Ага, а то пограничники или береговая охрана кричат: "Судно находящееся в координатах ... идущее кусом... ответьте ..." Другое дело сразу: "Малая лиса ответьте ...."
На юге, имеется в виду на Черноморском побережье Кавказа или в Крыму, ночью они не кричат, они не выпускают без АИСа
А вообще, Кто походил с АИСом, тот от него уже не откажется. И не важно, с активным ли судоходством акватория, или не очень...
Хождение ночью без АИСа и радара вообще довольно волнительное мероприятие. А оно надо?
Когда в перегоне нет возможности стоять ночами из-за режима перехода или по другим причинам, когда требуется круглосуточным режим движения - АИС действительно палочка-выручалочка.
Однако, хотелось бы добавить пару слов о типах современных транспондеров АИС. Будем рассматривать АИС транспондеры класса В, как наиболее применяемые на прогулочных судах (класс А стоит безумных денег). Так вот , транспондеры класса В подразделяются на два типа, по используемым протоколам - TDMA и SOTDMA. Помимо протоколов, они также различаются и выходной мощностью передатчика - в первом случае это 2 Вт, во втором - 5 Вт. А различие в протоколах имеют для пользователя важный момент - частота обновления данных в общем протоколе обмена информацией в сети АИС. На практике, транспондер с протоколом TDMA как бы "подтормаживает" что негативно сказывается на восприятии навигационной обстановки, Цели АИС на дисплее плоттера появляются с большой задержкой, часто уже наблюдаемое визуально судно не отображается на дисплее, также возникает задержка между возникновением цели АИС на дисплее и возможностью просмотра её информационной карточки.
И да, большинство производителей транспондеров предлагают модели со встроенным сплиттером или предлагают опциональный сплиттер. Это позволяет сэкономить на дополнительной антенне, используя антенну судовой радиостанции морского диапазона. Однако это палка о двух концах - на одном конце экономия, на другом, если в момент передачи транспондером сигнала АИС вы сработаете рацией на передачу, то гармоники 20 Ваттного выходного сигнала рации с большой вероятностью забьют передачу сигнала АИС, который, в случае недорого транспондера, имеет выходную мощность в 2 Вт. Результатом этого станет пропуск временного слота в протоколе АИС и следующая передача вашего сигнала произойдет только через несколько минут, в следующем тайм-слоте. Соответственно, другие суда получат информацию о вашем судне через приличный отрезок времени. И по закону подлости это происходит в районе оживленной навигационной обстановки.
Поэтому на основании собственного опыта, могу рекомендовать все-таки использовать отдельную антенну для АИС.