Белое море

Слава Богу, это не со мной произошло)
Со слов - Когда выбило люмик в рубке и с каждой волной тонна - полторы воды стала вовнутрь закатываться, стало страшно. Броняшек нет)) Запечатали кое-как. Топлива мало и существовала опасность, что его для возвращения не хватит. Одели все гидрокостюмы, поднялись наверх. Подали мэйдэй на 16 канале и по инмарсату. Что конкретно на это сподвигло - хз (про критичные крены не слышал, поступление воды ликвидировали, топлива по итогу хватило).
Спирта много с собой брали. Косяков напороли за рейс - не разгрести.

Спасибо за интересные подробности. Обычный иллюминатор, не усиленный прочной водонепроницаемой защитой по Правилам Регистра считается водопроницаемым и подлежит учёту в расчётах как возможная точка заливания.Звучит казалось бы абстрактно.

На самом деле получается, что очень даже конкретно! С каждой волной тонна - полторы воды стала вовнутрь закатываться, стало страшно.То есть заливание судна не обязательно происходит за один раз и сразу, а вот так постепенно может приводить к развитию критической ситуации с непотопляемостью.

Возможный отказ двигателя в этих условиях приводит к развороту судна лагом к волне,а случайный шквал ветра в подветренный борт (наподобие толчка качелей) подтолкнёт судно к переваливанию на противоположный борт с возможностью заливания через открытые отверстия (выбитые и открытые иллюминаторы, двери, люки, кокпит и т.д.) Именно такую ситуацию рассматривает Регистр при проверке устойчивости судов в тех или иных районах или условиях плавания.

Известный опыт показывает, что в штормовую погоду высока вероятность выявления какой нибудь непредвиденной хряни: хилый иллюминатор (а ведь бывают ещё и мебельные двери и и люмики), незакрытый люк, бочки на палубе,обледенение, парусная надстройка и т.д. Негативный фактор может сработать и потянуть за собой цепочку прочих осложнений.О чём и свидетельствует описанный яркий пример.

Короче говоря как не крути, а плавание судна вне предписанных ему правильных ограничений по району плавания, волне и ветру крайне не рекомендуется.Это вовсе не означает, что судно непременно найдёт проблемы и сразу пойдёт ко дну, но вероятность возникновения таких проблем возрастает многократно.А там уж как Бог даст.

Насчёт выбивания иллюминаторов помню такой случай. Очень давно, ещё были живы родители, плыли мы на т.н. речном трамвайчике - теплоходе типа «Москвич» из Ленинграда в Петергоф.Погода была свежая, но т/х так или иначе выпустили.На подходе к Петродворцу ветер усилился, волна заиграла круче, ощутимо качало, народ нервничал.И вот в один прекрасный момент, совершенно неожиданно раздался жуткий треск.Волна выбила окно по левому борту в носовом салоне, где мы находились. Под дамский визг люди побежали вон, а команда пыталась заткнуть проём куском фанеры.Как сейчас помню переливающийся с борт на борт поток воды по зелёному полу салона, неприятная доложу вам минута.Если бы не приближающаяся пристань Петергофа уж и не знаю, чем бы это всё кончилось.
 
Зимний берег Белого моря, р. Мегра
30737F55-B91B-4849-B745-E54BDE2CFC7B.jpeg68E4F188-53F0-4A36-8F57-433DCAC7D957.jpeg5B7ED042-AE6C-49CF-8CFE-35467232209C.jpeg61DC6ECA-93CA-4FC9-B382-362465DACE0B.jpeg6756DA9F-40DA-499C-A1DA-EC8A0D332C91.jpeg468D83FC-2718-45C6-AFCD-9F1734450A97.jpegCA6CD600-26DB-4F75-94EA-83D097A6B104.jpeg148F3973-597E-451C-90CB-D99AADD15769.jpeg30737F55-B91B-4849-B745-E54BDE2CFC7B.jpeg68E4F188-53F0-4A36-8F57-433DCAC7D957.jpeg5B7ED042-AE6C-49CF-8CFE-35467232209C.jpeg61DC6ECA-93CA-4FC9-B382-362465DACE0B.jpeg6756DA9F-40DA-499C-A1DA-EC8A0D332C91.jpeg468D83FC-2718-45C6-AFCD-9F1734450A97.jpegCA6CD600-26DB-4F75-94EA-83D097A6B104.jpeg148F3973-597E-451C-90CB-D99AADD15769.jpeg2472D929-52EC-4C2D-8E77-1A52706B4C63.jpeg
 
