Навигация
Баннеры
Обо всём Заметки о выставке "Лодки, Катера и Яхты 2000"

Заметки о выставке "Лодки, Катера и Яхты 2000"

С 9 по 12 марта в столичном Экспоцентре на Красной Пресне прошла очередная ежегодная выставка "Лодки, катера и яхты".

Действо это в роскошном глянцевом каталоге было названо традиционным и международным, в действительности же... Общее впечатление: да, пока еще традиционная, но уже не международная и не совсем выставка - так, своего рода выездная торговля, ярмарка-продажа, на которую собрали всего понемногу прямо с прилавков. Вашему корреспонденту хватило получаса, чтобы дважды обойти павильон вдоль и поперек и убедиться, что все то же самое (и даже более того!) можно было бы увидеть в обычных магазинах и торговых компаниях - в любое удобное время и абсолютно бесплатно.

Чего следовало бы ожидать от выставки, ради присутствия на которой пришлось перекраивать рабочий график, три часа трястись в электричке (а кому-то и двое-трое суток в поезде) и выкладывать "полтинник" за вход? Конечно же, показа новинок, самых передовых - только что из лабораторий - технологий, эксклюзивных товаров, знакомства с новыми отечественными производителями. Сбылись ли ожидания? Увы!

Едва ли не единственный достойный внимания экспонат украшал вход в выставочный павильон. С него и начнем. "Кама-93" - 12-метровый отечественный (!) прогулочно-туристический катер, который так и подмывает назвать моторной яхтой.

Пролистав подшивку "Катеров" за последние года три, приходишь к выводу, что всякая история создания подобного рода судна на российских просторах - это, как правило, история чуть ли не ратного подвига, эдакого героического энтузиазма и самопожертвования. Тем приятней было узнать, что "Кама" для своих создателей стала почти серийным судном, спокойно и без надрыва строящимся уже не первый год. Представители фирмы-производителя (Транс-контакт холдинг, г.Набережные Челны) сообщили, что к настоящему времени произведено три десятка таких катеров, а экземпляр, представленный на выставке, имеет строительный номер "28". Обрисовать портрет среднего покупателя заводчане не решились, отметив лишь, что "Кама" пользуется популярностью как у частных лиц (туристический вариант - на фото вверху), так и у крупных коммерческий компаний (модификация "прогулочный" - на фото внизу). Честно признаться, и той и другой категории новоиспеченных владельцев "Камы" я по-доброму позавидовал.

Оба варианта строятся на базе одного 12-метрового стального корпуса с гранеными обводами. При ширине 3,3 метра осадка катеров не превышает 0,7 метров, что позволяет эксплуатировать их на относительно мелководных реках и озерах. Туристическая модификация включает в себя две каюты с двуспальными местами, салон-рубку, гальюн и камбуз. Во втором варианте вместо кормовой каюты оборудуется прогулочная палуба с тентом. Помещения отделываются натуральным деревом и декоративной фанерой. Трудно судить об общей практике, но качество отделки представленного на выставке катера приятно поразило - никаких лишних зазоров, потеков лака и следов шпаклевки, детали заботливо подогнаны друг к другу, тщательно выдержана цветовая гамма, в выборе материалов соблюден некий принцип "благородства" (уж если это металлический профиль - так это медь, бронза или латунь, но никак не алюминий).

Базовая комплектация предусматривает установку одного судового 73-сильного дизеля Д243 с приводом на один 4-лопастный винт. В качестве опции предлагается установка 55-сильного дизеля 6ЧСП 9,5/11-1 (минус 2554$ с базовой цены), 57-сильного MD-22 или 70-сильного ТМD-22 двигателя Вольво-Пента (плюс к базовой цене 17359$ и 22795$ соответственно). Возможна установка двух двигателей MD-22 (плюс 27167$ к базовой цене), однако для этого придется заказать корпус в двухвальном исполнении (плюс 2557$ к базовой цене). В зависимости от мощности выбранной силовой установки скорость катера составит от 16 до 20 км/ч. За дополнительные 8841$ можно разжиться и фирменным валопроводом ("Вольво-Пента"), непонятно, правда, в чем заключается его особенная прелесть и стоит ли эта самая прелесть без малого девяти тысяч долларов.

