Навигация
Баннеры
Мастерская Валовая линия и управление

Валовая линия и управление

На этом этапе обошлось без осложнений. Валовая линия собрана по стандартной схеме. В дейдвудной трубе вал одним концом опирается на подшипник Гудрича (удалось достать заводской от БМК, правда, пришлось его немного расточить до диаметра своего вала) вторым концом - на опорно-упорную группу собственного изготовления. Опорно-упорная группа представляет из себя дваустановленных встречно роликовых конических подшипника. Необходимый зазор достигается путем поджатия их фланцем вала. Конструкция очень напоминает переднюю ступицу “жигулей”. Размеры на рисунке не указаны, не показаны и детали крепления к корпусу.


Дейдвудная труба изготовлена из нержавейки и вварена в корпус (электродом по нержавейке - вварилась без проблем). Облицовка вала в месте, где вал работает по подшипнику Гудрича, тоже сделана из нержавейки. Соединение вала и реверс-редуктора произведено при помощи карданного вала от а/м ГАЗ (его пришлось укоротить с сохранением шлицевого сочленения).

Управление газом и реверсом - тросовое, однорычажное. Конструкция жутко понравилась коллегам по клубу и этой зимой многие решили установить такую же у себя на судне.

Схема газ-реверс машины следующая: имеем вал с закрепленным на нем шкивом для троса (желтенький). В валу сделано отверстие (показано красным цветом), сверху оно выглядит так:


По центру отверстия вставлен штифт, который является осью качания рукоятки управления (на рисунке рукоятка показана без заливки). На вал надета втулка, которая свободно перемещается по нему. Во втулке сделано отверстие подобное отверстию на валу для прохода рукоятки управления (показано синим цветом) к нему рукоятка крепится так же штифтом.

При перемещении рукоятки управления вперед-назад, происходит вращение всей конструкции без осевого смещения втулки (показана серым цветом) и, соответственно, вращение шкива, закрепленного на желтом валу (это и есть шкив реверса; к нему крепим трос и при помощи роликов соединяем с органами управления редуктора).

kat8.gif (30137 bytes)Теперь о том, как осуществляется управление газом. При перемещении рукояти управления вправо или влево происходит перемещение втулки (серой) по валу (желтый), при этом вал (желтый) не вращается, т.е. не происходит переключения реверса. На рисунке видно, как перемещение втулки (серой) преобразовывается в движение тросика газа. При перемещении рукоятки вправо или влево происходит перемещение втулки (серой) без перемещения вала реверса (желтого). Втулка (серая) своими кольцевыми выступами вращает за шток ролик (кирпичного цвета), на котором укреплен тросик газа. Для большего понимания назначения и расположения штока, ось вращения ролика на обоих рисунках показана жирной пунктирной линией.


kat9.gif (7608 bytes)Двигатель снабжен стандартным набором приборов контроля давления масла, температуры воды, напряжения электрической сети, планируется установка тахометра.

В прошлом году я открыл свою первую навигацию. Построенным судном оказался премного доволен. На курсе держится чудесно, не рыскает, управляемость тоже вполне приличная (площадь пера я немного увеличил по сравнению с заводской и сделал его профилированным взамен заводского пластинчатого). На полном ходу циркуляция не больше полутора корпусов, а если с места (руль у меня перекладывается до 60 градусов) так вообще практически вокруг носа разворачиваюсь. В жестокий шторм еще не попадал. Максимальная высота волны, по которой я ходил - 2 метра (на Байкале в средней части бывает до 5 метров). Сначало было страшно, а потом привык, пробовал даже ставить корабль лагом к волне и выключать ход - качает, но терпимо. При движении против волны и при волне 1,5 м и более ощущаются сильные удары в носовой части (обводы у него, конечно, пузатые) - приходится снижать ход. Мужики , из тех, что примерно такие же суда имеют, успокаивают - говорят, что на 3-метровой и более волне такие обводы отыгрываются прекрасно. Мощности 65-сильного двигателя вполне хватает. Чучь чуть, правда, тяжеловат гребной винт (на максимальном газу дизель дымит). Менять его пока не собираюсь, тем более, что на полном газу все равно не хожу.

С оформлением катера в ГИМСе проблем не возникло.Расчеты остойчивости, чертежи и проч. с меня потребовали лишь после того, как я проговорился о планах оборудовать судно мачтой и прямыми парусами.

Внутренняя отделка
Спуск на воду


Вопреки советам “бывалых” я оставил довольно широкие потопчины по бортам (0,6 м) и, как оказалось, очень удачно. Летом в хорошую погоду все на палубе толпятся, при узких потопчинах расходиться было бы трудно. Впрочем, и в пасмурную погоду народ в трюм только едой заманить можно - на палубе торчат да в рубке. Рубку опять-таки правильно большую предусмотрел - вместе со мной в ней свободно помещается 5 человек.

Про деньги... На все про все вместе с отделкой ушло примерно 250 000 рублей, правда в эти расходы я включил стоимость всего инструмента (у меня даже электродрели своей не было!) Справедливости ради надо сказать, что на отделочный материал я денег не жалел, покупал все самое качественное. Думаю, что 10 000$ хватит вполне, чтобы построить аналогичное судно практически с нуля и “под ключ” причем с евро-отделкой (это при условии, что ничего нигде не воровать и не покупать за "полпузыря", но пока мы живем в России есть разные возможности удешевить постройку).

Андрей Рыбаков, Иркутск
http://travel.bayk.ru/

Март, 2000 г.


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 15 февраля 2000 | Просмотров : 10399

  
© 2017 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU