Авторское право © WWW : BOATCLUB.RU - катера, лодки, яхты, теплоходы
Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Документация » Обо всём » Вторичный рынок судов - почем белые штаны? Интервью с Олегом Беловым
09 января 2007 22:12

Владение катером, яхтой или даже хорошей мотолодкой -удовольствие в большинстве случаев не из дешевых. Но если подсчитать затраты на обслуживание судна не так уж и сложно, то стоимость самого судна - вопрос гораздо более неопределенный.

Вторичный рынок судов - почем белые штаны?




Владение катером, яхтой или даже хорошей мотолодкой -удовольствие в большинстве случаев не из дешевых. Но если подсчитать затраты на обслуживание судна не так уж и сложно, то стоимость самого судна - вопрос гораздо более неопределенный. Вторичный рынок частных плавсредств по сути только начинает формироваться, разброс цен весьма велик, тем не менее, в этой сфере наверняка существуют некие общие закономерности и тенденции. Об этом мы и решили поговорить с человеком, уже не первый год занимающимся посредничеством в деле покупки-продажи судов. Олег Белов знаком многим посетителям "водоплавающих" интернет-сайтов по объявлениям о продаже яхт, катеров, мотолодок, теплоходов. На его сайте www.arsenal-yachts.boom.ru желающие обзавестись какой-либо посудиной всегда могут найти свежие предложения и относительно обширный архив описаний выставленных на продажу плавсредств.

- Олег Вячеславович, как давно вы оказываете посреднические услуги покупателям и продавцам плавсредств? Почему вы решили этим заняться?

- Плотно этим делом я занимаюсь два последних года. Раньше работал над проектами парусно-моторных яхт. Заказчиками были в основном бизнесмены, увлеченные яхтингом. Но вопрос о заказчиках всегда стоит остро на любой яхтенной верфи в России. Мы не были исключением.
Мысль о создании своей странички в интернете пришла вовремя. Имелось некоторое количество свободного времени и удалось применить навыки программирования, приобретенные еще в институте. В итоге появился небольшой сайт, который освещал нашу деятельность по проектированию и строительству яхт. О том, что свои старые яхты наши новые заказчики продают, я знал, поэтому и зарезервировал на сайте место для деловых предложений. После того, как сайт был размещен, началась кропотливая работа по рекламе, ответам на вопросы, объяснениям и так далее.На тот путь, на котором я сейчас нахожусь, меня натолкнул случай. Мне удалось продать первую "чужую" яхту. Это придало мне большую целеустремленность. Я стал привлекать людей, которые пытаются продать свои плавсредства, к размещению их предложений у меня на сайте. Посещаемость его тогда была не очень большой - максимум 6-15 человек в день. Размещение объявлений было и остается бесплатным, но в случае если мне удается найти покупателя, владелец судна выплачивает мне комиссионные - обычно в размере от 5 до 10% от суммы сделки, что фиксировалось в договоре. Людей это не смущало, но, к сожалению, все развивалось не так быстро, как я того хотел, много сделок срывалось.
Я практически впустую проработал почти год. Поневоле пришлось пересматривать свою работу, методы представления информации и прочее. Я понял, что людей, которые ищут себе яхту, катер или теплоход, больше, чем людей, которые что-то подобное продают, и плодотворной работа посредника может быть только тогда, когда ты сможешь представить людям много различных альтернативных вариантов и поможешь им самим понять чего же им на самом деле нужно.Тогда я поставил цель собрать на сайте как можно больше информации и дать возможность людям самим выбрать интересующие позиции. Информация собиралась из самых разнообразных источников: газеты, журналы, интернет. Это стало работать! Сейчас посещаемость моего сайта - от 40 до 120 человек в день. На нем представлено около 300 предложений по продаже яхт, около 100 предложений по продаже теплоходов, предложения по катерам типа "Ярославец", "Костромич". Конечно, многие ниши еще не охвачены, например, такие, как импортные б/у катера, катера от 7 до 10 и от 10 до 16 метров длиной. Информация по ним у меня есть, но вот обрабатывать ее и следить за новыми предложениями в одиночку сил не хватает, а найти людей, готовых работать несколько месяцев на результат, непросто.

- Кто вы "в миру"? Посредничество в покупке-продаже судов - ваш основной род занятий или вы занимаетесь чем-то еще?

- Сейчас уже практически основной. Пока я еще занимаюсь проектированием яхт, но уже можно сказать, что проектирование для меня перешло в разряд хобби с возможностью немного подработать.

- Интернет-сайт - это единственная для вас торговая площадка?

- Да, основная площадка - это интернет. Есть, конечно, не менее ценная торговая площадка - печатные СМИ, но пока я там выставляю только срочные предложения.

- Скольким продавцам и покупателям вам удалось помочь совершить сделку?

- Их не так много, как хотелось бы: продано несколько больших яхт, несколько маленьких, катера, 2 теплохода. Сейчас идет плотная работа с покупателями яхт, катеров, теплоходов - всего около 10 человек и компаний. Некоторые уже нашли то, что искали и готовятся к покупке, другие рассматривают предлагаемые варианты, выбирают. Интерес у людей огромный, главное, как я считаю, быстро и вовремя реагировать на изменяющийся рынок и подстраиваться под него.

- Как вы оцениваете состояние отечественного вторичного рынка судов, в первую очередь прогулочного, туристического и спортивного назначения? Можно ли вообще сейчас говорить о рынке или пока только о совокупности единичных предложений?

- Пока скорее это совокупность единичных предложений. Каждый продавец занимается продажей своего судна сам и не потому что он не хочет никому платить за помощь (хотя реально за помощь платят в самую последнюю очередь, когда уже все сделано и все довольны), а потому что он не знает, кто ему может в этом помочь. Поэтому, когда предлагаешь владельцу содействие в продаже яхты или, скажем, теплохода, редко кто отказывается.

- Как формируется цена судна? К примеру, всем известно, что стоимость автомобиля довольно жестко зависит от года его выпуска, а как обстоит дело с судами, можно ли выделить какие-то закономерности?

- Этот рынок (для удобства все же будем называть его так) нельзя сравнивать с рынком автомобилей. С автомобилями, в основном, все понятно - цену определяет год выпуска и техническое состояние. Цены на плавсредства также увязаны с годом постройки и состоянием, но многое еще зависит от качества внутренней отделки, от удачного проекта судна, от ходовых качеств, от региона нахождения и так далее. Хотя, по моим наблюдениям, в основном, цена, запрашиваемая продавцом, зависит от вложенных им в судно средств. Правда, реальность такова, что эти вложения не всегда оправданы. Иногда бывают курьезные ситуации, когда люди, имея, например, яхту, реально могут продать ее в настоящем состоянии за 30 тысяч долларов, но вместо того, чтобы сразу продавать, они начинают вкладывать средства времонт, дооборудование, отделку. В итоге, чтобы окупить расходы, яхту надо продавать уже за 90-100 тысяч долларов, но реальная ее цена составляет всего 60-70 тысяч, причем даже за такую цену лодку очень скоро не продашь, так как чем больше цена - тем дольше длится процесс поиска покупателей. Надо сказать, что подобные случаи не единичны. Нереальных предложений мне поступает очень много, но, тем не менее, я рассматриваю их все, даже откровенно, на мой взгляд, фантастические, ведь чем больше информации будет у меня размещено, тем большему количеству людей я смогу помочь.

- Вы сказали, что цена судна зависит в том числе от его местонахождения. Каким образом? Где дешевле покупать суда? Время от времени приходится слышать рассказы о необыкновенно дешевых покупках катеров вроде "ярославца" или "каэски" где-нибудь на "заброшенном притоке Волги". Можно ли им доверять?

- Бывают предложения о продаже с очень привлекательной ценой в совокупности с прекрасным состоянием, но это единичные предложения и отыскать их довольно сложно.

- Влияет ли на стоимость судна время года? Когда выгоднее всего становится капитаном своего корабля - зимой или летом?

- Я считаю, что влияет. Как правило, основная масса сделок купли-продажи происходит осенью. И это понятно: судно уже отработало сезон, и владельцу лучше продать его сейчас, чем платить за стоянку, охрану, подготовку к сезону и тому подобное. Покупателям также выгодно совершить покупку именно осенью, чтобы иметь в запасе 3-4 месяца для приведения судна в порядок, переделки, ремонта. Весной цены, как правило, растут. Это вызвано и вложением средств владельцев на ремонт, восстановление, содержание, а также в силу повышенного спроса у покупателей. Весной очень много заявок и очень много предложений, но цены "кусаются" и, как правило, вырастают почти на 30% от осеннего уровня.

- Насколько представления покупателей и продавцов обычно расходятся с реальной ценой судна, если подразумевать под реальной ту цену, за которую его удается продать или купить?

- В большинстве Катер Путейский. Проект 391случаев торг составляет примерно10-30% от заявленной цены. Например, теплоход с заявленной стоимостью 35 тысяч долларов был продан в итоге за 25 тысяч. Другой пример - путейский теплоход "Путейский" (проект 391 - см. рисунок) был продан за 5 тысяч долларов при заявленной цене 7,5 тысяч.

- Бытует мнение, что стоимость любого судна увеличивает двигатель известной марки, что, к примеру, установка дизеля "VOLVO-PENTA" - это едва ли не хорошее вложение капитала. Так ли это на самом деле? Цена судна возрастает ровно на стоимость двигателя или несколько меньше (больше)? Какое еще оборудование может влиять на конечную цену?

- По логике вещей так оно и должно быть, но людей, которые это четко понимают, не так много. К тому же, в России основная масса людей имеет относительно скромные доходы. Большинство покупателей стараются подобрать себе судно не дороже 10-15 тысяч долларов. Если, например, катер имеет отечественный дизель 4Ч и нормально ходит, то установка двигателя "VOLVO-PENTA" сразу же переводит этот катер в другую ценовую категорию, что резко ограничивает круг его потенциальных покупателей. Цена судна, конечно, увеличится, но продать его за эту цену будет непросто. Так что, я думаю, установка "фирменного" двигателя и другого дорогого оборудования оправданы лишь в том случае, если владелец судна не собирается пока его продавать, а желает лично для себя повысить удобство плавания, экономичность, безопасность и т.д.

- Велик ли разброс цен на однотипные суда? Насколько важно для покупателя и продавца значение того, что называют везением?

- Как ни странно, но разброс цен на однотипные суда действительно велик. Например, предложения по продаже теплоходов типа "Москва" (проект Р-51Э) находятся в ценовом диапазоне от 120 до 450 тысяч долларов в зависимости, в основном, от качества отделки и использованных материалов. Действительно, везение играет большую роль как при продаже судна, так и при покупке. Так, тот же теплоход типа "Москва" 1991 года постройки в хорошем состоянии недавно был продан всего за 20 тысяч долларов и это настоящее везение для покупателя!

- Вообще покупка судна - это хорошее вложение капитала или, как в случае с автомобилем, каждый год эксплуатации означает потерю определенного процента стоимости плавсредства?

- В определенном смысле это вложение капитала... в свой отдых или, скажем, в туристический бизнес. Конечно, многое теряет свою цену по прошествии времени, но в данном случае сравнение с падением цен на автомобили неприемлемо. Если яхта дорогая и в момент покупки была новой, то возможно, что ее можно будет продать через 2-3 года практически не потеряв в цене. Если судно подержанное - тогда все зависит от текущего состояния. Не исключено, что его можно будет продать и дороже, чем оно было куплено.

- Насколько, по вашему мнению, ликвидной собственностью является судно? Возьмем для примера все тот же автомобиль - зная его марку, техническое состояние и год выпуска, нетрудно определиться с ценой и реализовать авто в течение пары недель, максимум месяца. Пара-тройка сотен долларов уступки вообще сокращают время продажи до нескольких дней. А как обстоит дело с мотолодками, катерами, яхтами, теплоходами?

