Об остойчивости катеров

Видя шквал интереса к этой теме, а скорее от нефигделать (погода негуляльная) делюсь сокровенным.
Поначалу я считал, что поплавки в поднято-прижатом состоянии должны нависать над водой примерно на 10 см, позднее понял: негодидзе. Волна на стоянке будет хлюпать под днищем поплавков, житья не даст. По этой же причине обводы поплавков не должны иметь нависающие над водой наклонённые участки. В итоге так: прижатый поплавок слегка погружен, обводы - клин. Ватерлиния поплавков - острый угол. Выше - в носовой части будет развал бортов, чтобы набрать объём. Дно - плоское, в носу приподнятое, в корме - горизонтальное. Короче - поплавок напоминает половинку лодки-дори, разрезанной по ДП. Длина - 3 м, ширина по транцу ок. 0,5 м. Объём поплавка 300-350 литров, длина кронштейнов 0,7 м. Вертикальное перемещение получится примерно 300 мм.
Плюсы:
- малый объём поплавков благодаря вылету создаст значительный восстанавливающий момент при крене;
- габаритная ширина катера при сложенных поплавках практически не увеличится (они "спрячутся" в сужении кормы МСП);
- работы по установке поплавков можно делать без докования, со льда;
- не понравилось - оси долой, шарниры отсоединены, поплавки сняты. Если понравилось - дистанционный привод для их оттопыривания и прижатия.
Для удержания на ходу,поплавки не обязательно,достаточно наклонных лыж,чем больше крен,тем большая поверхность работает.
Себе делал на "живую нитку" для пробы-работает.Длинна 1м,шир.0,25(потопчины такой ширины).На стоянке правда толку нет,но делалось для более комфортного управления в ходу.
У Вас пароход по больше,есть где пристроить поплавки,так что делайте их под углом к ватерлинии,тем более если хотите делать с регулировкой,тогда и выносить в стороны не нужно будет.
 
У себя на "Роднике" тоже подумываю о поддержки кормы.С разогретой компанией блуждающей по борту гуськом трудно контролировать нормальное состояние катера.Появилась такая идея,установить поплавки типа авиационных топливных баков на опорные лапы как на беларуских экскаваторах,только облегчённой формы. При ненадобность будут подняты и не мешать скольжению. С точки дизайна как торпедный катер. Проблема найти такие баки.В армии такого добра у нас было полно.На дачах воду для полива держали. А сейчас не знаю где достать.
 
Для удержания на ходу,поплавки не обязательно,достаточно наклонных лыж,чем больше крен,тем большая поверхность работает.
Себе делал на "живую нитку" для пробы-работает.Длинна 1м,шир.0,25(потопчины такой ширины).На стоянке правда толку нет,но делалось для более комфортного управления в ходу.
У Вас пароход по больше,есть где пристроить поплавки,так что делайте их под углом к ватерлинии,тем более если хотите делать с регулировкой,тогда и выносить в стороны не нужно будет.

Идея перекликается с известным успокоителем качки "шлёпающий стопор", который, например, у Баадера описан. Он же положительно оценивает эту затею. Сейчас, конечно, век другой и успокоители гироскопические или активные рули наверняка популярнее. Для нас - актуально.
 
Идея перекликается с известным успокоителем качки "шлёпающий стопор", который, например, у Баадера описан. Он же положительно оценивает эту затею. Сейчас, конечно, век другой и успокоители гироскопические или активные рули наверняка популярнее. Для нас - актуально.

Если есть время и желание,можно и гироскопические,используя блок-гироскоп(в теме про ДУ про него)
Отсюда http://www.boatclub.ru/forum/showthread.php?t=6498&page=22
 
Напомню историю с "Белым орлом". Туристский катер, очень продуманный и комфортный, построен... из алюминиевого понтонёрского катера, удлинённого с кормы (там - машинное). Но валкость не нравилась капитану и строителю, тёзке и другу моему. Однажды он попросил меня сделать чертежи поплавков, которые будут привинчены по бортам катера, да ещё выступать метра на два за корму. Я не сразу одобрил такую затею, а потом дошло: после установки нового двигателя Д243 катер мало прибавил в скорости - транец остаётся погружен, тащит воду. Поплавки же уменьшат осадку кормой, увеличат длину ВЛ, как знать, может и скорость увеличится ? Чертежи сделаны, поплавки построены и установлены. И действительно - скорость поначалу возросла чуть ли не до 16 км/ч ! Из минусов - управляемость ухудшилась, поплавки препятствуют поворотам. Далее - в корме между поплавками Владимир построил кормовую каюту для капитанского уединения, днище выровнялось, для устойчивости на курсе пришлось ему даже сделать небольшие плавники. Водоизмещение растущего как гриб катера всё возрастало, постепенно реальная скорость пришла к традиционным 12-13 км/ч. Автор с юмором относится к своему творению (надо было сразу брать корпус побольше), но мне "Белый орёл" нравится и точка. Он со вкусом сделан :ay:
 
Под Одессой перевернулся прогулочный катер:

http://trassae95.com/odessa/news/20...atera-v-zatoke-ecshe-odnogo-icshut-26424.html

"В 06.50 на банку на ловлю бычков вышло малое плавсредство "Иволга", на борту 33 пассажира и 3 члена экипажа. В 15.30 при возвращении по фарватеру в направлении Днестровского лимана на расстоянии примерно 1 км от берега судно перевернулось. Спасти удалось 23 человек, 18 из них - в больнице Белгород-Днестровского, 5 - от госпитализации отказались", - заявил он.Утонули 12 человек.

Судя по иллюстрации к ссылке судно «Иволга» ничто иное,как хорошо известный буксирно-разъездной катер пр.Р376 (1948 г.) типа Ярославец для перевозки 10-15 тонн груза и до 12 пассажиров в прибрежных районах и бассейнах разряда «О» (ветер до 6 баллов,волна до 2 метров) по класс. РРР.

http://russrivership.ru/public/files/doc1130.pdf

В своё время рассматривал остойчивость Ярославца по разным источникам,включая информацию об остойчивости и свои расчёты:

http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=3571&page=3 сообщения 36 и 62

В зависимости от условий основные элементы остойчивости:

-метацентрическая высота h=0,5-0,7м
-угол максимума ДСО 42-45 гр
-угол заката ДСО 82-90 гр
-амплитуда качки 12 гр
-условный угол динамического крена (опрокидывания) 67 гр

Весьма актуальной как оказалось, была провидческая информация об остойчивости Ярославцев на основе опыта эксплуатации их на Байкале,опубликованная ещё в 2007 году в теме «Ярославец в море» Александром Глебовым:

http://forum.katera.ru/index.php?/topic/3647-na-iaroslavtce-v-more/page-2 сообщение 30

1. груз 15 тонн / h=0,45 / 12 пассажиров на палубе / угол входа палубы в воду 24° / опасный случай
2. груз 10 тонн / h=0,50 / 12 пассажиров на палубе / угол входа палубы в воду 26° / опасный случай
3. груз 0 тонн / h < 0,50 / 12 пасс. на одном борту / угол крена катера до 11° / очень опасный случай
4. перевозка палубного груза запрещена инструкцией, нахождение людей на палубе в кол. более 10 человек не допускается.

Вместо 12 пассажиров по правилам, на утонувшем судне присутствовало 36 человек.Не исключено,что при подходе к берегу народ стал скапливаться на палубе и это усугубило опасное положение катера в условиях шторма.Причём это уже не первый случай потери остойчивости катерами при грубом нарушении правил перевозки грузов и людей.Помнится где-то на Севере тоже опрокинулся Ярославец и тоже были жертвы,а причина была в том, что бочки с горючим загрузили не в трюм, а на палубу,разыгралась волна, ну и ....
 

Вложения

  • 1 Катер пр.Р376 Иволга.jpg
    1 Катер пр.Р376 Иволга.jpg
    87.7 КБ · Просмотры: 648
  • 2 Сравнение штатных и расчетных ДСО катера Ярославе.JPG
    2 Сравнение штатных и расчетных ДСО катера Ярославе.JPG
    117.7 КБ · Просмотры: 569
  • 3 Определение амплитуды качки и условного угла опрокидывания Ярославца.JPG
    3 Определение амплитуды качки и условного угла опрокидывания Ярославца.JPG
    146.6 КБ · Просмотры: 587
  • 4 Положение катера Ярославец при максимуме угла крена 42 градуса.JPG
    4 Положение катера Ярославец при максимуме угла крена 42 градуса.JPG
    93.6 КБ · Просмотры: 612
Последнее редактирование модератором:
Под Одессой перевернулся прогулочный катер:

http://trassae95.com/odessa/news/20...atera-v-zatoke-ecshe-odnogo-icshut-26424.html

"В 06.50 на банку на ловлю бычков вышло малое плавсредство "Иволга", на борту 33 пассажира и 3 члена экипажа. В 15.30 при возвращении по фарватеру в направлении Днестровского лимана на расстоянии примерно 1 км от берега судно перевернулось. Спасти удалось 23 человек, 18 из них - в больнице Белгород-Днестровского, 5 - от госпитализации отказались", - заявил он.Утонули 12 человек.

Судя по иллюстрации к ссылке судно «Иволга» ничто иное,как хорошо известный буксирно-разъездной катер пр.Р376 (1948 г.) типа Ярославец для перевозки 10-15 тонн груза и до 12 пассажиров в прибрежных районах и бассейнах разряда «О» (ветер до 6 баллов,волна до 2 метров) по класс. РРР.
Такие тенты, носовой и кормовой, имеющие большую площадь, как на приведенном фото, при определенном угле крена начинают "парусить", способствуя увеличению кренящего момента, причем при этом кренящая сила от носового тента получается приложена на большем плече.
 

Вложения

  • 1403542123_dscn5063.jpg
    1403542123_dscn5063.jpg
    119.4 КБ · Просмотры: 565
Последнее редактирование модератором:
Такие тенты, носовой и кормовой, имеющие большую площадь, как на приведенном фото, при определенном угле крена начинают "парусить", способствуя увеличению кренящего момента, причем при этом кренящая сила от носового тента получается приложена на большем плече.

Если тент из "тройки":D..то да..
 
На нашей "Кэтти" начальная остойчивость понижена. Для хода с малочисленной командой по волне - всё отлично, качка плавная, только плюс. Если катаемся большой компанией (допустимо - 10 чел., но однажды пришли 12 одноклассников) - валкость раздражает. Посуда падает и бьётся, раскачивание катера неприятно, впечатление ненадёжности. Приходится ограничивать: "не ходите все сразу по одному борту, следите за креном, помогайте катеру". Развитие катера всё время приводит к появлению новых грузов на верхней палубе и выше: хочется сделать хороший палубный настил, тенты и т.д. Междудонная цистерна, ныне заполненная водяным балластом, обязана стать топливной, а тогда - пустая цистерна - очередной минус остойчивости.
Переделка обводов ? Нет, дорого и трудоёмко, можно не поспеть к навигации.
Превратить катер в тримаран, приварив постоянные поплавки ? Не очень...
На многих фото хорошо заметна валкость Кэтти. Может правильнее "развитие катера" производить не вверх? На верхней палубе очень много лишнего (ИМХО). Где то можно эъкономить вес, заменив материалы на более лёгкие, что то "устаревшее" - просто убрать. Балластная цистерна не столь эффективна как уложенный на днище балласт в виде чугунных или стальных чушек. Ещё эфективнее (но дороже) - свинец. Есть и "аварийный вариант", когда балласт, уложенный на днище - не достаточная мера - шальш киль, в виде набранного из толстого листа пакета, обработанного либо шпаклёвкой, либо механически- до формы сигары. Вообще, раз назрела такая проблема, самое лучшее - составить таблицу нагрузки масс и расчитать остойчивость, тогда будет понятно какая мера решит проблему.
 
06 июля 2015 г. на водохранилище в Иркутске прошел шторм.Град с переплинное яйцо. В тот день мы с ДАРСом в заливе отстоялисьна растяжках.
На одном из судов в клубе, порывы ветра оторвали сотовый карбонат(3мм.) на корме, и к лучшему. В тот же шторм ветром перевернуло ярик, жерт СЛАВА БОГУ небыло. http://as.baikal.tv/news/one.php?id=58856&date=2015-07-06

Лето, ах лето... просто песня а не лето :)
 
У нас перепела яйца покрупнее несут,вашим видно витаминов не хватает:(
 

Вложения

  • u.png
    u.png
    619.5 КБ · Просмотры: 547
Под Одессой перевернулся прогулочный катер:

http://trassae95.com/odessa/news/20...atera-v-zatoke-ecshe-odnogo-icshut-26424.html

"В 06.50 на банку на ловлю бычков вышло малое плавсредство "Иволга", на борту 33 пассажира и 3 члена экипажа. В 15.30 при возвращении по фарватеру в направлении Днестровского лимана на расстоянии примерно 1 км от берега судно перевернулось. Спасти удалось 23 человек, 18 из них - в больнице Белгород-Днестровского, 5 - от госпитализации отказались", - заявил он.Утонули 12 человек.

Судя по иллюстрации к ссылке судно «Иволга» ничто иное,как хорошо известный буксирно-разъездной катер пр.Р376 (1948 г.) типа Ярославец для перевозки 10-15 тонн груза и до 12 пассажиров в прибрежных районах и бассейнах разряда «О» (ветер до 6 баллов,волна до 2 метров) по класс. РРР.

http://russrivership.ru/public/files/doc1130.pdf

В своё время рассматривал остойчивость Ярославца по разным источникам,включая информацию об остойчивости и свои расчёты:

http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=3571&page=3 сообщения 36 и 62

В зависимости от условий основные элементы остойчивости:

-метацентрическая высота h=0,5-0,7м
-угол максимума ДСО 42-45 гр
-угол заката ДСО 82-90 гр
-амплитуда качки 12 гр
-условный угол динамического крена (опрокидывания) 67 гр

Весьма актуальной как оказалось, была провидческая информация об остойчивости Ярославцев на основе опыта эксплуатации их на Байкале,опубликованная ещё в 2007 году в теме «Ярославец в море» Александром Глебовым:

http://forum.katera.ru/index.php?/topic/3647-na-iaroslavtce-v-more/page-2 сообщение 30

1. груз 15 тонн / h=0,45 / 12 пассажиров на палубе / угол входа палубы в воду 24° / опасный случай
2. груз 10 тонн / h=0,50 / 12 пассажиров на палубе / угол входа палубы в воду 26° / опасный случай
3. груз 0 тонн / h < 0,50 / 12 пасс. на одном борту / угол крена катера до 11° / очень опасный случай
4. перевозка палубного груза запрещена инструкцией, нахождение людей на палубе в кол. более 10 человек не допускается.

Вместо 12 пассажиров по правилам, на утонувшем судне присутствовало 36 человек.Не исключено,что при подходе к берегу народ стал скапливаться на палубе и это усугубило опасное положение катера в условиях шторма.Причём это уже не первый случай потери остойчивости катерами при грубом нарушении правил перевозки грузов и людей.Помнится где-то на Севере тоже опрокинулся Ярославец и тоже были жертвы,а причина была в том, что бочки с горючим загрузили не в трюм, а на палубу,разыгралась волна, ну и ....

При таких видах рыбалки все таки нужно соблюдать элементарные правила безопасности, на Байкале это неписанный ЗАКОН. http://www.club-mayak.ru/forum/viewtopic.php?f=149&t=4687
 
На многих фото хорошо заметна валкость Кэтти. Может правильнее "развитие катера" производить не вверх? На верхней палубе очень много лишнего (ИМХО). Где то можно эъкономить вес, заменив материалы на более лёгкие, что то "устаревшее" - просто убрать. Балластная цистерна не столь эффективна как уложенный на днище балласт в виде чугунных или стальных чушек. Ещё эфективнее (но дороже) - свинец. Есть и "аварийный вариант", когда балласт, уложенный на днище - не достаточная мера - шальш киль, в виде набранного из толстого листа пакета, обработанного либо шпаклёвкой, либо механически- до формы сигары. Вообще, раз назрела такая проблема, самое лучшее - составить таблицу нагрузки масс и расчитать остойчивость, тогда будет понятно какая мера решит проблему.

Есть вещи, которые не оспариваются. Если мне хочется, чтобы на палубе валялись коряги, стояли горшки с цветами - они там будут. Точно так же, как садик над рубкой, столик, скамейки и т.д. Иначе - потеря для обитаемости, потеря индивидуальности, эсминец, короче. Остальные рекомендации тоже в конкретном случае не годятся: твёрдый балласт уже есть, установка чего-то под килем - увеличение осадки, не годится, выполнимо только при подъёме на берег.
Валкость - да, тоже потеря для обитаемости, когда экипаж более 3 человек. Но пока не критично.
Неделю назад перегонял "Кэтти" из Приморска в Питер по нелюбимой попутной волне. По оценке капитана "Индиго" (Фламинго), который в это же время работал у о. Мощный, высота волны достигала 2,5 м. По моим оценкам - 2 м. Зарыскивание было сильным, иногда до 45 градусов от заданного курса. Внутри перевернулось всё, что могло двигаться. Тем не менее, на мой взгляд, опасности потерять остойчивость не было. В таких случаях самое опасное - смещение балласта, чего не случилось.
 
Есть вещи, которые не оспариваются. Если мне хочется, чтобы на палубе валялись коряги, стояли горшки с цветами - они там будут. Точно так же, как садик над рубкой, столик, скамейки и т.д. Иначе - потеря для обитаемости, потеря индивидуальности, эсминец, короче. Остальные рекомендации тоже в конкретном случае не годятся: твёрдый балласт уже есть, установка чего-то под килем - увеличение осадки, не годится, выполнимо только при подъёме на берег.
Валкость - да, тоже потеря для обитаемости, когда экипаж более 3 человек. Но пока не критично.
Неделю назад перегонял "Кэтти" из Приморска в Питер по нелюбимой попутной волне. По оценке капитана "Индиго" (Фламинго), который в это же время работал у о. Мощный, высота волны достигала 2,5 м. По моим оценкам - 2 м. Зарыскивание было сильным, иногда до 45 градусов от заданного курса. Внутри перевернулось всё, что могло двигаться. Тем не менее, на мой взгляд, опасности потерять остойчивость не было. В таких случаях самое опасное - смещение балласта, чего не случилось.

При попутной волне и подлодка рыскать будет.:)
 
Есть вещи, которые не оспариваются. Если мне хочется, чтобы на палубе валялись коряги, стояли горшки с цветами - они там будут. Точно так же, как садик над рубкой, столик, скамейки и т.д. Иначе - потеря для обитаемости, потеря индивидуальности, эсминец, короче. Остальные рекомендации тоже в конкретном случае не годятся: твёрдый балласт уже есть, установка чего-то под килем - увеличение осадки, не годится, выполнимо только при подъёме на берег.
Валкость - да, тоже потеря для обитаемости, когда экипаж более 3 человек. Но пока не критично.
Неделю назад перегонял "Кэтти" из Приморска в Питер по нелюбимой попутной волне. По оценке капитана "Индиго" (Фламинго), который в это же время работал у о. Мощный, высота волны достигала 2,5 м. По моим оценкам - 2 м. Зарыскивание было сильным, иногда до 45 градусов от заданного курса. Внутри перевернулось всё, что могло двигаться. Тем не менее, на мой взгляд, опасности потерять остойчивость не было. В таких случаях самое опасное - смещение балласта, чего не случилось.
То что Вы описываете, называется брочинг...и в общем то прямого отношения к валкости не имеет. При появлении брочинга рекомендуется изменить скорость.
Валкость и недостаточная остойчивость могли себя проявить, если бы Вас развернуло лагом к волне (не дай бог)...
Коряги так коряги...я лучше прикинусь эсминцем:bs:
 
То что Вы описываете, называется брочинг...и в общем то прямого отношения к валкости не имеет. При появлении брочинга рекомендуется изменить скорость.
Валкость и недостаточная остойчивость могли себя проявить, если бы Вас развернуло лагом к волне (не дай бог)...
Коряги так коряги...я лучше прикинусь эсминцем:bs:

Эсминец не обсуждается, каждый выбирает, для чего катер и к чему стремиться.
Я привёл пример перегона для того, чтобы показать: пониженная начальная остойчивость - не значит плохая мореходность. При брочинге крен значителен, тут работает остойчивость при больших углах крена, а она у "Кэтти" намного выше, чем у низкобортных вариантов перестройки МСП. В прежние года лагом разворачивало пару раз при потере хода - когда из-за перегрева приходилось останавливать движок. Неудачное маневрирование может, конечно, привести к чрезмерному крену, когда совпадут кренящий момент от волны и от резкого поворота. Надо стараться не допускать этого - всем, всем, всем. Изменение скорости - тоже теория для моего случая: минимальная скорость 8 км/ч, длительная максимальная 13 км/ч. Скорость волны заметно выше этих двух значений. Управляемость при снижении скорости заметно ухудшается. Ответ: держать крейсерский ход 11 км/ч.
 
Последнее редактирование модератором:
Верх