В Заполярье,на Кольский полуостров....

Алекс Громов

Старожил форума
Уважаемые форумчане! Экипаж катера Герда сообщает Вам,что 16 июня мы отправляемся в очередное трансконтинентальное путешествие по маршруту : Москва - р.Волга-г.Углич-Рыбинское вдхр.-Волго-Балт-г.Шексна-г.Вытегра-Онежское озеро-Кижи-п.Повенец-Беломоро-Балтийский канал-г.Беломорск.Далее,на запад ,вдоль Карельского побережья в п.Чупа.Далее ,через Кандалакшский залив в г.Кандалакшу,с посещением окрестностей и автобусной экскурсией в центр Кольского п-ва,саамское село Ловозеро .Далее ,вдоль Терского берега Кольского п-ва,с заходом в старинные поморские села Умба и Варзуга.Далее,по погоде,планируем пересечь Белое море курсом на Карельский берег или на Соловецкие острова и замкнув "Беломорское кольцо" ,двигаться в обратном направлении останавливаясь на дневки в Выг-озере и Онежском озере.Все путешествие займет около двух месяцев.В составе "эскадры" будет еще одна м/я Фортуна,голандской постройки,длина 15 м. Фортуна стартует 18 июня с нашей базы и присоединится к нам на Онежском озере,в п.Повенец. О путешествии будем сообщать на форуме.
 
Попутного ветра и еще немного под килем!
Фортуна, которая на закрытии навигации-16 была?
 
Да,это именно та лодка, а ее капитан, Алексей Иванович- бывший владелец катера Святая Мария.
 
Желаю удачи в Вашем плавании.

в 2008 г мы дошли только до Сон-Острова, до полярного круга оставалось 40 км, но не хватило времени. С удовольствием бы присоединились, но не в этом году.
 
Александр! Экипажам - удачи и здоровья! Матчасти - стабильной работы!
Зная Ваш подход, не сомневаюсь что путешествие выйдет увлекательным, а организовано и продумано всё на высшем уровне!
Надеюсь что когда-нибудь, в обозримом будущем, и у нас получится составить Вам компанию!
И главное: не забудьте отчёт! Ведь, по моему мнению, именно отчёты с фотографиями и личный пример склоняют людей далёких, на данный момент, от подобного рода увлечений в сторону приобретения своего маленького парохода и попыток путешествий на нём!
 
Алекс привет! Имею опыт по переходам в том направлении.Нужен будет совет-обращайтесь.Помогу чем смогу.Свой катер в достройке,будет готов к августу.14 м ,3 ширина.
 
Что-то Фортуны не видно... разделились?
 
Уважаемые форумчане! Докладываю.Наше путешествие в Заполярье продолжается.В настоящий момент завершился 1-й этап .За период с 16 по 30 июня Герда успешно преодолела отрезок пути от Москвы до Белого моря и в настоящий момент находится на беломорском побережье Карелии в яхт-клубе Чупа.На корабле остался мой старпом ,Кожевников Сергей, и "морские волки" : корабельный матрос ( эрдельтерьер )-Майра и охотник-курцхаар -Луша . Я с женой ,планово,отьехал по производственной необходимости в Москву.На Герде все в полном порядке,все системы и механизмы работают нормально,сбоев и отказов нет.М/Я Фортуна ,стартовавшая в след за нами спустя 2 дня,слегка отстала и сейчас отстаивается на Бол.Соловецком острове пережидая шторм.В Чупу ,Фортуна,планирует прибыть в понедельник-10 июля.Утром того же дня ,на Герду,приедет дочь старпома с внуками,и уже в новом составе экипаж нашего катера ,с остановками на морскую рыбалку, и ,разумеется,вместе с м/я Фортуна пойдет по Белому морю в Кандалакшу.Я с женой,Аней,16 июля приедем в Кандалакшу и заменим наш подменный экипаж ,и мы продолжим наше беломорское путешествие.Во время плавания мы много снимали на смартфон и фотоаппаратом .К сожалению,на маршруте большая проблема с передачей по интернету и фото-видео отчет можно будет опубликовать только после возвращения.Во время движения удалось выкроить несколько остановок-дневок,иногда плановых,а порой,просто ожидая у моря погоду.... На 2 дня"зависли"в Вытегре- Онего сильно плескало ......В Онежском озере,в Кижах- остановились на сутки ,на дружественной базе отдыха в Сенной губе.Беломорканал пролетели за 2 суток,везде на канале было "литерное " шлюзование и очень внимательное и чуткое отношение к маломерщикам.В Выг-озере встречным курсом разошлись с 2-мя парусно- моторными яхтами из Норвегии,выполнявшими кольцо вокруг Европы. В Беломорске по телефону заказали бункеровку топливом- достаточно оперативно приехал Форд-рейнджер с пл/м емкостью в кузове и тонной солярки ,привезенной с АЗС.По телефону вызвали нашего старого знакомого ст.инспектора ГИМС ,который провел процедуру осмотра судна на предмет допуска к выходу в море.В службе капитана порта оформили судовую роль и разрешение на выход в море.За тем налетела непогода,на море волна более 2-х метров,ветер с сильными порывами и дождь.Решили отстояться и посмотреть Беломорск,посетили краеведческий музей.Вечером погода успокоилась и по нашей просьбе 19 шлюз выпустил нас в море.Взали курс на архипелаг Кузова.Шли 6,5 часов,волна была до метра.В половине первого ночи встали на якорную стоянку на о-ве Немецкий Кузов.Сделали дневку.На корабельной шлюпке плавали на остров,гуляли,фотографировали,пасли собак,в общем - отдыхали и наслождались первозданностью природы и великолепием островов.29 июня ,вечером,приняли решение сниматься с якоря и идти на Чупу.На картплотере ( картография СИ МАП) проложили маршрут и по треку с контрольными точками вышли в море.Белое море было ,на удивление,спокойным.Поверхность слегка дышала,а Герда шла немного покачиваясь.Настроение было хорошее,но ,четно признаюсь,несколько напряженное.... Стационрная р/станция (25вт) передавала нам р/ переговоры с Соловков и Кеми,но спустя 2,5 часа эфир опустел и на 16 канале воцарилась тишина....Создавалось впечатление,что по Белому морю никто кроме тур/ теплоходов из Беломорска и Кеми перевозящих туристов на Соловки не ходит..... Из-за обилия банок,островов и каменных луд вдоль Карельского берега, нитку маршрута мы проложили далеко в море и порой мы шли в 50 км от берега.... Надежность нашего двигателя Камминз не предавалась сомнению,его мерный рокот внушал уважение,но удаленность от берега и "мертвый"эфир несколько напрягали... Вахты решили стоять по 2 часа,чтобы рулевой имел возможность отдохнуть 4 часа.Так все и шло своим чередом около 5 часов,пока с Востока не задул ветер..... Постепенно он раздул волну в 1,2-1,4 м и началась неприятная бортовая качка...Спустя 1,2 часа пришлось сменить с вахты Анну,которую немного укачало,в дальнейшем вахты стояли с Сергеем,сменяя друг друга через 2 часа.С изнуряющей бортовой (в правый борт) качкой дождались точки поворота и повернули влево.С этого момента неприятная качка исчезла,а вместе с ней волна теперь била нам в корму.Кораблем стало управлять сложнее,потому как появился так называемый Брочинг,когда попутная волна стремится увести корабль с курса ,и рулевому приходится интенсивно работать на штурвале " ловя" корабль....Постепенно волна уменьшилась до 0,5-08 м,но Брочинг сохранялся.Весь путь ,от Кузовов до Чупы занял у нас 19 часов.Средняя скорость по морю составила порядка 8 узлов.Хочется особо отметить великолепие Карельского беломорского побережье на участке Соностров-Чупа,постепенно,по мере приближения берега раскрывающегося перед нами по мере приближения к береговой черте. Изрезанный бухтами ,базальтовый холмистый берег,поросший сосновым лесом,множество островов и проливов поражает своей красотой! Сама Чупа находится в глубине материка в которую широким рукавом врезается губа Глубокая салма,общая протяженность губы составляет около .....50 км.Более предметно и познавательно я постараюсь передать свои ощущения после похода в своем отчете,и момогут мне в этом кучка фотографий и видео- роликов снятых на маршруте. С капитанским приветом,Громов Александр !
 
В этой уютной, защищенной бухте ( на острове Немецкий Кузов ) якорные глубины порядка 6-7 метров. Скажу несколько слов о архипелаге Кузова.

По своей сути, это уникальное место,сравнительно недалеко расположенное от трех доступных точек: Беломорск-65 км; Кемь~30 км; Бол. Соловецкий остров~25 км. Не так давно, еще в 2012 и 2014 гг. (когда мы ходили на Герде на Белое море ), посещение Кузовов не представляло особых трудностей. Их, сравнительно, легкая доступность позволяла отдыхать на них всем желающим. В основном, на Немецком Кузове, "население" острова представляли семейные пары приехавшие в летний сезон на остров на надувных моторках ( оставив свои а/м в Кеми), да сообщество т.н. "Гиперборейцев", устраивавших летом палаточный лагерь для желающих окунуться в атмосферу прошлого...

В настоящий момент посещение Кузовов зарегулировано некой конторой, которая получила персональное право на использование островов занимаясь тур.бизнесом. Разумеется все это имеет мотивированную "базу", заточенную на сохранение экологии островов и природных памятников от бесконтрольного использования. Так или иначе, теперь на острове туристов встречают т.н. "смотрители", которые внушают гостям правила поведения на острове и взимают плату за экскурсионное обслуживание....

Я нисколько не против порядка и рад за энтузиастов развивающих туризм на Кузовах, но, вместе с тем, не согласен почему я не имею право сойти на остров самостоятельно и погулять по нему пешком, не причиняя природе никакого вреда. В общем, у нас сложилось впечатление,что Кузова переданы этой конторе "на кормление", поэтому мы гуляли по острову игнорируя т.н. "смотрителей" - людей непонятного вида и не имеющих при себе соответствующих документов подтверждающих их правовой статус. При всем при этом и "заботе" этой конторы об уникальной природе островов, буквально сразу как мы отдали якорь в этой уютной бухте, мимо нас пролетела моторка и две хмурные личности перегородили, ближе к мелководью, всю бухту сетью........

В остальном, добавлю. На Немецком Кузове есть родник с пресной водой, в проливах между островами результативно ловится треска. Остров Русский Кузов, который находится напротив имеет еще большие размеры и значительно выше Немецкого Кузова (высота его составляет около 130 метров) Он, по своему, тоже очень интересен и красив, но подобной, защищенной бухты не имеет, в добавок ко всему, на нем поселились медведи, о чем есть документальное видео свидетельство в интернете и это надо помнить!
 
Новости последнего часа... Говорил по телефону с капитаном второго кораблика-голандца Фортуна. Он мне сообщил, что их 2-я попытка выйти с Соловецких островов на Чупу не увенчалась успехом. Все выходные в море был шторм и суда отстаивались в бухте. Сегодня утром Фортуна вышла на Чупу, но спустя 3 часа вынуждена была повернуть обратно,на Соловки.... С северо-востока гнало 1,5 метровую волну в правый борт,на судне все летало...., одному из членов экипажа стало плохо..., и капитан принял решение возвращаться на Соловки. Так или иначе,но капитан Фортуны принял решение отказаться от дальнейшего путешествия по Белому морю и корабль пойдет, потихоньку, в обратный путь, останавливаясь на отдых и на рыбалку в Выг-озере, Онежском озере и Рыбинке...
Таким образом, Герда теперь не связана тандемом и продолжит плавание по Белому морю самостоятельно, по намеченному плану. Завтра Герда покинет Чупу и двинется к острову Кереть и Сидоровским островам, где пару дней экипаж будет рыбачить. 14 июля Герда придет в Кандалакшу, а 16-го июля в Кандалакшу вернусь я с женой. Вот такие новости...
 
Верх