Катера на Севере "Соколенок" и "Фламинго"

Макс_РБ107

Коллега
Привет, форумчане!
Как и обещал, что после выхода в море, открываю тему про катера на Севере, а именно об интересующих проектах 1404 "Соколёнок" и 1415 "Фламинго". Здесь постараюсь раскрыть весь опыт эксплуатации этих катеров.
Начну с Соколёнка, так как сейчас на нем гоняю. Об этом проекте узнал чуть больше года назад, но за этот период, мы успели его поставить на ход, чуть-чуть обновить и сделать 8 успешных выходов в море. Здесь уже о нем мы говорили: http://www.boatclub.ru/forum/showthread.php?t=4147
Потом обмолвимся и о "Фламинго". Несколько катеров периодически приходят к нам на ремонт. Здесь поговорили и о нем: http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=828
И так проект 1404 "Соколенок". Здесь я скинул небольшое видео катера на ходу и его маневренности: https://youtu.be/aMzGyn6EhtA. Как говориться лучше один раз увидеть, чем 100 раз написать)).
Начну с корпуса. Если Вы собираетесь использовать катер как прогулочный, для неторопливых экскурсий и хорошей погоды, то в принципе достаточно просто за ним следить. Но если хотите использовать все его возможности и подготовить к сложным погодным условиям, так сказать, к полноценной морской романтике, то следует обратить внимание на носовую часть корпуса и район машинного отделения. Сам корпус, как известно, сделан на основе стекловолокна и эпоксидной смолы, вклеенного в него алюминиевого набора, вклеенных бронзовых пятаков и кронштейнов для дельных вещей и к сожалению, как оказалось в моём случае, часть вклеенного крепежа оказалось из простого железа, коррозия которого со временем ведет к расслоению и разрушению корпуса. Соответственно при ремонте эти места надо дополнительно обрабатывать. Носовая часть - как показала практика выхода в море, при встрече с хорошей волной, форштевень начал слоиться, хотя это могло быть и от некачественного предыдущего ремонта. Район машинного отделения - тут и к бабке не ходи, корпус слабоват, к сожалению, тут только вклейка алюминиевого набора и металлическая станина под главный двигатель. Из-за не достаточной жесткости при работе дизеля возникает вибрация корпуса, что ведет к ограничению его ходовых качеств, кроме того осложняет проведение центровки валолинии к редуктору. Мы несколько дней центровались, пока случайно не заметили, что корпус скручивается. Исходя из написанного, кто будет капиталить корпус, может сразу эти недостатки убрать и еще сразу продумайте приточную линию воздуха для дизеля, так как штатной явно не хватает, да и сам дизель хавает из машины пары масла, воды, конденсата, доп линия продлит его межремонтные сроки.

Главный двигатель. Как известно это 3Д20 или 6Ч 15/15. Много слышал разговоров и читал споры про этот дизелёк, мол он плохой, капризный и т.д. По этому я здесь напишу свое мнение. Многие бы хотели иметь Вечный двигатель, который нужно было б только заправлять и всё. Главная ошибка при эксплуатации дизелей на "Соколенке" и "Фламинго" - это пренебрежение качеством топлива, типу масла, подготовке к пуску. Извечный вопрос - топливо... Я считаю, что лить простую судовую солярку в эти дизеля - это снижать ресурс, так как повышенное содержание серы ведет к ухудшению распыла форсунки из-за образования нагара, который не сбивается даже при прожиге. Свой кормим с заправки.
Масло - по документации используются такие масла: МТ16П (ГОСТ 6360-58), М20Бп (ТУ 38-101593-75), М20Б (МС20П)(ТУ 38-1-114-67), М14Вц (ТУ 38-101150-71). Есть импортные аналоги с вязкостью SAE40 (М14Вц), SAE60 (МТ16П) Мы используем МТ16П, оно самое дорогое, но и реже его нужно менять, хорошие эксплуатационные характеристики. А вот использование МС20 я бы не рекомендовал, так как оно изначально предназначено для малооборотистых, без переменных нагрузок дизелей. Оно же больше всех даёт отложения внутри дизеля, быстро окисляется. Самая классная штука у этого дизеля - масляная центрифуга, она работает как тонкий фильтр и сепаратор одновременно, очищает масло от воды и мех примесей. Если ее вовремя не чистить - дизель становиться капризным, плохо пускается, возникает масляное голодание. Определить, что центрифуга не работает очень просто, после остановки прогретого дизеля она какое-то время еще крутиться и ее слышно. Подготовка к пуску: у 3Д20 два вида пуска - электростартерный и воздушный, подготовка при этом одинаковая, обязательный предпусковой подогрев масла и охлаждающей жидкости в рубашке, что предусмотрено конструктивно. В принципе хватает и подогрева масла, после прокачки пускается с пол оборота. Я б обязательно, как писал выше, добавил отдельную подпитку холодного воздуха, что даст прирост мощности и экономию топлива, думаю, может электротурбинку поставить)).
И еще, в зависимости от района эксплуатации (река, море, бухта и т.д.), в моем случае это Баренцево море, мощности в 180 лошадей маловато.... Пока, что все! Кто дочитал до конца и весь текст - спасибо! Надеюсь не сильно занудный текст))))
 

Вложения

  • катер1.jpg
    катер1.jpg
    316.8 КБ · Просмотры: 1 011
  • катер2.jpg
    катер2.jpg
    298.9 КБ · Просмотры: 957
  • катер3.jpg
    катер3.jpg
    295.7 КБ · Просмотры: 983
  • катер4.jpg
    катер4.jpg
    301 КБ · Просмотры: 919
  • катер5.jpg
    катер5.jpg
    330.9 КБ · Просмотры: 918
  • катер6.jpg
    катер6.jpg
    291.9 КБ · Просмотры: 892
  • катер7.jpg
    катер7.jpg
    285.6 КБ · Просмотры: 911
Последнее редактирование модератором:
Макс РБ107,благодарю за новую тему.С нетерпением ждем новостей о катерах севера,их капитанах и путешествиях.
 
Спасибо! Очень интересно. И про дизель спасибо. Мой знакомый продавал 3Д20 с генераторами. Они низкие, компактные. Но никто здесь не заинтересовался. Малоизвестны у нас. Всё 3Д6 да ЯМЗ. Хотя Ваши рекомендации в принципе полезны и для других дизелей. Т.е. к любому двигателю - хоть импортному, хоть отечественному, надо относится бережно, не лить некачественное масло и топливо и вовремя обслуживать.
 
Пока, что все! Кто дочитал до конца и весь текст - спасибо! Надеюсь не сильно занудный текст

Отнюдь.Совсем наоборот.С большим интересом ознакомился с новой тематикой,расширяющей круг до сих пор весьма подробно рассматриваемых катеров (Стриж,Адмиральский,МСП111, МН102 и т.п.).На мой взгляд весьма ценное дополнение на форуме о катерах советской постройки.Тут ещё что важно – «в общем» мы о Соколёнке/Фламинго конечо в курсе, в т.ч. из фолианта К.К.Старосельцева «Катера». Но вот информация,что называется «из первых рук» с характерными деталями и подробностями,ясно и понятно изложенная, включая набор информативных фото и даже видео явно представляет собой особый и общий познавательный интерес.Тем более для любителей малых судов и катеров.Поэтому с благодарностью и далее ознакомимся с Вашим опытом эксплуатации и обслуживания судов данных типов.
 
Чуть позже добавлю о Фламинго, сейчас текст готовлю. Спасибо за положительные отзывы! За одно добавлю и о соколенке, какая компановка у меня.
 
.... Носовая часть - как показала практика выхода в море, при встрече с хорошей волной, форштевень начал слоиться, хотя это могло быть и от некачественного предыдущего ремонта. Район машинного отделения - тут и к бабке не ходи, корпус слабоват, к сожалению, тут только вклейка алюминиевого набора и металлическая станина под главный двигатель. Из-за не достаточной жесткости при работе дизеля возникает вибрация корпуса, что ведет к ограничению его ходовых качеств, кроме того осложняет проведение центровки валолинии к редуктору. Мы несколько дней центровались, пока случайно не заметили, что корпус скручивается. Исходя из написанного, кто будет капиталить корпус, может сразу эти недостатки убрать и еще сразу продумайте приточную линию воздуха для дизеля, так как штатной явно не хватает, да и сам дизель хавает из машины пары масла, воды, конденсата, доп линия продлит его межремонтные сроки...

Максим, так "слона не продашь" :D
 
И всё таки продолжу еще немножко про Соколенок))) gmdss, совершенно согласен, что знаменитая книга К.К.Старосельцева «Катера» очень полезна и интересна, когда то я ее держал в руках, но не знал, что судьба меня настолько сведет с флотом и катерами. Сейчас жалею, что у меня в коллекции нет такой книги. Зато нашим общением мы во много ее дополняем тонкостями эксплуатации и ремонтов катеров, история которых там затронуты. Помогая нынешним владельцам, так как многая информация по советским катерам утрачена. А ведь эти катера были разработаны и просчитаны по надежности и целесообразности, что в наше время частенько отсутствует в новых проектах.
Вот, к примеру, взять тот же 3Д20, почему во многих случаях от него пытаются избавиться? От недостатка информации! Хотя по ремонтным характеристикам, обслуживанию и даже надежности он превосходит 3Д6 (3Д12). Чуть позже я расскажу и об этом дизеле. Не многие знаю, что 3Д20 можно регулировать по мощности, не меняя при этом редуктор. То есть при его замене особо не надо заморачиваться, тот нашел или нет, просто втыкаешь и регулируешь как тебе надо.
К стати говоря, модернизировать по скорости хода и мощности Соколенок, можно установив на него дизель 3Д23, это в принципе тот же 3Д20 только турбированный. Я уже по-тихоньку начинаю прикидывать как все это сделать, только надо просчитать место под редуктор, он чуть больше вроде.
У нас наконец-то начался зимний сезон, выпал первый снег((. Начинается опыт зимней эксплуатации Соколенка! Хотя он не проектировался для Северных регионов, соответственно не имеет теплоизоляции и достаточного обогрева. Но как же морская романтика без трудностей))) ! В данный момент на борту имеется 3 штатных грелки 24 вольта, 2 в салоне и 1 в ходовой рубке. Мощность указать не могу, так как штатная схема электрооборудования утрачена. Можно, конечно, высчитать, но пока не было необходимости. При забортной температуре +5 градусов, на ходу грелка в рубке вполне справляется, не холодно. В салоне не включал, так как народ который ходит на рыбалки настоящий северный и дверь на улицу не закрывает))). Еще установлена, как штатная в салоне, грелка на 1 кВт 220 вольт от берега. В общем будем посмотреть как оно зимой.
Машину планирую обогревать маслобаком, как масляным радиатором, все равно необходимо масло перед пуском прогревать. Воду, соответственно, заменим на антифриз, после испытаний системы не стали сразу менять. Кстати, антифриз лучше использовать круглогодично, из-за рабочей температуры 90-100 градусов. Вода быстро испаряется. Это все знают, написал, чтоб Вы знали, что я это знаю)))).
 
И всё таки продолжу еще немножко про Соколенок))) gmdss, совершенно согласен, что знаменитая книга К.К.Старосельцева «Катера» очень полезна и интересна, когда то я ее держал в руках, но не знал, что судьба меня настолько сведет с флотом и катерами. Сейчас жалею, что у меня в коллекции нет такой книги... .

Я её с интернета качнул... :bs:
 
«Катера» купил ровно восемь лет назад в Доме Книги СПб, сохранился полувыцветший чек от 22.10.08.Когда впервые глянул книгу не поверил глазам, столь интересные и новые для меня данные по серийному катеростроению были приведены.

Ну а благодаря в т.ч. и этому форуму, особенно коллекциям судовой документации Paul, ряд штатных проектов потихоньку «обрастает мясом» в форме теоретических чертежей, расчётов остойчивости и прочими подробностями.На мой взгляд всё это имеет не только практический,но и чисто самостоятельный, познавательный интерес.Способствует сохранению технического наследия в области малого судостроения.

В сообщении 7, приведены данные по отоплению катера «Соколёнок» «грелками» 24 вольт (повидимому только на ходу от навешенного генератора) и 220 вольт у причала. Много лет применял малошумные керам. «тепловентиляторы» для обогрева кемпера от ист. 220 в на стоянке, в т.ч. при минус десять.Очень эффективно.А вот штатные «грелки» катера оснащены вентиляторами?
 
Последнее редактирование модератором:
Нет, вентиляторов нет, просто ТЭНы в корпусе (стандартный вариант). Питаются от бортовой сети, то есть на ходу - генератор, а когда ГД остановлен - от аккумуляторов. Бортового 220 также нет. Я раньше уже писал, что хочу в машинное отделение поставить бензогенератор, чтоб питать катер зимой от 220 вольт, оно же даст бортовое как от берега. Если все получится, то сначала испытания штатной системы, а если не справиться, то буду пробовать, по Вашему совету, ставить керамические тепловентиляторы. Остается у меня еще один совсем не решенный вопрос - обдув и обогрев ветрового стекла. Уже сейчас они сильно запотевают, значит зимой будут обмерзать. Правда центральное стекло с подогревом, но провода к нему отсутствуют.
Кстати, сегодня надеюсь написать про "Фламинго".
 
А почему не думаете сделать отопление от контура охлаждения дизеля? В холодный период система отопления вообще будет полностью заменять ВВХ. Тралбот у Кормчего с 3Д6 так даже летом ходил.
 
А почему не думаете сделать отопление от контура охлаждения дизеля? В холодный период система отопления вообще будет полностью заменять ВВХ. Тралбот у Кормчего с 3Д6 так даже летом ходил.

Я думаю, что от отопления электричеством Максим уйдет со временем.
К тому-же на севере...
 
.... ТЭНы в корпусе (стандартный вариант). Питаются от бортовой сети, то есть на ходу - генератор, а когда ГД остановлен - от аккумуляторов. ...
А точно от аккумуляторов? Ну и как чувствуют себя батарейки? :be:
Предположу, что при неработающем ГД отопление не должно работать от аккумуляторов. И не запуститесь потом, и батарейкам трындец..
 
А почему не думаете сделать отопление от контура охлаждения дизеля? В холодный период система отопления вообще будет полностью заменять ВВХ. Тралбот у Кормчего с 3Д6 так даже летом ходил.

Попутный вопрос -как подключить печку от контура охлаждения, если ее устанавливать выше расширительного бачка дизеля?
 
Я думаю, что от отопления электричеством Максим уйдет со временем.К тому-же на севере...

Может быть.Но в данном случае интересен вопрос - какими доводами руководствовались создатели катера, оснастив его системой именно электроотопления.Учитывая,что катер "Соколёнок" всё-таки корабельный,бортовой,не исключено,что это избавляло от необходимости дополнительных манипуляций по "сливу" водного теплоносителя каждый раз при возможном наступлении отриц. температур.
 
Попутный вопрос -как подключить печку от контура охлаждения, если ее устанавливать выше расширительного бачка дизеля?

Никак. Только переносить расширительный бачок в самую верхнюю часть системы.:ak:
 
Дело в том, что сам катер готовится к походу на судне носителе от 380 вольт, весь прогревается, потом спускается на воду. Я уже писал, что Соколенок не проектировался для Северных широт, по этому ему хватает штатной системы обогрева 24 вольт. Да и бегать с адмиралами на борту особо не готовили)))
VTN, да действительно подогрев от аккумов возможен, но я им не пользовался, думаю, что минут 30 спокойно можно греть. Прогретый дизель, да же простоявший 1,5-2 часа спокойно пускается на севших аккумах.
Парни, действительно, мысль заменить электрику на водяную замкнутую была, в свое время на МРТшки ставил такие, очень классная штука, много не ест и греет хорошо. Система на антифризе. От системы охлаждения дизеля не думал, потому как там постоянно меняется температура и как ее регулировать в процессе - вопрос. Да и якорные стоянки оставят катер без обогрева. Сама система охлаждения такая: внутренний контур охлаждает масло дизеля, потом сам охлаждается забортной водой, то есть вода и масло всегда одной температуры и в зависимости от оборотов она меняется.
Как такового расширительного бачка нет, есть заливной бачек, дно которого на уровне вентиляционной (переливной) трубки, то есть сама система компенсирует расширение жидкости. Если по каким-то причинам надо от системы поставить обогреватель выше заливного бачка, то можно в отвод к батарее поставить не возвратный клапан, а слив вывести к холодильнику, главное чтоб насос прокачал.
 
Не много о "Фламинго". Корпус стальной с протекторной защитой. Кто интересовался этим проектом, основные данные и характеристики уже знают. Основной вопрос, который остался не раскрытым это - остойчивость и непотопляемость. По непотопляемости: любой один отсек - безаварийно, любые 2 отсека (кроме 3 с 4) - опасноаварийно. А вот, что конкретно по остойчивости, я пока не пойму, что нужно. Схемы, разрезы, расчеты, диаграммы? Я мог бы поискать. По корпусу знаю мнение, что этот катер валок на волне, из-за обводов корпуса. Он более закруглен и рассчитан на скорость до 14 узлов. Кроме того, возможно из-за соотношения длинна -ширина, ведь по проекту он ограничивался по ширине для транспортировки его на платформе поезда. По мне так он очень хорошо держит волну и курс, даже при скорости 16 узлов.
Хотелось бы обсудить рулевое управление. Их два вида: насадка и перья. На перьях управляется лучше, хотя при малых углах положения руля принципиально не отличается. Я по крайней мере не заметил. Мне приходилось работать с насадками (в том числе и ВРШ), немного знаком с теорией управляемости. Теперь меня мучает вопрос, винт находиться в насадке или до насадки установлен? Поворачивается сама насадка или только перо в ней? На стапелях только перья попадались и чертежа нет. Мне кажется, что с насадкой лучше должно быть...
Теперь про главную машину. На катере установлен дизель 3Д12АЛ (12ЧСП 15/18)- правого вращения. Таких дизелей 8 типов по индексам А, АЛ, А1, АЛ1, А2, АЛ2, А3, АЛ3. На "Фламинго" ставятся только с индексом АЛ *. По крайней мере в литературе другого не встречал, а по факту видел только АЛ. Что можно рассказать по дизелю? Мощность 300 лошадей и все... По сравнению с "Соколенком". Мне кажется, слабое место этого дизеля - все привода, на распред валы, генератор и т.д., валиковые. При разборке, кто сталкивался, знают, что "удовольствие" разборки начинается с валов и их шестерен, которые так и норовят слететь в картер, потому как они не крепятся, а просто надеваются без натяга, + еще надо ловить регулировочные шайбы шестерен. При неправильной регулировке или износе усиливается шумность, дизель начинает сильно греться в районе передней крышки. За частую ломает рессору привода генератора, причины - регулировки валов или износ, несоотвествует масло, малое давление масла в канале рессоры, что не видно по штатному манометру, не работает регулятор оборотов генератора.
Масла используются такие же как и для 3Д20, но в основном используются М20Г (ГОСТ 12337-84) и М14В2 (ГОСТ тот же). Этот дизелёк любит покушать масло, даже конструктивно предусмотрены маслоуловители на выхлопе.
Устанавливается еще дизель-генератор ДГРIА-16/1500. Если кого заинтересует, то напишу и про него.
На что хотелось бы обратить внимание. На катере используются резинометаллические подшипники Гудрича (дейдвудные сальники), в наше время многие меняют их на капролоновые втулки, они дешевле. Но! Случается, что при изготовлении втулки ошибаются в расчетах ее размеров, не правильно учитываются параметры материала. Могу помочь с расчетами втулки по ОСТу, если кому надо.
Ну пока, что все... Из этого катерка можно сделать не плохого рыбачка)))) Я б только дизель махнул бы)))
 
Верх