Электрооборудование в базовой комплектации: двухпроводная сеть постоянного тока напряжением 12 и 24 вольта, фонари освещения помещений, бортовые огни. Источники тока - две аккумуляторные батареи 6СТ-190 и навесной генератор мощностью 0,8 кВт. В качестве дополнительного оборудования предлагается установка 6-киловаттного отечественного (плюс 8520$) или импортного (плюс 17373$) дизель-генератора, системы подачи холодной-горячей воды Vetus (плюс 1050$), фекального и трюмного насосов (плюс 600$ и 200$ соответственно), душа в помещении гальюна (плюс 2190$), дизель-электрического отопителя Wallas (плюс 2820$), кондиционера холод-тепло (от 3120$ до 6150$) или отечественной вентиляционно-отопительной установки (плюс 925$). Кстати, наружная часть кондиционера с радиатором и вентилятором на выставочном образце оказалась закреплена возле входа в рубку на уровне 40 см от пола. Не очень удачный вариант - окажись на борту дети, кто-нибудь из них обязательно сунет палец во вращающиеся лопасти.

Неожиданно скудным оказался выбор навигационного оборудования: два вида эхолотов и радиостанция "Моторола" (без указания рабочих частот).

Продвигать катера из Набережных Челнов на российский рынок взялась столичная торговая компания "Маркет-марин". Помимо перечисленных опций к установке на судно она предлагает бесчисленное множество мелочей и приятных дополнений (микроволновые печи, аудио-системы, холодильники, инкрустированные штурвалы, гидравлические приводы и электролебедки). Базовая цена "Камы" вполне конкурентоспособна (80000$). При этом следует учитывать и экономичность эксплуатации катера. Со своим 55-73-сильным дизелем "Кама" вполне может достичь среднего расхода топлива порядка 0,5 л на 1 км пути, а отечественная силовая установка позволит, к тому же, серьезно сэкономить на запчастях и обслуживании. Наконец, даже внешне катер, на мой взгляд, выгодно отличается от импортных пластиковых "утюгов" сопоставимого уровня комфорта.

На фоне чуда из Набережных Челнов в экспозиции все той же фирмы "Маркет-марин" довольно скромно смотрелась каютная мотолодка "Максим" из Воронежа (на фото слева) и нечто американское под названием "понтонный палубный катер "Парти Бардж 27" (на фото справа).

О "Максиме" boatclub.ru уже рассказывал в обзоре предыдущей (1999 года) выставки. Более добавить о нем нечего. Разве только то, что цена на эту довольно спорную со многих точек зрения лодку по-прежнему заоблачная - без малого 17 тысяч долларов.

В натуре отсутствовали, но в виде бледных ксерокопий предлагались также воронежские мотолодки "Кейс" (4-метровая складывающаяся лодка для автомобилистов за 1250$) и "Аргонавт" (5,9-метровая открытая мотолодка типа "Темпа" или "Москвы" за 9349$).

"Парти Бардж 27" - штука занятная. Термин "катер" применен к нему, конечно же, для солидности. На самом деле - плавучий понтон (8,3х2,65 м) на двух алюминиевых сварных сигарах с тентом, комнаткой для переодевания и 115-сильным подвесником "Mercury". В стандартную комплектацию входит также трейлер для буксировки, биотуалет, магнитола, гриль, столики и диваны. За все просят 58 тысяч долларов, причем добавляют, что за эту цену вы получаете "катер для круизных прогулок с высоким уровнем комфорта, купания, загорания, организации вечеринок для 16 человек". Все-таки кажется, что продавцы погорячились. Круиз "с высоким уровнем комфорта" для 16-ти человек на 8-метровом понтоне - это что-то из области фантазий. Реально "Парти Бардж" мог бы стать разве что пляжным судном или плавдачей в пункте проката. Единоличный владелец-частник, пусть даже очень богатый, для американского понтона как-то не вырисовывается. Размерения судна таковы, что его мобильность представляется довольно сомнительной или, во всяком случае, очень ограниченной. Что остается? Столь же сомнительный комфорт, которого на порядок больше на катере типа "Ярославца", "каэске" или "Адмиралтейце", а в качестве довеска к комфорту будет получена мореходность и надежность.

