Навигация
Баннеры
Обо всём MIBS'2002 Ярмарка тщеславия. Заметки с московской выставки "Катера и яхты 2002"

MIBS'2002. Ярмарка тщеславия

В столичном Экспоцентре на Красной Пресне прошла восьмая международная выставка "Катера и яхты" (MIBS-2002). Общее впечатление: оживление, отмечавшееся годом ранее на уровне неких мимолетных ощущений, наконец-то обрело реальные очертания в виде множества новых экспонатов. Похоже, что спорт и отдых на воде перестают быть уделом одних только пенсионеров-"вихрятников" и самодеятельных яхтсменов-фанатиков. Иначе чем объяснить явное повышение платежеспособного спроса на лодки и, как следствие, обилие выставочных образцов?
Впервые в истории московских "Катеров и яхт" уличная часть экспозиции доминировала над той, что разместилась внутри павильона и это при том, что последняя не уступала прошлогодней по площади и насыщенности. Многое из того, что годом ранее предлагалось посетителям экспоцентра в виде плакатов и рекламных проспектов, ныне было представлено настоящими катерами и яхтами. В основном это касается дорогих импортных лодок вроде 7-метровых (в высоту!) пластиковых крейсеров, разместившихся возле входа в выставочный павильон . Лишнее свидетельство того, что деньги в России все-таки потекли на воду. У продавцов уже хватает средств и уверенности в сбыте, чтобы закупать роскошные катера, не дожидаясь авансовых платежей от покупателей.
InspirerБолее того, если оживление не обманчиво и интерес бизнесменов к водоплаванию не иссякнет, можно ожидать, что словосочетания "роскошный катер" и "импортный катер" перестанут быть синонимами. Одним из открытий MIBS-2002 можно назвать экспозицию подмосковной компании "Аэромарин", возродившей проектирование и производство прогулочных судов на останках некогда широко известного ЦКБ "Нептун". Украшением стенда "Аэромарина" стал 10,7-метровый 400-сильный пластиковый крейсер "Inspirer".
Признаюсь, поначалу я прошел мимо этой внушительной лодки, приняв ее за продукцию зарубежных судостроителей и это, думается, скорее плюс, чем минус. Законодателями мод в мировом катеростроении отечественные производители в ближайшее время вряд ли станут, хорошо уже то, что они научились работать по крайней мере не хуже буржуев. Внешне "Inspirer" ничем не выдает свое подмосковное происхождение. Катер практически полностью лишен тех характерных для отечественного малого судостроения черт, когда амбиции и желание создать что-нибудь
эдакое, значительно превышают возможности, опыт и знания, а в результате получается нечто среднее между пародией на импортный "бренд" и продукцией кружка "Умелые руки" (фото слева).

В аэромариновском "Inspirer`е" все органично, со вкусом и можно даже сказать с достоинством, чего не скажешь о катере в стиле ретро той же самой компании . Деревянная реечная палуба, хромированные леера и кожаные сиденья не исправляют впечатления, безнадежно испорченного стеклопластиковым корпусом далеко не безупречной формовки, плексигласовым (!) в мутных разводах ветровым стеклом без окантовки и, самое главное, современным подвесным мотором, присутствие которого на транце подразумевается строителями. Можно, конечно, и на транец повесить "ретро", но где найти такой старинный подвесник, который бы смог разогнать эту довольно тяжелую моторку до обещанных 65 км/ч? Одним словом, отдав за "ретро-лодку" немалые деньги (18000$), покупатель, на мой взгляд, рискует достичь обратного эффекта и прослыть любителем дешевых сенсаций.
Гораздо более оправданной выглядела цена на мотолодку "Тунец" (4900$). Представитель "Аэромарина" пояснил, что прототипом ее стал разъездной катер для судов-тунцеловов проекта 1972 года. Рабочее происхождение прадеда определило основные черты мотолодки: лаконичность и отсутствие ориентированных на внешний эффект деталей, создающие впечатление прочности и надежности.

Не обошлась без новинок и постоянная участница последних московских "бот-шоу" фирма из Набережных Челнов "Транс Контакт Холдинг" - строитель уже достаточно известных катеров "Кама". По сути, "Кама" - больший крейсер, чем тот же "Inspirer" и иже с ним. Экономичный маломощный дизель вместо прожорливого 300-400-сильного бензинового мотора, солярка вместо высокооктанового бензина при высоком уровне комфорта на борту позволяют совершать на "Каме" неторопливые тысячекилометровые походы, не особенно задумываясь о бункеровке, что особенно актуально в наших условиях. На этом фоне катера типа "Inspirer`а" смотрятся скорее крейсерами выходного дня. Чем не может похвастать "Кама", так это скоростью нашпигованных сотнями лошадиных сил пластиковых корпусов, что ничуть не смущает ее создателей. На минувшей выставке они демонстрировали заявленный в прошлом году прогулочный вариант своего катера с увеличенной площадью палубы. "Дейкрейсер" из Набережных Челнов пользовался успехом. В том числе благодаря своей относительно невысокой цене (если сравнивать со стоимостью пластиковых катеров-"мыльниц" аналогичных размерений, отсчет которой начинается от 150000$). В 2002 году "Транс Контакт Холдинг" планирует построить более таких 25 судов.

Ровным поступательным развитием порадовала самарская фирма "Аквалайн", производящая одноименные катера. Если в прошлом году она демонстрировала одну-единственную модель, то в этом сезоне предложила сразу три лодки: два варианта 6,5-метрового каютного катера "Аквалайн 210" с работающими на колонку 240-300-сильными "Mercruiser`ами" и пятиместную моторку с носовой рубкой-убежищем "Аквалайн-170".
Как и год назад самарские лодки выгодно отличались от других пластиковых катеров отечественной постройки отменным дизайном и исполнением. Тот самый случай, когда все, как у других, но только чуточку лучше. Возможно, сказывается сотрудничество самарцев с американской фирмой "Donzi".
Порадовала качеством изготовления корпуса и другая новинка выставки - 6-метровая пластиковая каютная мотолодка "Вектор SI" нижегородской фирмы "Пласт" (фото внизу). Внешне - вполне современная лодка. Впечатление портит разве что излишне модерновый дизайн и несоответствие наружного глянца внутреннему оформлению, над которым стоило бы еще поработать. Главный же недостаток - цена.
Как одну из тенденций рынка многие посетители отметили массовое появление польских каютных мотолодок. Вот уж где качество формовки корпуса, отделка и цена сочетаются гармонично! Находясь в том же классе, что и "Вектор SI", поляки дают нижегородцу маловато шансов, когда дело доходит до скрупулезного сравнения потребительских достоинств этих лодок. Качество корпусов вроде бы одинаково, но дизайн у поляков более строгий и продуманный - одного взгляда на лодку хватает, чтобы запечатлеть в памяти ее характерный завершенный силуэт. Напротив, по витиеватым формам нижегородского "Вектора" глаз многократно скользит, ни на чем особенно не задерживаясь, - вроде все красиво, но целостной картинки не создается. По части отделки каюты и кокпита поляки, на мой взгляд, также впереди. Что остается? Цена. По идее, у отечественной лодки, которой не приходится пересекать границу, она должна быть существенно ниже. В действительности же, даже с учетом таможенных платежей, польские моторки стоят столько же или даже чуть меньше. К примеру, польская "Galia 560", аналогичная "Вектору SI" по пассажировместимости, водоизмещению и мощности двигателя, стоит в Москве 13400$ - так же, как лодка из Нижнего.
Из Польши на выставку прибыли и лодки, которые по праву можно назвать народными. К примеру, наш постоянный автор
Евгений Матрозов приобрел неплохую пластиковую лодочку с рубкой-убежищем в носу: размерения и масса "Прогресса", мореходность и комфорт - на порядок выше. Конечно, эта лодка не может похвастать такой же отделкой, как лодки "Galia", но, собственно, за такую цену этого и не требовалось - хозяин сам обустроит судно по своему усмотрению. Любопытно, что ничего даже отдаленно напоминающего эту польскую лодку отечественными производителями предложено не было. Одно радует, появление на российском рынке "поляков" не оставит наших судостроителей без конкуренции.
Пример того, как благотворно соперничество производителей сказывается на потребителях, демонстрируют отечественные фирмы-изготовители надувных лодок. Возникнув практически на пустом месте, они существенно потеснили на рынке надувнушек таких гигантов, как ярославский и уфимский заводы, достигнув практически недостижимого для последних качества при вполне приемлемых ценах. Надувные лодки из современных полимерных материалов были представлены на минувшей выставке во всей красе. Большинство из них можно было купить, причем многие с заметной скидкой. Пожалуй, самыми выдающимися экспонатами этого раздела стали роскошная надувнушка "Бриг" с жестким днищем, рулевой стойкой и тентом
и катер с надувными бортами на воздушной подушке от фирмы "Мнев и Ко". При мощности импортного двигателя 70 л.с. эта 4,6-метровая амфибия перемещает до 350 кг груза со скоростью до 110 км/ч, расходуя от 8 до 15 литров бензина в час. Идеальный вариант для моторизированных рыбаков и охотников!

Московские "Катера и яхты" всегда были, в основном, выставкой водномоторников. Ничего не изменилось и в этот раз. Если не принимать в расчет каталожные образцы (чтобы познакомиться с ними, необязательно идти в экспоцентр), на всю выставку пришлось всего две яхты - "Рикошет" от уже упоминавшейся "Аэромарин" и швертбот "Жанто", строящийся, как заявили на стенде, в Сочи коллегами Виктора Языкова. "Рикошет" - яхта достаточно известная соответствующей публике. Можно лишь добавить, что благодаря усилиям "Аэромарина", у этой лодки появился шанс стать серийной продукцией. "Жанто" же - птица абсолютно новая (для нашего рынка, поскольку проект куплен у французов). Продавцы называют его крейсерским швертботом, что, вероятно, натянуто. Скорее это полуспортивная лодка для того, чтобы вволю покататься недалеко от клуба, ну в крайнем случае переночевать пару ночей в непродолжительном походе. На большее, если говорить о крейсерстве, 5,5-метровый швертбот водоизмещением всего 400 кг вряд ли способен. Благодаря невысокой цене (корпус с люком, иллюминаторами и швертом - 4500$) и безупречному, по-языковски тщательному исполнению "Жанто" неизменно привлекал внимание десятков посетителей. Вероятно у этой элегантной яхточки есть реальные шансы занять свою нишу на отечественном, не избалованном обилием добротных и недорогих "микриков", яхтенном рынке.

Еще одно разочарование нынешней выставки - бесславная кончина катера "Николь-Классик". Год назад казалось, что эта клепаная из легкого сплава лодка с ВАЗовским движком и отечественной угловой колонкой потеснит дальневосточные "Амуры", ведь при той же цене "Николь" явно превосходил их по дизайну, удобству для пассажиров, скорости и мореходности. Увы и ах! Катера "Николь" больше не существует. Осталась "Николь-Фаворит" - моторная лодка. Вместо ВАЗовского движка и колонки - транец под 60-150-сильный подвесной мотор. Как сообщил дядька на стенде, причина упрощения в том, что "заводу проще продать корпус и не возиться с моторами и колонками". "А еще проще грабануть банк - тогда даже с корпусами возиться не придется", - мрачно пошутил мой товарищ, но дядька пропустил реплику мимо ушей. Конечно самодельная угловая колонка, созданная своими силами с нуля, доставляла много хлопот и была откровенно сыроватым изделием, но нельзя же так просто махнуть на все рукой и идти по пути наименьшего сопротивления! Рядом с бывшим катером красовалась другая "Николь" с припиской "Спорт". Эта короткая и широкая моторка с двумя кокпитами (в носу и в корме), сделанная на базе укороченного корпуса "Николь-Фаворит", мало чем привлекла бы внимание, если бы не способ изготовления. Ряды заклепок на бортах и транце придавали лодке сходство с бронетехникой. Эдакий водный танк, точнее танкетка, поскольку настоящий танк (или может быть водный джип) - это новинка Адмиралтейских верфей "Мастер-540" (фото ниже).
Мастер-540 это почти метровый борт, внушительной толщины металлические леера и подобие "кенгурятника" в носу. Цена тоже внушает уважение - 6500$.

Не удалось обнаружить стенд с "Алекстаром", экспонировавшимся здесь год назад, и это не единственная потеря московского "бот-шоу". В нынешнем году на выставке не было катеров из Воронежа. Чрезвычайно бледно по сравнению с прошлыми годами выглядел и стенд катеростроителей из Комсомольска-на-Амуре. Последние не привезли в Москву ни одной лодки. Единственная "Стрела", сиротливо притулившаяся на улице, оказалась собственностью московского посредника. Ему же принадлежали немногочисленные экспонаты, оттенявшие убогость стенда дальневосточного завода внутри павильона. Дошло до откровенного конфуза - заводчане в ответ на вопрос о деталях конструкции их же собственных мотолодок, посоветовали обратиться за разъяснениями все к тому же посреднику. Из новостей удалось узнать лишь, что анонсированный в прошлом году 90-сильный конвертированный автомобильный двигатель успешно прижился и теперь серийно ставится на катера "Восток" и "Амур" (получившие индекс "Т"). А вот обещанная на прошлой выставке 8,6-метровая "Стрела-8" - все еще в стадии доводки. В металле изготовлено пока только три штуки. По словам представителя завода, с 350-сильным "Mercruiser`ом" головной образец этого самого крупного дальневосточного катера разогнался до 72 км/ч. В принципе, завод уже готов продавать эти лодки в металле примерно за полтора миллиона рублей. Загвоздка в том, что в голом виде этот весьма солидный катер мало кому нужен. Извечная проблема крупных отечественных судостроителей - изготовив неплохой корпус, они наглухо вязнут во всем, что касается его отделки и обустройства. Разочаровавшись в собственных силах, строители "Стрелы-8" обратились за помощью к одной из московских дизайнерских фирм. Доработанный ее специалистами катер, по прикидкам заводчан, легко возьмет 2-миллионный ценовой барьер (65000$!). Остается отыскать достаточное количество чудаков, способных найти в "Стреле" количество достоинств, оправдывающее такие траты...

Как и год назад, на стенде Московского судостроительного завода (МССЗ), отказавшегося из-за отсутствия спроса от строительства речных трамвайчиков в пользу судов представительского класса, ничего кроме плакатов и масштабной копии обнаружить не удалось. Хозяева, однако, заверили, что первый экземпляр новой продукции завода - моторная яхта по проекту "Olsten 125" готова в металле и к августу должна будет спущена на воду. Основные характеристики этого судна приведены в прошлогоднем обзоре выставки. Добавлю лишь, что цена ее, по словам представителей завода, составит один миллион долларов. Любопытно, что в этом году у Московского судостроительного появился конкурент в лице торгового дома "Консорциум русских судоверфей". Какие именно верфи составили консорциум, выяснить не удалось. Известно лишь, что продукцией этого содружества должны стать аналогичные "Olsten`у" моторные яхты. Совпадает практически все: размерения, водоизмещение, материалы корпуса и надстройки (сталь и алюминиевый сплав), мощность двигателей. Разве что необходимые лошадиные силы МССЗ планирует извлекать из двух двигателей "Caterpillar", а консорциум намерен ставить украинские двухтактные танковые турбодизели ДН 12/2х12. Утверждается, что эти движки "воплощают в себе передовые научно-технические решения", правда не указывается о каком времени идет речь. Дизели-то эти выпускаются с 1965 года! Впрочем, если верить заявленным данным, движки действительно имеют вполне приемлемые характеристики: расход топлива на уровне 160 г/э.л.с.ч, отношение мощности (в л.с.) к массе от 0,31 у самой слабой до 0,81 у самой мощной модели. Откровенно мал только ресурс (5000 часов у самой мощной модели), что нормально для танкового и совершенно неприемлемо для судового двигателя.

Как одним из шагов на пути к цивилизации в околоводном мире мои коллеги расценили появление на выставке самарской страховой компании "Инвестфлот", специализирующейся на страховании катеров, лодок и яхт. Характерная особенность: несмотря на то, что выставка московская, все больше нового и интересного на ней демонстрируется региональными компаниями. Москва потеряла титул водномоторной столицы России, которого, впрочем, никогда толком и не имела.


Нельзя не отметить взрывообразного появления молодой околоводной прессы. Это, кстати, еще одно подтверждение того, что на воде появились деньги, а, соответственно, и потребность в рекламных площадях. На выставке можно было приобрести не только патриарха отечественной водной периодики журнал "Катера и Яхты" и относительного долгожителя "Капитан-Клуб", но и несколько новых журналов - "Нептун" (уже второй номер), "Яхтенный мир". В целом вся выпускаемая сейчас водная периодика страдает большим количеством статей из разнообразных импортных журналов и рекламных изданий, не всегда актуальных и порой с невнятным переводом. Частенько создается впечатление, что материалы для номера наскребались по сусекам из последних сил. Разбираться в катерах и яхтах и уметь излагать мысли на бумаги - совсем не одно и то же. Опыт приходит со временем и прекрасный пример тому - "Поплавок". Он хотя и заявлен как информационный каталог компании "Баджер" без претензий на периодическое издание и также напичкан переводными статьями, но читать 12-й номер значительно интереснее, чем ранние номера.

Впервые в истории "Катеров и яхт" удалось увидеть отечественные моторы. К сожалению, это случилось не на стендах заводов-изготовителей, а в экспозиции торговой фирмы "Кайман-К". Заводчане - даже москвичи ("Нептун" и "Салют") - выставку почему-то игнорируют. Говорят, что слишком дорога выставочная площадь. Возможно, но, например, украинцы (ЧС "Паруса Украины") умудряются представлять свою продукцию практически на коленке - вот таким, примерно, образом. 22m.jpg (32176 bytes) Чрезвычайно низкие цены на продукцию украинских судостроителей (например, 4,4-метровый катер с мотором - от 2500$) заставляют подозревать какой-то подвох, но в данном случае речь не об этом.

Приходится признать, что московские "Катера и яхты" изначально не ориентированы на посетителя со средним и малым достатком. Одно только время проведения выставки говорит о многом. В субботу, когда на Красной Пресне, наконец, смогла появиться массовая публика, экспозиции начали сворачиваться одна за другой, уже начиная с обеда. По словам одного из участников, к этому времени была продана львиная часть дорогих катеров и многие экспоненты получили неплохую прибыль. Что же, если только это было целью, то выставка, наверное, себя оправдала. Однако почему бы вместе с роскошными пластиковыми крейсерами не продать десяток-другой лодок попроще? Глядишь, их хозяева лет эдак через 5 придут на "MIBS" присматривать крейсер! И как быть с популяризацией активных видов туризма и отдыха, о которых в предисловии к выставочному каталогу увлеченно говорят разнокалиберные чиновники во главе с московским мэром Лужковым? Меж кем "MIBS-2002" это дело популяризировала, между двумя десятками обладателей толстых кошельков (при всем к ним уважении)?


Недовольство (причем, уже почти традиционное!) организатором выставки фирмой "ITE" выражалось многими экспонентами и посетителями. Помимо претензий к непомерно высоким ценам на выставочную площадь, отсекающим отнюдь не жирующих отечественных производителей, высказывалось и недоумение в отношении времени проведения выставки. К слову сказать, часть этого недовольства вылилась и в нашу конференцию. Некоторые наиболее активные участники рынка высказывают даже предложение провести в какой-либо форме альтернативную выставку. Мысль вполне здравая. Особенно хороша идея проведения выставки на воде. Почему бы не использовать для этого какой-либо яхт-клуб или один из московских речных портов или вокзалов? Немного безумная, но очень красивая идея - провести выставку на Москве-реке напротив Кремля, разместив стенды экспонентов на теплоходе (барже), а выставляемые ими суда пришвартовав тут же к плавучим понтонам. Кстати, даже не обязательно переносить и сроки проведения на более позднее время, благо открытая вода в Москве теперь присутствует практически круглый год. Раз уж речь об этом зашла, предлагаем всех заинтересованным лицам высказаться по сути вопроса "на нейтральном поле" - в нашей конференции.
Константин Колесов
Фото Андрея Измашкина
Март 2002

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 29 декабря 2006 | Просмотров : 12251

  
© 2017 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU