Навигация
Реклама
Путешествия На парусном катамаране по Сейшелам

Начнем с начала.

Началось все с августовской идеи заполнить «пьяную декаду» горнолыжным отдыхом в Альпах. В силу финансово-кризисных явлений идея оказалась сильно дорогостоящей, однако запал остался. И на контрапункте новогоднее катанье из снежного превратилось в парусно-морское. Сейшелы были выбраны неслучайно: жены яхтсменов как правило подвержены укачиванию и наши не исключение. Так что более интересные и дешевые Канары (против Альп выигрыш по финансам был почти двухкратным) с их постоянным дутьем, более низкими температурами и волной, отпали.

Поиск лодки был нелегким, в итоге был выбран семилетний катамаран Nautitech 47, удовлетворявший дополнительному условию о наличии выхода из шкиперских кают не только на палубу, но и в коридор салона: одна из семей-участников брала с собой дочь-подростка. Полностью прямых беспосадочных билетов найти не удалось, но в одну сторону получилось. Предварительные расчеты показали, что финансовый спор с горнолыжной версией праздников мы все-таки выиграли, но несущественно. Вылет был запланирован на 2, а возврат на 11 января (последняя ночевка в отеле). За неделю до вылета мы выслали список продуктов для предварительной закупки силами чартерной компании. На следующий день вместе с подтверждением о принятом заказе сейшельское отделение VPM Bestsail прислало официальное извещение о том, что вместо снятого по техническим причинам с чартера «нашего» Nautitech’а нам предоставляется стандартный Orana 44 2007 года рождения. А еще через день одна из семей вылетела на Сейшелы встречать новый год: сделать уже ничего было нельзя. Вечером 2 января, прождав во внуковской free-зоне лишний час, «в связи с неготовностью самолета», мы загрузились на борт Боинга сейшельских авиалиний и вылетели на юг.

Посадка и погода порадовали: вопреки обещанному утро 3 января на Маэ было без дождя и солнечное. Прямо на трапе долбанул влажный жаркий воздух индийского океана. Должен сказать, что в отличие от мальдивского, «пар» местной парилки почему-то был тяжелый: привыкнуть к нему за 8 дней пребывания мы так и не смогли, практически все всё время спали на палубе. Похоже все дело в рельефе: внутренние острова вершинами почти упираются в километр и из-за этого над ними постоянно клубится облачность: влажность в регионе «внутренних островов» выше чем в открытом океане. Но на практике это проверить не удалось: будет желание сходите на Bird и прислушайтесь к ощущениям там. Погранконтроль прошли быстро, такси оказалось «праворуким» как и движение. В 9:00 прибыли окончательно.

В офисе VPM получили причитающиеся нам продукты, точнее ту часть которую нам соизволили купить – приблизительно половину из заказанного. Как показало дальнейшее, предварительно заказывать продукты через сервис чартерной компании не следует ни при каких вариантах. Причина банальна: принимать лодку на Сейшелах надо чрезвычайно тщательно, проверяя не все, что можно проверить, а вообще все, включая например холодильники; а на одно это – проверить дает ли холодильник холод – потребуется пара часов. А еще обязательно надо выйти и проверить двигатели на ходу. Это тоже час, не меньше. И так далее. То-есть времени для самостоятельного приобретения продуктов более чем достаточно – менее чем в 5-6 часов на приемку лодки вы не уложитесь. И стоить ваша закупка будет раза в два дешевле. Еще раз повторюсь: проверять и выяснять местонахождение, положения переключателей, предохранителей и всего оборудования надо дотошно и полностью. Я понимаю, что сейчас пишу эти строки отталкиваясь от своего личного опыта, что возможно пропустил бы подобные предупреждения мимо ушей если бы прочел их заранее, по-этому заострю внимание читателя еще раз: не стоит ради максимизации времени отдыха, принимать лодку сквозь пальцы.

