Оптимальный режим эксплуатации траулерной яхты

weeFOX

Старожил форума
Коллеги, что не мешать тему о двигателе ЯМЗ 536 отдельная тема, в каком режиме эксплуатировать яхту
Ну :aq: винты обсудить

Яхта: 55 тонн, ватерлиния 15.7м х 5м
Энерговооруженность два двигателя ЯМЗ536 по 312 л.с. при 2300 оборотов/мин

С помощью датчиков, о которых рассказывал тут http://boatclub.ru/forum/showpost.php?p=199397&postcount=118
Снял расход топлива и вычислил мощность вырабатываемую двигателем (датчики, кстати, не понравились - очень своеобразные, свою задачу выполняют, но второй раз бы наверное такие не поставил)

При снятии расхода, так как работал только датчик одного двигателя (второй видимо задумчиво разминался) судно шло под одним двигателем, обороты принудительно ограничены 1500 так как режим обкатки.
Перекладка руля для прямолинейности хода 5 град.

Результаты такие
 

Вложения

  • данные по расходу.JPG
    данные по расходу.JPG
    58 КБ · Просмотры: 715
Блин,хоть убей-не понимаю,для чего ходить на одном движке при наличии двух?
Столько вбухать,чтобы потом экономить на моторесурсе? Или я чего то не понимаю...
Оптимально будет на двух в полсилы,чем на одном из них но загруженным полностью.
Какой предполагается режим эксплуатации-экономичный или баржи таскать?
 
Вопрос не ясен. Оптимальный режим с точки зрения чего?
Имея данные только до 1500 оборотов при максимальных 2300?
Как-то не очень правильно.
Хотя предварительно результат мне нравится - 73 лс для 11 км/ч для таких размерений - неплохо
 
Хотелось бы посмотреть на Вашу траулерную яхту.Можно фото опубликовать?
 
Блин,хоть убей-не понимаю,для чего ходить на одном движке при наличии двух?
Столько вбухать,чтобы потом экономить на моторесурсе? Или я чего то не понимаю...
Оптимально будет на двух в полсилы,чем на одном из них но загруженным полностью.
Какой предполагается режим эксплуатации-экономичный или баржи таскать?
Никакого окончательного решения не принято - иначе не было бы смысла создавать тему на форуме и чтото обсуждать.

В выложенном примере выше причина в том, что шли под одним мотором, только в том что барахлил второй датчик расхода, а так из 6 часов общего хода только 20 мин под одним мотором, чтобы снять характеристики.

Первоначально мной в проект было заложено судно с одним мотором и вспомогательным бортовым двигателем, к сожалению от этого варианта пришлось отойти по причине выходящей за рамки данной темы. Я по прежнему считаю, первоначальный вариант самым лучшим, но что теперь тосковать. Как Вы помните я и тему о маринизации ЯМЗ 536 начал - что не стоит этим заниматься - долго, дорого, бессмысленно.

Поэтому мы обсуждаем не гипотетическую ситуацию - действительно скорее под двумя лучше, а конкретную.

Конкретика такова.

Судно предполагает два режима хода: первый 9 узлов и второй - максимальный, когда плевать на расход. Данный максимальный при этой энерговооруженности может быть примерно 14 узлов.

Я Вашу позицию, что предпочтительнее ходить под двумя моторами понял - она возможный вариант.
Плюсы понятны.
Но есть и минусы.
9 узлов судно достигает при 150-170 силах - это для одного двигателя 1100 оборотов. Уменьшать обороты меньше 1100 - плохо. Соответственно если ходить на 9 узлах под двумя двигателями при 1100 оборотах надо облегчать винты и тогда уже будет не достигнуть 14 узлов.
Соответственно крейсерская скорость 9 узлов под двумя моторами это компромисс по максимальной скорости.

Вопрос не ясен. Оптимальный режим с точки зрения чего?
Имея данные только до 1500 оборотов при максимальных 2300?
Как-то не очень правильно.
Хотя предварительно результат мне нравится - 73 лс для 11 км/ч для таких размерений - неплохо

Виноват не очень внятно сформулировал.
Оптимальный режим соотношения скорости и оборотов двигателя.
Я в теме Владимира Ленько, к сожалению запоздало, спрашивал про его расчет винтов для данного судна, он пришел к выводу, что винт 29х22 (фирменный расчет Ветуса :aq: ) неоправданно легкий.

Надо еще снять характеристики расхода при двух моторах.
Но скорость уже известна - до конца не могу объяснить, при одном моторе при 1500 оборотах максимальная скорость 6.3 узла, а при двух на 1500 оборотах 7.8 узла.

Соответственно у меня после окончания ходовых, видимо стоит задача сформировать новое ТЗ для расчета винтов, так как расчет компромиссный то вот как в такой ситуации определить приоритет при расчете винтов?


Хотелось бы посмотреть на Вашу траулерную яхту.Можно фото опубликовать?
Да, конечно. Сейчас вот так, но еще есть программа работ на зиму. Я как раз буду эксплуатировать в районах прохождения Ваших маршрутов :eek:
 

Вложения

  • Файл_000 (1) (Копировать).jpeg
    Файл_000 (1) (Копировать).jpeg
    98.2 КБ · Просмотры: 1 028
Я Вашу позицию, что предпочтительнее ходить под двумя моторами понял - она возможный вариант.
Плюсы понятны.
Но есть и минусы.
9 узлов судно достигает при 150-170 силах - это для одного двигателя 1100 оборотов. Уменьшать обороты меньше 1100 - плохо. Соответственно если ходить на 9 узлах под двумя двигателями при 1100 оборотах надо облегчать винты и тогда уже будет не достигнуть 14 узлов.
Соответственно крейсерская скорость 9 узлов под двумя моторами это компромисс по максимальной скорости.
При 1100 оборотах двигатель может и меньше выдавать мощность,скорее так и будет,т.к. при движении на двух винтах толкать легче.
Да и для вашего корпуса крейсерская по меньше будет 9-и узлов-км 12-14.:eek:
 
Спасибо за фото.А могли бы Вы рассказать нам немного о вашей лодке,что за проект,где строилась и про все,что с ней связанно? Уверен,форумчанам было бы очень интересно и познавательно.
 
Спасибо за фото.А могли бы Вы рассказать нам немного о вашей лодке,что за проект,где строилась и про все,что с ней связанно? Уверен,форумчанам было бы очень интересно и познавательно.
Ох, попробую.
Дайджест строительства.
Проект Брюса Робертса TY485. Основные отличия от проекта: удлинен кринолоин на 1 м, добавлена отсечная непотопляемость - всего 8 отсеков (первоначальный проект предусматривал 5).
Строить начали 17.06.15 - спустили на воду 15.06.17 (симметрия случайна :) )
Метал: 09Г2С скег 8 мм, дно 6 мм, борта 5 мм, надстройка 4 мм, баки ДТ 4 мм, баки вода и фекальный 316 3 мм. Контроль: ультразвуковая проверка швов, баки мел-керосин.
Балласт: свинец 2 тонны, чугунная дробь 0.5 тонны
Баки: ДТ 7000 литров, вода 1500 литров, фекальный 500 литров.
Покраска: Тиккурила примерная толщина 0.7 мм, необрастайка Хемпель, палуба полимочевина с песком. Контроль: ультразвуковым толщиномером.
Теплоизоляция: пена средняя толщина 90 мм плотность 60 кг/м3, покрашена противопожарной краской, отделка фанера ФВТ, потом оклейка тканью (еще не доделывается).
Двигатель ЯМЗ536, редуктор ZF285A, упорный подшипник Pithon Drive.
Рулевое гидравлика с двух постов.
Силовая гидравлика: два шпиля, два подруливающих устройства, два успокоителя качки (еще не испытывалось).
Две водосливных системы. Система отопления жидкостная от двух источников.
Электроснабжение: генератор, 6 групп АКБ.
Планировка: нижняя палуба три каюты - 7 спальных мест, два гальюна, верхняя палуба - 2 спальных места (раскладывающийся диван), кухня.

Кроме покупки проекта работало 5 проектировщиков по отдельным частям.
Все строилось подрядным методом в СПб: корпус и покраска один подрядчик, электрика три подрядчика (силовая часть + управление двигателями и навигация + освещение и слаботочка), системы один подрядчик, отделка один подрядчик.

Встретившиеся проблемы:
- моя: выбор устройств и механизмов, что предпочесть, что лучше, как сделать - то есть выработка ТЗ (советов идет море, большинство противоречит друг другу);
- ни один подрядчик не знает до конца что делать - причем все люди опытные, три подрядчика имеют сертификат РР. Основная причина не в них, а в том, что многие устройства и механизмы они видят в первый раз в жизни и как это работает надо вникать и разбираться;
- ни один подрядчик не уложился ни в смету, ни в сроки.
Сложность в том, что моя предыдущая лодка (причем давно) была парусная и я опыта ни постройки, ни эксплуатации моторных яхт не имею.
Соответственно, чтобы как то в этом процессе присутствовать, строиться же не только для результата, но и процесс интересен - прочитал кучу литературы и собираю мнения - пытаясь составить результирующую.

Для интереса мелкие текущие проблемы:
- магистральный водосливной насос 2.2 кВт выбивает защиту инвертора 5 кВт (уже странно) - ну вроде предположение из-за пускового тока, добавили устройство плавного пуска, а оно программируемое и в руководстве не указан пароль по умолчанию - подрядчик сидит разбирается;
- откуда то выяснилось, что инвертор сгорает при перплюсовке (а может не сгорает) - как проверить? Решили поставить во вводной щиток рубильник переброски фазы;
- почему то радар имеет круговой сдвиг примерно на 3-4 градуса относительно навигации, понятно, что это настраивается, но не можем найти где;
- двигатели ЯМЗ однопроводные, а вся система лодки двух проводная - чтобы снять с корпуса минус на стоянке поставили дополнительные реле, так через землю двигателя вал (который должен стоять электроизолированно) дает контакт на корпус - об этом никто не подумал, что надо и землю двигателя разорвать, заказали дополнительные реле - так их везут уже 8 месяцев (ерунда какая то) - сидим ждем.

Но вот самая большая текущая проблема: это не понятно как выработать оптимальный режим соотношения оборотов двигателя к ходу еще и учесть под скольки моторами. Проблема вылезла из-за явной ошибки Ветуса (ни кому нельзя верить) в винтах.
 
Для интереса мелкие текущие проблемы:
- магистральный водосливной насос 2.2 кВт выбивает защиту инвертора 5 кВт (уже странно) - ну вроде предположение из-за пускового тока, добавили устройство плавного пуска, а оно программируемое и в руководстве не указан пароль по умолчанию - подрядчик сидит разбирается;
- откуда то выяснилось, что инвертор сгорает при перплюсовке (а может не сгорает) - как проверить? Решили поставить во вводной щиток рубильник переброски фазы;

Инвертор конечно выбивает из-за пускового тока.И защиты от переполюсовки может не быть.Я покупал инвертор здесь, http://sibcontact.com/eshop/preobrazovateli-napryazheniya/Invertory_SibVolt/ ,защит куча разных(пару защит сам проверил на сработку),чистый синус.Могут сделать инвертор под ваши требования.Качество исполнения не китайское,убедился сам,так как снимал корпус,что бы дополнительно пролить всю внутрянку полиуретановым аэрозолем.Рекомендую.:ay:
 
Инвертор конечно выбивает из-за пускового тока.И защиты от переполюсовки может не быть.Я покупал инвертор здесь, http://sibcontact.com/eshop/preobrazovateli-napryazheniya/Invertory_SibVolt/ ,защит куча разных(пару защит сам проверил на сработку),чистый синус.Могут сделать инвертор под ваши требования.Качество исполнения не китайское,убедился сам,так как снимал корпус,что бы дополнительно пролить всю внутрянку полиуретановым аэрозолем.Рекомендую.:ay:
Спасибо.
Если конкретно, что речь идет о Victron Quattro 24/5000/120-100/100
Он не совсем инвертор, он совмещает в себе функции и инвертора, и зарядника, и береговое питание через себя пропускает.
Совсем точнее он не 5 кВт, а 5 кВа, но все равно странно что пусковой ток на насосе в два раза превышает номинальный, обычно 30-40%.
Настроим плавный пуск - будет видно.

А Вы какой аэрозоль использовали?
 
Но вот самая большая текущая проблема: это не понятно как выработать оптимальный режим соотношения оборотов двигателя к ходу еще и учесть под скольки моторами. Проблема вылезла из-за явной ошибки Ветуса (ни кому нельзя верить) в винтах.

А в проекте TY485 данные были? Мощность/скорость/винты?
 
А в проекте TY485 данные были? Мощность/скорость/винты?
Мощность и скорость - да, в приложении.
Причем начало графика испытаниями подтверждается.

Моторы - нет, есть примерно 20 типовых от 120*2 до 1100*1 сил (последнее не очень понятно зачем)

Наиболее близкие типовые с одним двигателем
Двигатель 330 л.с. редуктор такой же 32х24 MICHIGAN WHEEL
Двигатель 300 л.с. редуктор 2,85:1 30х28 MICHIGAN WHEEL

Но дисковое отношение и количество лопастей не указаны.
 

Вложения

  • характеристика судна.jpg
    характеристика судна.jpg
    99.7 КБ · Просмотры: 540
Совсем точнее он не 5 кВт, а 5 кВа, но все равно странно что пусковой ток на насосе в два раза превышает номинальный, обычно 30-40%.
Настроим плавный пуск - будет видно.

Пусковой ток асинхронного двигателя 4-7 номинального.
 
Но вот самая большая текущая проблема: это не понятно как выработать оптимальный режим соотношения оборотов двигателя к ходу еще и учесть под скольки моторами. Проблема вылезла из-за явной ошибки Ветуса (ни кому нельзя верить) в винтах.[/QUOTE]


Можно узнать, зачем на водоизмещайке вашего размера, 600 с лихуем сил? О каком оптимальном режиме может идти речь при подобных раскладах?
 
Я смотрю график - не пойму в чем проблема :)

С существующим винтом, продолжайте смотреть на расходомеры после обкатки, т.е. на весь диапазон оборотов. Данные покажут расход - не проблема вычислить где минимальный расход на милю дистанции - скорее всего он будет в том месте, где двигатель развивает максимальный крутящий момент. Если кривая зависимости момента от оборотов пологая - может быть чуть сдвинут в область бОльших оборотов. Судя по инструкции на ЯМЗ536 это где-то в диапазоне 1300-1600 об/мин.

Под это значение оборотов (и мощности) считайте винт.
Правда при этом расчете он будет тяжелее и поэтому движки могут не развить максимальных оборотов.

Ветус на Мазай тоже рассчитал 22х17. После приобретения этого винта (и эксплуатации в течении одной навигации) по рекомендациям В.Ленько был поставлен другой винт 22х18. Крейсерскую скорость развиваем на макс.моменте. но на макс обороты двигатель не выходит. Счастливы и довольны.
 
Наверное,оптимальный не в широком смысле, а в конкретном случае...)))
 
Можно узнать, зачем на водоизмещайке вашего размера, 600 с лихуем сил? О каком оптимальном режиме может идти речь при подобных раскладах?
Ну вообще, если Вам мое мнение, то на тукущий момент лично я вижу такие режимы эксплуатации

1. Один мотор 260 лс при 1600 оборотах 9 узлов
2. Два мотора по 150 лс при 1100 оборотах 9 узлов
3. Два мотора по 260 лс при 1600 оборотах 13 узлов

Я смотрю график - не пойму в чем проблема :) С существующим винтом, продолжайте смотреть на расходомеры после обкатки, т.е. на весь диапазон оборотов.
Согласен.
Текущая проблема, которую я чтото не могу объяснить: Почему при одном моторе на 1500 оборотах 6.3 узла, а под двумя на 1500 оборотах 7.7 узлов?

Судя по инструкции на ЯМЗ536 это где-то в диапазоне 1300-1600 об/мин.
Под это значение оборотов (и мощности) считайте винт.
Вот! Это конкретика.
И мне кажется, что Вы правы, просто винт нормальный на скажем 1600 оборотов будет очень тяжелым на 2200-2300.
И надо ограничить максимальные обороты на двигателе - технически такая настройка в системе управления есть.
Просто как то смелости не хватает искусственно ограничить мощность и психологически это не привычно.
 
Текущая проблема, которую я чтото не могу объяснить: Почему при одном моторе на 1500 оборотах 6.3 узла, а под двумя на 1500 оборотах 7.7 узлов?

.

Потому что скольжение уменьшается вместе с нагрузкой на винт .
 
Все равно не понимаю, зачем такая мощность???У меня 180 сил 18 метров по ватерлинии 48 тонн и ход 1000 оборотов 6 узлов 1100 8узлов 1200 8,3 узла. При расходе 10-12 литров в час. Ну я понимаю, еще сотня сил не помешает, но куда там 520 сил???? Не всякие буксиры таким похвастаются.
По теме. Что-то мне говорит, что ходить будете - 9 узлов, в основном....И на одном моторе.Слишком велика разница по топливу между 9 и 13 узлами при совершенно несопоставимом приросте в скорости.
 
Потому что скольжение уменьшается вместе с нагрузкой на винт .
В смысле скольжение увеличивается?

но куда там 520 сил???? ...
По теме. Что-то мне говорит, что ходить будете - 9 узлов, в основном....И на одном моторе.Слишком велика разница по топливу между 9 и 13 узлами при совершенно несопоставимом приросте в скорости.
Ну когда то же может быть нужна скорость и 13 узлов.

Согласен. 95% времени именно 9 узлов и планируются под одним или двумя моторами.
Прогнозируемый расход по 9 узлах 30 литров, при 13 узлах 100 литров.
 

Пользователи онлайн

Верх