Уважаемый федор1957, может быть Вы тоже поделитесь с нами более подробным описанием этого опасного случая у Соловков, думаю всем будет интересно почитать, какие именно конкретные последствия большой волны (сильная качка,ветер,возможность заливания или опрокидывания и т.д. ) вызвали подобные "непрятные ощущения".
Вышли из Беломорска двумя бортами,пункт назначения Териберка.При подходе к Соловкам начало раздувать.Мы на Ярославце,второй ТБшка.Он как утюг шел,а нас стало от него относить левее, Вообщем разбежались,они прямо шли ,а нам их курс было не выдержать.Если идти его курсом ,то волна начинала бить в левую скулу.Начало очень сильно валять.Соловки обходили справа.Если носом на волну ,то более менее.Раскачало очень серьезно за пару часов.И вот на траверзе Анзера,уже пошли конкретные удары по корпусу,Волна была чисто субьективно метра 3-4. Шли конкретные валы с баранами,не с барашками. Волна шла через нос,рубку,лилось везде,где было хоть чуть-чуть что-то не задраено.Сначала шли малым ходом на волну,потом поняли,что нас сносит к Анзеру,решили развернуться.Выбрали момент и развернулись,зашли за Анзер,спрятались в бухте.Стояли пару дней.Потом успокоилось,вышли и пошли на мыс Турий.По ходу движения встретили обломки какой-то яхты килевой.Мачта,части корпуса и кучу всякого хлама от нее.Что с ней случилось не знаем.
 
Ага снега навалом... Но что интересно, от Москвы до Кондопоги снега нет толком, а в более менее количествах он появляется после Сегежи...
 

Вложения

  • IMG_20200121_112541.jpg
    IMG_20200121_112541.jpg
    130.8 КБ · Просмотры: 96
Вышли из Беломорска двумя бортами,пункт назначения Териберка.При подходе к Соловкам начало раздувать.Мы на Ярославце,второй ТБшка.Он как утюг шел,а нас стало от него относить левее, Вообщем разбежались,они прямо шли ,а нам их курс было не выдержать.Если идти его курсом ,то волна начинала бить в левую скулу.Начало очень сильно валять.Соловки обходили справа.Если носом на волну ,то более менее.Раскачало очень серьезно за пару часов.И вот на траверзе Анзера,уже пошли конкретные удары по корпусу,Волна была чисто субьективно метра 3-4. Шли конкретные валы с баранами,не с барашками. Волна шла через нос,рубку,лилось везде,где было хоть чуть-чуть что-то не задраено.Сначала шли малым ходом на волну,потом поняли,что нас сносит к Анзеру,решили развернуться.Выбрали момент и развернулись,зашли за Анзер,спрятались в бухте.Стояли пару дней.Потом успокоилось,вышли и пошли на мыс Турий.По ходу движения встретили обломки какой-то яхты килевой.Мачта,части корпуса и кучу всякого хлама от нее.Что с ней случилось не знаем.

Спасибо, интересное и информативное описание в деталях.Особенно заливание через неплотности и снос ветром "парусящего" Ярославца относительно буксира ТБ.Получается, что волею судеб Вы попали в сильное волнение прибл. 5-6 баллов по шкале Бофорта, что соответствует описанию «волна метра 3-4. Шли конкретные валы с баранами,не с барашками».Это намного превышает установленные нормы для Ярославца по волнению. По данным «Информации об остойчивости катера пр. Р376У» от 28.11.1958 года мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на открытых рейдах и в прибрежных районах при состоянии моря до 4-х баллов включительно, что соответствует высоте волны не более 2-х метров.С ограничением плавания на 20 миль от защищённого порта.В бассейнах для судов разряда "О" катер может эксплуатироваться без ограничений по погоде.

В этой связи можно напомнить, что в своё время в КиЯ были опубликованы некоторые извлечения из книги «Безопасность плавания и ведения промысла (рекомендации). Иркутск, 1981. Рекомендации подготовил начальник Байкальской Госрыбфлотинспекции Александр Прокопьевич Селезнев:

Штормовые условия для судов проекта 376у наступают при силе ветра 6 баллов.Катера проекта Р376у требуют грамотного и умелого управления в условиях штормовой погоды как на встречной волне, так и, особенно, на попутной. Катера боятся резкой перекладки руля даже в условиях хорошей погоды. Наиболее опасные случаи могут возникнуть:

- при полном водоизмещении, с грузом 15 тонн, метацентрическая высота h=0,45 м, а угол входа палубы в воду 24 град.

- с грузом 10 тонн и 12 пассажирами на палубе, h=0,50 м, угол входа палубы в воду 26 град.

- катер с 12 пассажирами на палубе без груза. Опасным может быть такое положение, когда все пассажиры находятся на палубе, метацентрическая высота уменьшается, а угол крена даже на тихой воде будет составлять при скоплении пассажиров на одном борту до 11 град. Поэтому нахождение на палубе пассажиров более 10 чел. является недопустимым.

Для уменьшения приема воды на палубу, в носовой части на байкальских катерах проекта Р376у установлен козырек (фальшборт) высотой 50-60 см.Практике эксплуатации катеров проекта Р376у на Байкале известны многочисленные примеры во время ухода на отстой при внезапном возникновении шторма силой до 10 баллов, неплохого поведения на встречной волне. Хорошо забалластированное судно легко всходит на волну, не теряет управляемости, поступающая на палубу вода быстро скатывается.

Байкальские судоводители в этом случае держат судно к фронту волны на 10-15 град. (волна приходится в скуловую часть судна). При этом все горловины, люки, иллюминаторы должны быть надежно задраены. Судоводители знают, что плавание судов проекта Р376у на Байкале при ветре свыше 6 баллов недопустимо, но каждый судоводитель, при необходимости обязан использовать все его положительные качества для безопасного выхода к отстойному пункту.

«Информацией об остойчивости для капитана» для катеров проекта Р376у предусмотрено строгое запрещение перевозки палубного груза. Но в процессе работы мы загружаем палубу «грузом, необходимым для работы судна: шлюпка, стрела для спуска шлюпки, ПСН, РЛС, емкости для подсланевых вод и топлива, фальшборт. Все это палубный груз, и вес его часто превышает 1 тонну, что влияет на остойчивость судна. Капитан должен учитывать это и иметь схему расположения дополнительного палубного «груза». Для компенсации указанного «груза» на озерах и водохранилищах требуется в корпус судна уложить твердый балласт, согласно указаниям регистра.

В 1978 г. на оз. Байкал, в помощь судоводителям, определены периоды свободных поперечных колебаний (период бортовой качки)… при нормальных загрузках и получены результаты: Суда проектов Р376у без балласта имеют период бортовой качки Т=4,5 сек., с балластом около 5 сек."

Некоторые наши телецкие капитаны тоже имеют в трюмах балласт - от 0,5 до 2 тонн. Катера на волнении ведут себя лучше. Только многие из этих капитанов садят до 40 пассажиров - лето короткое, зима долгая, а кушать хочется. Речинспекция из Барнаула приедет пару раз за навигацию, поштрафует. Катера денек постоят, и по новой.
 
Последнее редактирование:
В 1978 г. на оз. Байкал, в помощь судоводителям, определены периоды свободных поперечных колебаний (период бортовой качки)… при нормальных загрузках и получены результаты: Суда проектов Р376у без балласта имеют период бортовой качки Т=4,5 сек., с балластом около 5 сек."
Что-то тут не вяжется? Без балласта начальная остойчивость выше, чем с балластом. (Период колебаний меньше, остойчивость выше.) Хотя вполне возможный вариант.
 
Во! И я того же мнения.
Сколько сил? Какую массу максимально на глиссирование выводит?
Ямахи 40 сил, 2т, 2-х циллоинровые. Лодки - Солар 450 jet, Солар 470 стрела jet.
Везут с выходом на глисс примерно одинаково (стрела пободрее) - 7 чел. Уверенный выход на глисс также получается при загрузке 400л. воды и 2-х человек
 
Верх