- В общем случае, суда, конечно, не такой ликвидный товар как автомобили и спрос на них не такой большой, хотя в последнее время он растет вместе с благосостоянием людей. Не всегда даже достаточно хорошее и недорогое судно можно быстро продать в силу хотя бы географического положения. В большом городе, например таком как Москва, Санк-Петербург, Самара, изменением цены можно добиться желаемого результата, но что делать если городок маленький? Судно - не машина и на рынок его не выставишь, а покупатели, даже очень заинтересованные, не всегда могут сразу приехать на осмотр судна. Поэтому я и попытался свести в одном общедоступном месте разрозненные предложения их самых разных регионов.

- На что может рассчитывать покупатель, имея 500, 1000, 2000, 5000, 10000 и более долларов? Какие суда он может приобрести? Каково, скорее всего, будет их техническое состояние?

- Я не берусь точно описать что именно можно приобрести за эти деньги, но по опыту работы с множеством предложений я могу сказать,что, например, купить катер типа "Амур" в нормальном состоянии можно за 2-3 тысячи долларов. При наличии пяти тысяч реально приобрести тот же "Амур" с рубкой, а если еще и поискать хорошо, то и с импортным подвесным двигателем. За те же пять тысяч можно купить яхту микро-класса в отличном состоянии. Имея 10 тысяч долларов, можно стать собственником четвертьтонника в хорошем состоянии и полностью укомплектованного. Более солидные суммы открывают множество вариантов, которые можно очень долго рассматривать. Сейчас все больше и больше людей предпочитают неторопливый комфортный отдых на большом катере или теплоходе. Для этих целей очень часто переделывают в моторные яхты катера типа "Ярославец", "Костромич", теплоходы типа "МО" (пр. 839А), "ОМ" (пр. 780), "Москва" (пр. Р-51Э), добиваясь достаточно красивого внешнего вида и внутреннего комфорта, и при этом тратя относительно небольшие деньги.

- Любопытно, насколько состоятельным судовладельцем являюсь я сам? Сколько, по-вашему, я выручу за свою посудину, если вдруг решу ее продать? У меня речной водоизмещающий катер, год выпуска - 1975, габаритная длина 9,25 м, ширина 2 м, водоизмещение - 2,5 т., осадка 0,35-0,4 м, материал корпуса и рубки - сталь, полная замена обшивки подводной части в 2000 году, двигатель - дизель воздушного охлаждения Ruggerini 27 л.с., движитель - винт (кольцевая защита), крейсерская скорость - 15 км/ч (макс. 18 км/ч), расход топлива ~ 20 л на 100 км., 2 постоянных спальных места в рубке, 3 раскладывающихся спальных места в кокпите под тентом, пассажировместимость - 8 человек, грузоподъемность - 1 т., отсутствие отделки в рубке (голый металл).

- Хотелось бы, конечно, видеть еще и фотографии, а так, очень приблизительно, я думаю, что цена должна быть в пределах 4-6 тысяч долларов. Сильно это разнится с вашим представлением?

- Честно признаюсь, ожидал большего! Придется заняться отделкой, если надумаю продавать...

- Только не перестарайтесь! Всякая предпродажная доводка и отделка - это палка о двух концах. Впрочем, мы об этом уже говорили.

- Какие ошибки чаще всего совершают покупатели и продавцы? Могли бы вы дать им какие-либо советы?

- Мне трудно говорить об ошибках продавцов, покупателей. Я могу всего лишь предостеречь продавцов от обмана, сокрытия дефектов судна - нельзя умалчивать эти детали, ведь тем самым может быть подвергнута опасности жизнь людей. Покупателям хочу посоветовать тщательно осматривать свою будущую покупку, не стесняться спрашивать продавца о причинах замен агрегатов, состоянии корпуса,поломках и возникавших проблемах.


Беседовал Константин Колесов
Декабрь 2002

Высказывания и суждения нашего собеседника основаны исключительно на его личном опыте и могут не совпадать с суждениями других участников рынка.

URL / WWW
http://boatclub.ru/article/a-4.html