С пресловутого 17-го августа минуло два года. Тем более труднообъяснимым показалось скудное представительство отечественных производителей. Куда пропали, например, "Вихри" с "Ветерками", выпуск которых, если верить заявлениям заводчан, за последние два года вырос на порядок? Ну ладно, из того же Ульяновска до Москвы еще доехать надо, но почему на выставке не оказалось столичного производителя "Нептунов" и "Салютов" - непонятно. Ему ведь даже на командировочные тратиться не пришлось бы! С другой стороны (вот они, российские контрасты!) за десятки тысяч километров с Дальнего Востока до Москвы не поленилось добраться со своими лодками Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КНААПО). Добраться, и занять в экспозиции центральное место - как по размещению стенда (в центре "водномоторной" части павильона), так и по популярности среди посетителей.

Дальневосточные авиаторы выставили уже не новую и хорошо известную свою продукцию: моторные лодки "Стрела", катера "Восток" и "Амур". Последние два - суденышки старые, испытанные годами, простые и надежные. Даже наличие каютки не делает их менее спартанским.

Иное дело "Стрелы" - лодки с претензиями. Особенно это касается представленных на выставке "живьем" четвертой и пятой моделей.

Стильные внешне, обе эти лодки производили довольно скромное впечатление, стоило только заглянуть внутрь. Традиционная для нашего производителя проблема - научившись качественно варить прочные, гидродинамически "правильные" корпуса, внутреннюю их отделку и обстройку он, очевидно, доверяет бригаде шабашников-халтурщиков. В красочной рекламке "Стрелы-5" читаем: "просторный кокпит оборудован удобным постом управления по правому борту с приборной панелью, оформленной с применением современного дизайна...". Чего-чего, а скромности заводчанам не занимать! Даже у выставочного образца приборная панель выполнена на уровне кружка "Умелые руки" - нечто выпиленное из фанеры, неряшливо зашпаклеванное и покрашенное черной краской. Не то что дизайн - элементарное чувство технической эстетики, как говорится, даже рядом не стояло! Примерно такого же уровня качества и створки двери в каюту. Терпимы, но тоже аляповаты мягкие дермантиновые диваны внутри ее. Впрочем, с эстетикой, а точнее с ее недостатком можно было бы смириться (хотя лодку стоимостью 12 тысяч долларов стоило бы все-таки довести до ума), но вот открытые ветру, воде и соли контакты стеклоочистителя - это, простите, уже просто насмешка над покупателем.

И все же, при всех технических недостатках лодок, участие КНААПО в выставке следовало бы признать вполне удачным. Как оказалось, производимые в Комсомольске-на-Амуре суда хорошо известны массовому потребителю в европейской части страны и доказательство тому - почти постоянная очередь возле стойки с буклетами и прайс-листами. Судя по разговорам, многие приходили на выставку только лишь затем, чтобы посмотреть, а возможно и тут же обсудить покупку какого-нибудь из дальневосточных катеров.

К слову, о прайсах. Различные модификации "Востоков" и "Амуров" в комплекте с двигателем М-412 ("Москвич") завод продает по цене от 5480 до 6340 долларов. При покупке катера в Москве к этим суммам следует прибавить стоимость доставки по железной дороге - примерно 17 тысяч рублей. При покупке двух катеров расходы на доставку могут быть снижены (они отправляются в одном контейнере). "Стрелы" 1, 2, 3, 4 и 5 стоят на заводе соответственно 5643, 6826, 8532, 11055 и 12615 долларов. Расходы на доставку почти всех мотолодок аналогичны приведенным выше. Исключение - "Стрела-5", которая не входит в железнодорожный контейнер, и доставляется в Москву самолетом за 20 тысяч рублей.

Наряду с лодками завод предлагает и кое-какие комплектующие. На выставке, в частности были представлены угловая колонка и водометная установка под двигатель М-412. Цена - 23 тысячи рублей, но это включая доставку.

Довольно бледно выступил торговый дом "Царь" - один из лидеров в области продажи товаров для водномоторников, если верить рекламе. Несколько моделей надувных лодок, пара пластиковых катеров, несколько стендов с "мелочевкой" и экипировкой, ряд сверкающих лаком "Джонсонов", оттененных обшарпанной латунью начала века, и пара эксонатов перед павильоном.

Выделить что-либо из множества выставленных самыми разными фирмами подвесных моторов не получается - обычный ассортимент среднего магазина. Ну, разве что подвесник для летчиков - 25-сильную 2-тактную 2-цилиндровую "Ямаху" (на снимке), адаптированную к работе на керосине.

В прайсе хозяина стенда - НПП "Жест" - удалось обнаружить и 40-сильные керосиновые модели. Цены на них чуть выше (3198$-4489$), нежели на обычные (бензиновые) двигатели, остальные характеристики (вес, объем цилиндров) сопоставимы. Сравнить расход топлива не удалось - в прайсе данная строка оказалась опущена, а стоявшие у стенда девочки предлагали дождаться отсутствующих менеджеров или (eще лучше!) советовали заехать к ним в магазин.

В дальнейшем приглашение приехать в магазин вместо ответа на вопрос приходилось выслушивать у каждого второго стенда. Особенно преуспели в этом сотрудники компании "Юнисейл-Т", предлагавшие морские двигатели "Вольво-Пента", пластиковые винты "Propulse", лакокрасочные материалы "Hempel", дизельные отопители и камбузные плиты "Wallas" и, в единственном числе, "моторную яхту" "Дорадо".

Первой потерпела провал попытка выбрать пластиковый "Propulse" необходимого диаметра и шага.

- Какой марки у вас подвесной мотор?
- У меня не "подвесник" - стационар.
- Какая марка, модель?
- Модель редкая, отечественная...
- Как же вы собираетесь подобрать винт?
- Я знаю его диаметр и шаг.
- Ну, тогда приезжайте после выставки к нам в магазин - попытаемся разобраться...

Внутри к тому времени уже кипело: "Господа, я приехал на выставку и отдал полтинник за вход, чтобы разобраться не когда-нибудь потом, а здесь и сейчас и не с каждым в отдельности, а со всеми вместе; где же ваш профессионализм, где ваша подготовка?!" Вслух, во избежание неприятностей, ничего не сказал, потому как "господа" имели такой вид, как будто все посетители вместе взятые заняли у них денег.

И все же кое-что о новых пластиковых винтах узнать удалось. Неразговорчивый сотрудник "Юнисейла" поведал, что изготавливаются винты в Швеции, а среди их главных достоинств - регулируемый шаг, сменные лопасти, на 40% меньшая в сравнении с алюминиевыми винтами масса, возможность использования практически со всеми моделями всех известных марок подвесных двигателей. Главный недостаток (это уже собственный вывод) - цена (от 250$ до 280$ за винт и от 36$ до 40$ за сменную лопасть). Ничего практически не удалось выведать о скоростном стеклопластиковом катере "Дорадо", что, наверное, объяснимо. Последний, видимо, доставил руководству "Юнисейла" изрядно головной боли, иначе чем объяснить, что оно готово продать его как с оборудованием, так и в голом виде да еще с полным комплектом оборудования для производства в придачу (матрицы, помещение, материалы)...

Уже без всякой надежды на взаимность со стороны работников фирмы, взялся изучать разные полезные мелочи и с первого взгляда оказался буквально очарован дизельно-керосиновым обогревателем "Wallas 3000 DX" (на фото слева).

Коробочка размером 300х385х125 мм позволяет обогреть до 60 кв. м помещений в полностью автоматическом режиме и при этом потребляет 0,09-0,3 литра топлива в час (максимальная тепловая мощность 3 кВт). Внешний вид прибора таков, что, будучи размещенным в каюте, он, как минимум, не испортит, а то и украсит интерьер. Впрочем, при желании обогреватель может быть установлен в машинном отделении или любом другом техническом помещении. В этом случае контроль за его работой и настройку можно осуществлять с помощью дистанционного пульта управления - эдакого симпатичного хромированного табло с цифирками и кнопочками. Поддержание заданной температуры осуществляется автоматически с помощью термостата. Автоматическое включение и выключение обогревателя может быть заранее запрограммировано на определенные дни и часы. Более того, отправляясь вечерком после работы на стоянку с намерением порыбачить, можно прогреть каюты судна, включив обогреватель по телефону с помощью обычного персонального пейджера! Удовольствие в минимальной комплектации (без пейджера и проч. прибамбасов) стоит 1100$. Значительно дороже (2900$-5900$) дизельно-керосиновые керамические камбузные плиты того же производителя (на фото справа).

Рядышком на стенде "Маркет-марин" имелись похожие, но менее навороченные и чуть более прожорливые (как по топливу, так и по электроэнергии) обогреватели "Webasto". Жидкостные их варианты помимо собственно отопления позволяют решать задачи предстартового прогрева двигателя и устройства горячего водоснабжения, однако они более требовательны к емкости бортовых аккумуляторов. Стоят эти приборы в зависимости от модели и мощности от 1500 до 2800 долларов.

Скудость стендов с водномоторными аксессуарами заставляла отклоняться от маршрута в пользу "сухопутных" стендов. Там-то, среди развалов, газовых плит, биотуалетов и автохолодильников была найдена еще одна занятная вещичка - газовая осветительная лампа, работающая от обычных бытовых баллонов с пропан-бутаном и сравнимая по световой мощности с 60-ваттной лампой накаливания. Мысленно приспособил сей прибор (французского, кажется, производства) под потолок задернутого брезентом кокпита - тут тебе и свет, тут тебе и тепло, при желании и бутерброд разогреть можно. Цена комфорта - 30 долларов.

Что-то я увлекся мелочами, хотя, с другой стороны, ничего грандиозного выставка в этом году тоже не преподнесла. Неплохо смотрелся стенд фирмы "Бриг". Если верить рекламным листовкам, она сегодня занимает 8-9 место в мире по объему производства надувных моторных лодок и рабочих шлюпок. Внушали уважение (в основном ценой) мыльницеобразные пластиковые катера "Maxum" (продавец - московская фирма "Катер-лайф"). Разувшихся любопытных великодушно пускали внутрь - посмотреть и пощупать.

Долго не мог отыскать стенд Адмиралтейских верфей (лодки "Мастер"). Наконец нашел - отдельно от всех в дальнем углу павильона среди кроссовок и роликовых коньков. Опершись на полированный дюраль, среди "Мастеров" скучал одинокий дядька. Дядька выдавал редким посетителям пачки бледных рекламных ксерокопий и отвечал на вопросы (еще более редкие).

Обойдя стенды по третьему разу и поняв, что ничего нового и сногсшибательного от глаз, увы, не укрылось, отправился прикупить журналов. До закрытия выставки оставалось еще около часа, но хозяева стенда "Катеров и Яхт" уже вовсю паковали сумки: "Журналы? С утра были..."

Зато у их земляков и прямых конкурентов - редакции журнала "Капитан-клуб" - торговля шла полным ходом. Особой популярностью российская "водная" периодика пользовалась у гостей из бывших братских республик, особенно прибалтийских - обретя самостийность, своим специализированным "морским" изданием они так и не разжились.

К.Рудин, rudin@boatclub.ru 18.04.99


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 30 декабря 2006 | Просмотров : 8246

  
© 2017 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU