Раз в жизни доводилось иметь дело с 4Ч10,5/13. Наблюдения такие: на маховике не то, что одна метка - а как на транспортире, через каждый градус. Ноль соответствовал ВМТ первого (от носа) цилиндра. Фазы газораспределения были таковы, что выпускной клапан закрывался чуть позже ВМТ, а впускной - открывался чуть раньше, то есть по клапанам ловить ВМТ - неточно. Фазы газораспределения со временем менялись из-за модернизации двигателя. На том, с которым я познакомился - клапана открывались по старому, как на предкамерных ранних дизелях, а поршни и головки были заменены на более современные, без предкамеры, без свеч накаливания. Опережение впрыска тоже существенно менялось. Двигателю явно не хватало этого опережения - кое-как он заводился лишь когда максимально раннее опережение. Отважился ему помочь и переделал муфту между двигателем и ТНВД, чтобы ещё более ранний впрыск стал возможен. Дизель научился заводиться без эфира, отрицательных явлений вроде жёсткой работы не было обнаружено.
Вывод: двигатели старые, судьба складывалась по разному, кому-то тоже может попасться нестандартная ситуация, вроде описанной