Я бы под борт взял. Понтон обзора не закрывает, сцепка рулиться будет хуже, но не сильно , поскольку он плоскодонный, приноровиться можно, .
Мне около 3 км спуститься, потом через пару дней подняться.
У нас открывают типа памятник после ремонта. 28 августа открытие шуховской башни. Надо причал для валдая подтянуть. Вроде как начальство приехать хочет.
 
Секция наплавного моста широкая может не хватить перекладки руля для прямолинейного движения.
 
Верх