Наверно в Средиземке такая дотошность излишня, но на Сейшелах, куда лодки пригоняются уже «в летах» и где эксплуатируются круглый год, делать этого категорически нельзя. Тем не менее, даже на относительно беглую приемку и подписание всяких документов было потрачено порядка 3 часов: на Сейшелах все очень и очень неспешно. Попутно выяснились некоторые странности (первые, но, увы, далеко не последние). В процессе приемки я поинтересовался у инженера относительно уровня пиратской опасности: мы планировали сгонять на Bird, а этот остров не входит в число так называемых внутренних островов - от Маэ до него миль 70. Инженер ответил, что проблем нет: желаете – гуляйте. Однако во время брифинга нам официально было заявлено с точностью до наоборот: на Bird и Denis (тоже «невнутренний» остров) нельзя в категорической форме. Тут же выяснилась еще одна нестыковка: в Москве было сообщено, что Nautitech снят с чартера по причине того, что «предыдущие туристы не уследили за охлаждением двигателя и в итоге один из двух двигателей «поймал клина»» (интересная ситуация не правда ли?). В то же время менеджер VPM на Сейшелах при прямом вопросе ответила, что Nautitech был просто продан (еще веселее!!! а как же наш заказ?). А при ссылке на «московскую» информацию она поправился и сказала «вот именно тем туристам, что «загнули» двигатель его и продали» (совсем весело!!!! поверить в это особенно сейчас мне крайне тяжело). К сожалению все эти странности в момент старта показались несущественными, а зря.

Поехали!

Мы снялись с якоря в полдень. До Прале было около 30 миль и их предстояло пройти за 4-5 часов на незнакомом судне. В процессе снятия выяснилось, что брашпиль нечетко включается в ответ на перекладку тумблера управления, направляющих для цепи не хватает и цепь эпизодически соскакивает. Однако якорь был поднят, и мы двинулись на выход из бухты Виктории мимо рыбного порта. С двигателями творилось что-то странное – команды с РУД на двигатели проходили не так четко как я привык, сумятицу вносили предположения высказываемые коллегами, но лодка вроде подчинялась и шла куда надо. Минут через пять-десять стартовый мандраж ушел и стали выяснять подробности. Руль лежал на правом борту – градусов на 25. Но оба винта вращались - проверяли. К тому же на левом двигателе при оборотах выше 2000 rpm возникала вибрация хорошо передаваемая на корпус; в нейтрали ее не было. Это также вроде бы подтверждало факт работы винта.

Неработающий лаг натолкнул нас на мысль о хорошо обросшем корпусе. Отсюда и источник вибрации при работе на винт – решил я, т.к. летом 2009 мы в ночи на средней Свири поймали на винт торфяной островок – опыт был свежий. Насколько хорошим было обрастание мы выяснили на следующее утро: сплошное, местами слой был более 10 мм; нас хватило только на очистку винторулевой группы хотя работали в 6 рук, сломав в процессе один из ножей – обрастание срезали, а не соскребали.

Я успокоил себя идеей о том, что индикатор положения пера свернут на бок, тем более, что пора было думать о постановке парусов: ветер дул NE (и дул он так все время нашего пребывания с практически неизменной силой в 3-4 балла) и мы рассчитывали на него: КП на Прале 50.

Дальнейшее радости не прибавило: при попытке выяснить лавировочные характеристики оказалось, что это изделие французских мастеров круче 60 градусов не идет. Точнее идет, может аж до 45, но с учетом дрейфа (а корпус парусит безобразно) все равно получается 60, только медленнее. Общее резюме – сундук. Впрочем что можно требовать от лодки «класса B»? К 16 часам подошли к входному каналу в бухту острова Прале. Сразу должен сказать, что кроме этих двух марин (на Маэ и Прале) полностью защищенных стоянок на Сейшелах нет. На Ла Диге есть почти закрытая волноломами и мелководьем чрезвычайно маленькая стоянка, но там нет мурингов (буи «мертвых» якорей), а к пирсу вставать нельзя – в итоге стоянка в растяжку на якоре и на швартовых к береговые деревья очень плотным строем в одну линию. Швартовые нужны длинные, тузик надо подготовить, спустить на воду и посадить туда человека заранее – еще до входа в гавань – как бы неправильно это не казалось при взгляде снаружи, иначе в силу перенаселенности вы обязательно на кого-то из стоящих навалите, пока не растянетесь. Все остальные места, включая Курьез, даже и обеспеченные мурингами, не представляют полной защиты от ветра и волны. Как следствие мы были вынуждены все время ночевать на Прале: женская половина экипажа спать на волнении не могла. К 17 часам окончательно встали на муринг и тут же познакомились с единственным нормальным человеком из всех местных, с кем сводила судьба во время пребывания на Сейшелах. Впрочем я немного кривлю душой: мне попался еще один порядочный человек, но это только мне.

Вернемся в марину. Этого местного «берегового боцмана» зовут Роберт, он весь день мотается по бухте Прале на своей лодке и обслуживает пришедшие туда туристические суда - вывозит мусор, привозит заказанные продукты, собирает плату за стоянку и т.д. Едва мы успели заказать ему достаточно обильный ужин (рис, тунца, салат из октопусов и пива), как солнце «выключили». Через часа полтора Роберт вернулся и мы просто обомлели: такого качества и количества не ожидал никто. Добил нас тот факт, что при расчетах он продемонстрировал чек на пиво и не взял за него ни рупии сверху!

Кстати о рупиях. В Москве нас снабдили слухами, что таксисты могут поменять существенно выгоднее, чем официальные обменники, но нам это не удалось ни разу – видимо времена сменились. Во время нашего путешествия курсы при наличных расчетах были следующие: 1 евро = 15 рупий, 1 доллар = 10 рупий. Как сами понимаете, расплачиваться было выгоднее в евро, что мы и делали по мере сил.

Подведя под пиво итоги дня, мы вынуждены были констатировать, что имеем следующие неисправности:
а) один из двух холодильников не работает (видимо в виду отсутствия хладагента в системе – компрессор работает, но температура внутри не падает);
б) трюмы обоих корпусов полны застоявшейся водой (уровень порядка 15 см), во всех каютах есть неприятный запах; при этом датчики трюмных помп дают аларм, но слива за борт нет;
в) сливные помпы душевых кабин обладают недостаточной пропускной способностью – видимо забиты;
г) один из 4 каютных гальюнов имеет критическую проблему: в него не поступает на смыв забортная вода ни в одном положении переключателей – приходится расходовать техническую пресную из душа;
д) левый двигатель при работе на винт не развивает требуемых мощностей упора, не смотря на то, что винт вращается (видно визуально), как следствие приходится компенсировать разность тяги двигателей рулем, положенным под большим углом на борт;
е) при работе двигателей на полной тяге (порядка 3000 rpm) имеет место сильная вибрация левого двигателя, хорошо ощутимая на корпусе;
ж) брашпиль якоря не всегда подчиняется сигналам управления (не всегда включается); при этом его состояние приводит к необходимости контролировать вручную выпуск и подъем якорной цепи, с использованием рук членов экипажа и отпорного шеста, иначе цепь соскакивает с брашпиля в среднем 1 раз на 5-7 метров сработанной цепи;
з) на левом двигателе все три болта крепления расширительного бачка порваны, бачок висит по сути на резиновых муфтах, что в условиях вибрации чревато аварией в системе охлаждения;
и) не работает лаг;
к) не работает инвертор – на борту отсутствует 220В;
л) зарядка батарей идет только с одного двигателя (правого).

Что-то можно было устранить своими силами, но… мы в конце концов отдыхать приехали! Решили с утра вызвать местного техника на исправление мелочей типа помп и пр. и очистить днище от обрастания (тогда мы еще не знали объемов работы). А там посмотрим.

Борьба с трансмиссиями

Утром приехал за мусором Роберт и, узнав что есть технические проблемы, тут же снабдил телефоном техника нашей чартерной компании. Однако перед этим пришлось позвонить в Маэ – просто так техник по имени Роди приходить не собирался. Битва с обросшим корпусом длилась около часа, кормы удалось очистить метра на 2-2.5 в нос. Попутно выяснилось что левый винт имеет нештатный люфт на оси: плоскость лопастей может легко отклоняться градусов на 5 относительно изначального угла оси вращения. Отсюда и вибрация, которая после очистки не прошла. Раскрутили лаг – заработало. Роди перевел трюмные помпы в ручное управление, прочистил душевые и… все.

Был продемонстрирован узел крепления расширительного бачка. Новые винты поставить не смог т.к. у него с собой не было дрели; подвязал все трогательно веревочкой, которую срезал здесь же на лодке. При пробах двигателей на муринге выяснилось, что трансмиссия левого двигателя нормально включает двигатель на винт в лучшем случае один раз из десяти. Все остальное время он конечно вращается, но упора нет. Стало окончательно понятно, почему вчера руль лежал на борту. Залезаю в двигательный отсек, смотрю все еще раз. В ноге почему-то на ощупь и на цвет свежая трасмиссионка для автоматических коробок. И боудены от РУДа совершенно не причем, они команды передают как требуется – беда внутри трансмиссии.

Грустно, но не смертельно – есть второй двигатель – решили мы и снявшись с якоря двинулись к паромному пирсу на заправку технической водой: за сутки цистерну ополовинили. Пока снимались и подходили, в гавань вошел скоростной паром-катамаран с Маэ. Ветер наваливал, пересечь курс и отшвартоваться мы уже не успевали и я решил отвернуть налево, чтобы дать парому пройти к его швартовой площадке. Перекладка РУД, левый так и не работает, и тут перестает включаться правый. Движемся достаточно медленно, как и паром, курсы почти встречные пока не пересекающиеся, но нас дрейфует ветром прямо парому на курс. Бежать к рации в кают-компанию и просить паром остановиться нет времени; бросать якорь нельзя – на дне кабели. И остается только судорожно дергать РУД и надеяться что капитан «САТ СОСОS» поймет ситуацию. С пятой попытки, очень плавно двигая РУД правого двигателя, и молясь внутренне Нептуну и всем остальным, удается подцепить винт к двигателю. Мы окончательно уходим с курса, когда между носами обоих катамаранов метров 20-25. С огромным буруном и не глядя куда – лишь бы выскочить. Паром швартуется. А у нас дилемма – ловить ближайший муринг или все-таки идти на пирс. Все-таки идем, в навал, не имея возможности выворачивать вправо или тормозить двигателями: левый окончательно дохнет, а правый включается на винт через три раза на пятый. Но отшвартовываемся, подтаскиваем шланг и только после этого начинаем обсуждать ситуацию.

Все, кто понимают хоть что-то, понимают, что дело дрянь. Роди виден невооруженным глазом – беседует со своими знакомыми на пирсе местной марины. Звоню ему и прошу прибыть – есть серьезная проблема. «Хорошо, через 5 минут», – говорит он. Пока мы заправляемся и ждем его, решаем, что надо звонить в Маэ и требовать новую лодку: эта откровенно не готова к нашему путешествию. Переговоры ведутся в несколько сеансов и несколькими людьми. Маэ сообщает, что сначала лодку надо вернуть к ним: они посмотрят и потом будут решать. Тогда я сообщаю, что обратно катамаран не поведу: выйти и совершить переход мы еще сможем на парусах, но пройти мимо порта по извилистому судовому ходу без двигателей не сможем – пусть присылают своего шкипера. Проходит час и после пятого звонка Роди наконец соизволил прийти. За минуту все понял (а чего было не понять, если он все наши маневры видел) и развел руками – бессилен. Мы бросаем катамаран у пирса, перешвартовав его на место аварийной швартовки, и уезжаем смотреть знаменитые «коко де мер». Через часа полтора, после неоднократных «пинков», Маэ сообщает, что шкипер прибудет только завтра с утра. День потерян.

Едем через весь остров на берег красивой бухты – там нам обещали хороший ресторан с хорошей едой. Однако выясняется что береговые и иные рестораны не имеющие отношения к отелям, закрываются тотально в 15-15:30. Пока мы были в кокосовой долине и испытывали внедорожные свойства местных прокатных машин время вышло. Купаться настроения нет, перекусываем оставшимся в кухне ресторана банановым пирогом с газировкой и двигаем обратно. У пирса катамарана нет – болтается на вчерашнем муринге. Как они его туда оттащили не знаю – Роди тоже не видно. Звоним, выясняем где динги, возвращаемся на борт и решаем что делать дальше. Ребята отправляются ужинать в местный береговой ресторан. Возвращаются слегка ошарашенные ценами (дорого) и едой (средне по качеству и разнообразию). Общее мнение – Роберт готовит лучше!

Шкипер Руди прибывает в 8:30. Молодой парень лет до 30, очень приятный в общении – настоящий шкипер, пальцы не гнет, но и не лебезит перед «большими белыми обезьянами». Ребята собираются на Ла Диг с тем условием что к 17 часам прилетят в Маэ; я остаюсь на борту. Руди пробует движки, понимает все с полуслова и мы ставим грот еще не снявшись с муринга. Правый включается и аккуратно по большой дуге выползаем из бухты. Ставим геную, Руди время от времени дергает РУД: идти с положенным направо рулем не нравится никому. Открываю двигательный отсек, глядя в него говорю и показываю: «Руди, плавно». На очередной попытке чувствую, практически вижу сквозь металл – есть зацеп! «Давай!» Русского он не понимает, но жестикуляция моя очевидна – прибавляет газу. Левый винт дает упор и мы разгоняемся до 8 узлов. «Ты что сделал?» - спрашивает, когда возвращаюсь на пост. «Ничего, просто так посмотрел, что он испугался». Шутки шутками, но до самой марины в Маэ Руди не решался переключать РУДы, максимум слегка менял обороты.

Перекусывая в середине рейса, выясняю, что он нештатный сотрудник VPM, что у него на этой же лодке были проблемы с разностью тяг двигателей две недели назад, что сервисмену он это сказал, но тот его уверил, что проблема в самих РУДах и в боуденах. «В журнал записал?» «Нет». Я читал логбук с утра и видел, что там о проблемах вообще ни слова. Ни о каких нигде. А лодка между прочим в августе 2009 прошла напрямую от Аравийского полуострова до Сейшел – перегон со Средиземки. Выяснилось, что именно Руди ее перегонял. «А пираты?» «Если идешь в коридоре безопасности и раз-два в сутки докладываешь международным воякам, то все спокойно». И говорил он это тоже спокойно. Если приплюсовать сюда нескольких встреченных на Сейшелах кругосветчиков, то с пиратами действительно какая-то странность имеется. На швартовке в марине, где потребовалось поработать враздрай, трансмиссии отказывают совсем. Руди голосом вызывает помощь и нас дингами запихивают между другими катамаранами кормой к пирсу. Комментарии как говорится излишни. На переход потрачено два с половиной часа. Руди собирается и уходит.

Прибегает сервисмен, натурально удивляется (количество «mystification» в его фразах превышает желание их считать) и обещает потратить на каждую трансмиссию не более трех часов. Заявляю, что хочу на это посмотреть – я то понимаю ЧТО надо сделать: надо отцепить двигатель (Volvo-Penta D2-40), разобрать ногу и по сути откапиталить трансмиссию. На мой взгляд без подъема на сушу нереально, но он уверенно суетится и подтаскивает инструмент. Пока готовится спрашиваю:
- В «ноге» ATF?
- Да.
- Это штатное масло?
- Да.
- Когда меняли? Недавно?
- С неделю назад.
- Что было раньше залито?
- Не знаю, не я менял – он, – тыкает пальцем в помощника.
Спрашиваю менявшего о цвете и консистенции: темное, на ощупь не пробовал.

Мне все ясно: «фрикционы изношены в зеркало». Сервисмен требует пояснений к диагнозу, но мне не хватает слов. На более вязкой «механике» полумертвые фрикционы работали, а после смены на штатный ATF все умерло окончательно. Метод с «механическим» маслом крайний - «чтобы дойти».

Но выпускать нас на таких машинах! Ухожу требовать другую лодку. Менеджер заявляет, что других нет, а эту приведут в порядок до вечера. Выдаю ему список «мелких» неисправностей на полтора листа и уезжаю в город за сыром, яйцами и прочим. Через два часа, вернувшись, зашел к сервисмену в мастерскую. Так и есть: фрикционное кольцо муфты переключения гладкое как молодой лед. Сервисмен улыбается, но уже с извинениями в интонациях. К 20 часам закончил – 7 часов на обе, практически без перерыва. Молодец, уважаю. Но почему это не было сделано ЗАРАНЕЕ! Помпы починили, что-то наладили, но не все. В подводящей магистрали неработавшего гальюна обнаружился маленький краб, погибший смертью героя.

Окучивание туристов по-сейшельски. «Там ошибка».

С продуктами проблема даже в столице, даже в рабочий день. Яйца не везде. Купить два кило сыру просто невозможно – в одном магазине такого количества просто нет. Нашел питьевую воду в 5литровых бутылях – нам купили по заказу даже не в 1.5литровых, а в 0.75! Забрал все, что было в супермаркете, а было всего восемь бутылей. И это я говорю о центральных! Объехали 5 магазинов, после пятого таксист устроил обсуждение с коллегами на тему «где взять сыр».

Три часа дня, будний день. В итоге мы поехали куда-то в дальние кварталы и там в маленьком магазине я добрал еще килограмм нормального сыра типа «Эдам» по нормальной цене. Нет нормальных соков, даже стандартных – апельсиновых: одна химия. Помидоры тотально зеленые - как огурцы. Возвращаемся к воротам марины.

Не вылезая спрашиваю:
- Сколько?
- Ту фифти (250).
- ОК.
Выходим, выгружаем из багажника. Протягиваю три сотни. Берет и ждет. Еще?
- В чем дело?
- Фри фифти (350)
- Ты же только что сказал 250! Только что!
- Я ошибся. Безусловно он меня ждал, возил и помогал найти. Но такое - откровенное жлобство. Был послан по известному адресу без перевода; понял, 50 рупий не вернул.

Про языки. Государственных три: английский, французский и креольский. Болтают вполне понимаемо для русского со школьным словарным запасом.

Пока мы возились с катамараном, ребята гуляли по Ла Дигу. Причем загулялись так, что опоздали на паром и полетели самолетом. Среди дня решили пообедать. Ресторан, на входе доска и мелом написано основное меню и цены. За некое базовое блюдо – 50 рупий за порцию. Очень неплохо и не дорого – сели, заказали. Ждать пришлось как обычно – не менее полутора часов, не смотря на то что в ресторане они были одни. Но отдыхаем же! Куда торопиться? Принесли счет. Что-то многовато, решили посмотреть внимательнее. Странно: то самое базовое блюдо посчитано по 250 за порцию. Семь человек это уже 1400 «лишних» рупий – внушает. Вызвали официанта:
- Почему у вас это посчитано по 250? В ценнике же по 50!
- Как по 50? Таких цен не бывает – вы что, не понимаете?
- Но у вас же написано: цена 50 рупий!
- Где? - вытаращенные глаза
- Вон там – махнули в сторону доски на входе
- ГДЕ?!?!?! Оборачиваются ко входу: «…… - 250»

Вообще в ресторанах всё мягко говоря «не так»: очень ограниченный набор блюд и их ждать долго - не менее часа, не взирая на количество посетителей и персонала на кухне; могут принести не то и не в очередь (чай перед супом), при этом напряга никакого: "лопай что дают". Принесли мороженное перед вторым: «Отнесите обратно, в холодильник: десерт еще рано». Убрали, но принесли потом растаявшее – в холодильник не ставили. Пицца с ветчиной: кривая лепешка, сверху фарш из банки с местной «тушенкой» и еще выше – сыр. Пицца с морепродуктами: всё тоже самое, только вместо тушенки мелко покрошенный тунец. Цены очень высокие: обычно магнитик-сувенир стоит максимум до 5 евро, у них не ниже 15; качество при этом нижайшее, брать нечего: впервые из поездки не привез нашлепку на холодильник.

Еще про окучивание неместных «лохов». Подходим к острову Кокос – по пайлотс гайду там самый лучший риф. Честно говоря, брехня полная, но об этом чуть позже. Надо сказать, что все (все!!!) острова на Сейшелах платного посещения: либо национальные парки, либо приватные; на последние высадка вообще запрещена. Хотя все условно, но официально все. Кокос в частности национальный парк. Становимся на муринг. Тут же подгребает государственный катер с государственными же инспекторами:
- Платите: нац. парк.
- Сколько?
- 200 рупий со взрослого, дети фри.
Отдаем за 8 взрослых на борту 1600 рупий. Выдают билеты - все как положено: типографские, с печатями – и отваливают. Протираем глаза: на билете написано "10Е или 15$". То-есть в рупиях не по 200, а по 150!
- Эй милейший! - кричим им в след: - давай назад, мы вам сейчас по 10Е выдадим!
- Там ошибка: сначала, если есть рупии, платите по 200 рупий.

Катер удаляется не спеша.

Вторая попытка не пытка.

Утром третьего дня (по календарю 6 января), прождав фреонщика более часа, уходим в который раз из марины. На борту имеют место следующие оставшиеся неисправности:
- осталась вибрация на корпус при работе на винт левого двигателя; нового винта у них не нашлось;
- один из двух холодильников не работает; второй помер за два дня до финиша; если бы не Роберт с его изобретательностью, притащивший льда, было бы совсем тоскливо;
- брашпиль так и включается когда захочет; цепь продолжает слетать, но мы уже приспособились;
- трюмная помпа правого борта самостоятельно не работает; трюма помыли сами, пресной водой, запах ушел;
- инвертор не работает; живем на мной привезенном; за сутки до финиша помер от перегрева;
- зарядка аккумуляторов идет только от одного двигателя.

Не смертельно, но я с такими неисправностями на своей лодке от пирса не отхожу: у нас в трюме пауки живут, а не вода плещется.
 

Вышли в сторону Кузена с Кузиной. Два частных острова с частными же отелями югозападнее Прале. По дороге опять прошли мимо островка где по всем легендам пиратский клад. В связи с уменьшением времени отдыха искать не стали. Кузены интереса не представляли, но было интересно обойти Прале с другой стороны. Я успокоился окончательно и наконец начал отдыхать.

Пришли на Курьез. Бухта хорошая, от NE закрыта по максимуму, но остаться на ночевку не удалось: даже минимальная волнишка наших дам напрягала. Немного поныряли и поехали на берег: Курьез резервация по сохранению больших сухопутных черепах. Из объектов человеческого происхождения – развалины… лепрозория, закрытого в 1965 году. То-есть вы представляете….. Реальный интерес своей неожиданностью доставляет ежедневное шоу, которое устраивают черепахи в попытках продолжить свой род. Стоит посмотреть, а главное послушать. Но лучше издалека – вам же тоже будет неприятно, если из вас в подобный момент сделают публичную обсервацию. Вид того, как эти гиганты бродят между развалин непонятных бетонных сооружений, выщипывая остатки травы, удручает.

Сестры (находятся в противовес Кузенам северовосточнее Прале) ничем от Кузенов не отличаются – тоже частные, тоже с отелями. Филиция побольше, но тоже частная. На вершине руины какого-то недостроя и башенный кран. Как его туда затащили занимало меня всякий раз как видел его силуэт на фоне неба. То же касается Фрегата и Силуэта, только для того чтобы к ним подойти надо еще заранее предупредить по радио, либо через телефон.

Безусловная жемчужина – Ариде. Частный остров, но не с отелем, а с птичьим заповедником – фрегаты, сейшельские чайки и т.д. на каждом шагу. То-есть настоящий необитаемый тропический остров, незагаженный человеком (два сменных инспектора не в счет). Нам всем понравился более всего остального, не смотря на то, что все, кого о нем спрашивали, говорили «ничего интересного». Именно там мы видели в воде черепах и акул, набрали кучу ракушек и выброшенных на берег кораллов. Мы пришли туда в неурочный день (он закрыт 4 дня в неделю), но нас не выгнали, разрешили походить, не углубляясь в джунгли, попросили только отогнать тузик обратно на катамаран. Именно там удалось отдохнуть по-настоящему – три часа пролетели на одном дыхании. Уходить не хотелось настолько, что я заикнулся через день «может еще раз на Ариде?» Не пошли, а зря.

И наконец Ла Диг. Единственный публичный остров заточенный на отдыхающих почти целиком: жилища местных почти не видны, кругом виллы и бунгало для отдыхающих, причем на любой вкус и кошелек. Есть безусловная жемчужина – «вилла Эммануэль». Построенная 100 лет назад, где жила та самая «жена французского посла» - прообраз героини известного фильма, и вроде как где это фильм и снимали. Впрочем последнее скорее всего слухи. Но вилла действительно 1910 года рождения, очень красивая и очень заросшая. Стоит того чтобы посмотреть.

Подводная жизнь на Сейшелах очень бедная, не идет ни в какое сравнение ни с Красным морем, ни с Австралией, ни с совсем близкими Мальдивами. Если на Мальдивах я плавал в рыбе, то тут за каждой приходилось гоняться. И мнение это не только мое: у нас в команде были два дайвера, обнырявших все Красное и Австралию с Карибами. Повторяю – речь про так называемые внутренние острова, а не про Альдабру.

Зато над водой и землей жизнь куда богаче – и птицы, и черепахи, и летучие лисицы, и многое другое. Коко де мер ничем кроме форм не интересен, вывезти его целый, а не выдолбленный в сувенир не получится – он тяжелый; выдолбленый же стоит более 200 долларов. Зачем? И кстати его почти не пьют.

Вот пожалуй и все. Вопреки пожеланиям чартерастов мы не ночевали рядом с Маэ в последнюю ночь, а встав в 5:30 утра, ломанулись с Прале полным ходом. К 9 были в порту, где за 10 минут нашли заправку. Залито было 300 литров солярки и к 10 мы отшвартовались окончательно.

В стоящий рядом катамаран грузились свежие отпускники из Питера, которых мы к их радости снабдили остаткам наших запасов, чтобы не оставить врагу ни крошки – в выходные с магазинами еще хуже чем в будни. А заодно по горячим следам вывалили всё, что смогли вспомнить (приблизительно 70% из написанного здесь).

Они уже обнаружили неработающий кондиционер в кают-компании и «фирменный знак» VPM – неработоспособность одного из двух бортовых холодильников. Оставив коллег разбираться с их проблемами и пожелав им 7 футов под обоими килями, мы отправились в офис где в течение двух с половиной часов спорили на тему кто кому чего должен.

Итог был настолько неожиданный, что я просто махнул рукой: по причине того, что VPM понесло убытки в связи с вызовом шкипера Руди, они блокировали наш депозит в 450 евро. Однако дабы выглядеть цивилизованно, они сообщили, что вызовут государственного инспектора, который проведет исследование, и ответит на вопрос чем вызваны проблемы с трансмиссией. И если из его ответа будет видно, что проблемы связаны с неверным сервисом, наматыванием не винт сети, столкновением с подводным объектом, или еще чем-то впрямую указывающим на безалаберность обслуживания судна местным персоналом VPM, то нам вернут и депозит и стоимость одного дня. О том, что по сути нас выпустили в море на страховой случай, не было не только не сказано ни слова, но и наоборот – делались попытки обвинить нас в некомпетентности. В итоге мы решили плюнуть на деньги, оставив за собой право на полную свободу слова.

Последние сутки провели в отеле на другой стороне острова. Три часа бултыхался в прибое и без грусти смотрел на остров Силуэт милях в 15 на NW – по ощущениям уезжать уже было пора. Утром 11 января погрузились в Боинг и вылетели в Париж.

Через 10 с половиной часов сели в Шерль де Голе, погуляли во free-зоне 2 часа и опять в самолет – теперь уже до Шереметьево. Итого 16 часов обратно. Туда 8 с половиной. Новогоднее приключение кончилось, «на поэта неудержимо наваливался день».

Подводя черту: успокоенный взгляд из зимней России.

Итоги наших разбирательств с чартерной компанией. Через 2 недели по приезде в Москву была составлена претензия и отправлена в центральный офис компании в Германию. А еще через 2 месяца депозит был разблокирован и нам вернули стоимость одного дня причем деньгами! Случай почти небывалый, т.к. обычно компенсация выглядит в виде ваучера на оплату части чартера в случае если в будущем мы еще раз обратимся к ним (компания VPM Bestsail является глобальной).

Видимо немцам было ясно, что страховой случай в нашей ситуации просматривается невооруженным взглядом. