Одно из сообщений про Акваэкстрим подтолкнуло меня коснуться этой темы, типа- а как оно здесь с продажами.
Начну помолясь...но начну с классификаций. Когда то давно в судовом билете на мой 371 стояла буква О и 1 М волны (или как то так; не будте очень строгими, лет так 30 с лишним прошло, мог и забыть чего то. Правда когда сотрудник ГИМС осматривал его на тему выписать билет, он мне и говорит- так все нормально, а где весло? Я- чего? Он же не байдарка, все таки 13 метров железа, как грести?? а он- ничего не знаю, Документ говорит- должен иметь. Ну и типа уходит, говорит- будет весло- вызовешь снова. Ну а я- мужик, стой, подержи бутылку, я мигом. Сбегал за угол, одолжил у соседа весла с казанки, прибегаю- вот, типа, мои, купил. Ну посмеялись и получил я билет.). Таких судовых документов, как когда то выдавали в ГИМС, здесь нет. Также, как и судовых билетов с отметкой "О" или другой. Практически все определяется изначальной классификацией судна (я НЕ имею в виду суда, предназначенные для коммерческих целей, здесь классификация другая). На каждое судно, построенное после 1996 года, судостроителем (верфью) выдается классификационное свидетельство с номером судна. В случае, если вы продаете свое судно, то дожны новому хозяину передать это свидетельство. Судостроитель эти бумажки тоже просто так не выписывает, они выдаются на основании проверки судна Ллойдом, включая машину и всю комплектацию. При проверке учитывается не только соответствие техническим нормам, но и нормам по охране окружающей среды (для примера, до 2014 - 2015 годов многие верфи ставили машины перкинс, с 2016 ни на одно вновь построенное судно они не ставились- выхлоп). Кроме того, на каждом судне (повторюсь- построенном после 1996 года) есть табличка (как правило, на видном месте), на которой указаны все эти данные (класс, номер судна, максимальный груз, макс. число экипажа итд.) Так вот, бумажка эта- хрень очень важная. По крайней мере, для германии. когда мы покупали нашу крайнюю парусную лялю, я как то прое... это мероприятие (от незнания) и у меня отказались регистрировать судно. А продавец- голландец, у них вообще другие правила (например, судно, которое короче 20 м и скорость меньше 20 км/ч, можно вообще не регистрировать и права вообще ни иметь). И у продавца этой справки не было. Ну связался с верфью, прислали справку, они обе у них в актах остались- одна для верфи, а другая для покупателя.
итак- нормы:
A: ветер более 8 (по шкале Бофорта), волна более 4 м (открытое море, океан).
B: ветер до 8 включительно, волна до 4 м включительно (открытое море).
C: ветер до 6, волна до 2 м включительно (озеро, прибрежное морское плавание)
D: ветер до 4 включительно, волна до 0,3 м включительно (как правило, каналы, малые озера итд.)
Правда это не означает, что с категорией B вы имеете право выйти из порта при ветре 7 и более, выход при таком ветре запрещен для судов всех классов. И если вы на свой страх и риск все же вышли, то в случае чего и платить будете сами, страховка не переймет ничего.
Итак, покупки - продажи. Как то так оно получилось, что изза проблем со здоровьем стало мне трудно ходить под парусами (спина, да и плечо тоже, день ходишь- три дня раны зализываешь). Ну и решили мы на семейном совете- с води уходит не хотим, с моторным будет проще (а у нас многие, кто постарше, переходят с парусных на моторные). Итак, хотим моторное судно. Хочешь судно- сам построй или купи. Про "построй" молчу. Тогда - купи. Купить можно новое или подержанное (как и везде). Ну и начали поглядывать. В общем, занялся поиском. Надо сказать, что основная масса судов в голландии продаётся через маклеров (хоть новые, хоть не очень). В принципе, это не так и плохо. люди это в основном профессионалы, знают суда, рынок, цены, имеют свои гавани, доступ к специальным веб страницам, журналам итд.
Многие серийные суда напрямую на верфи и не купить , все заказы только через маклеров. То есть, хотите купить новую баварию, идете к маклеру, с ним конфигурируете, через него заказываете, ему платите (а теперь прикинь, тут ведь не как с машиной, привезли- заплатил. нет, тут заказал- плати. яхты еще нет. денег уже нет. маклер обанкротился... и деньги твои, столько то десятков- сотен тысяч пропали. есть примеры из окружения.) Хотя есть другие примеры, еще веселей. Это когда банкротятся верфи. Есть примеры... печальные. Да, ты платил. Да, судно тебе строили. Но не достроили, или достроили, но на тебя еще не переписали, или или или. Т.е. не денег, ни судна. Судно твое уходит с молотка, а деньги вырученные- на оплату долгов верфи. Есть конечно варианты защититься, но об этом думать надо сначала, до того, как заказывать. тогда шансов больше, но тоже не 100%. но кто об этом думает?- да мало кто, доверчивые такие, совком не ученые. да разве может верфь АВСДЕ разориться? да никогда! да у нее вон заказов немеряно, на сто лет работой обеспечены! и вдруг- глядь, объява в прессе
Мои первые мысли были- стальной. Жена мне - смотри, они какие то по виду все пенсионерские. А я ей- ну дык, туды движемся. Она мне- вспомни адмиралец, он весь ржавый был какойто. Я ей- сейчас краски другие J
а задача была не простая- надо было еще и свою продать. ну почти год разных обьяв маклера, а она не продается. было это до короны, рынок завален, какойто спрос только на моторные (и то потому, что пенсионеры пересаживаются). Думаю- ладно, пусть мой маклер дальше торгует, а я буду прделагать ее в качестве части цены за новую (есть здесь такие варианты).
и вот нашел я у одного маклера вот такую вот, 2011 года постройки (еще с мотором перкинс, По категории он- В.):
https://pedro-boat.nl/de/component/zoo/item/pedro-levanto-38
и согласился он в итоге взять мою. ну чтоже, поехали смотреть. посмотрели вкратце- все вроде ничего. поговорили о цене, обещался связаться с хозяином и через пару дней дать ответ. через пару дней звонит- все ок, приезжайте подписывать договор и задаток 5%. Я ему- будет. я приеду с экспертом, проверим судно на воде, потом вытащим, помоем и дальнейший контроль- корпус, вал, винт, рулевая итд. итд. Если все ок- договор, все деньги сразу и забираешь мою. Ок, согласился. я ему- пожалуйста мне копии документов на судно (документы с верфи о первой продаже, сертификат на категорию см. выше), а я вам отправлю копии своих. и еще- я не видел СЕ таблички с сертификатом там, где она обычно на Педро находится. Правда на этом месте стоял какойто прибор. он мне- все есть, все на месте. приехали с экспертом, все что надо осмотрели, измерили, обнюхали и полизали. отдельно эксперт в своем докладе указал, что сертификат и CE табличку он не видел. ну я маклеру- давай сертификат, я передаю деньги нотару, нотар проверяет судно и договор (все ли чисто, нет ли на судне залога итд). подписываем договор, получаешь деньги и забираешь мою. он- сперва твою эксперт проверит. я ему- любой каприз за ваши деньги. проверил. все зашибись, а сертификата нет. все искали, никто не нашел. он под конец даже говорит- ты типа сейчас купи, а я потом новый сертификат организую. ну этото мы знаем J и на верфи не удалось получить. почему?- сейчас расскажу.
т.к. с этим не срослось, нашел я еще один такой же педро 2011 года, созвонились с маклером, встретились. захожу в салон- есть табличка. спрашиваю сертификат- достает все документы, все здесь. ну мы ему рассказали эту историю- он говорит- ребята, я в эти годы на педро работал. верфь вдруг практически банкрот, несколько судов не сертифицированы, я потерял кучу денег, т.к. заказал себе тоже один леванто. а вот этот пароход- он как раз первый после того банкротства. ну с этим маклером мы не сошлись в цене (так, ерунда, на 15 ТЕ).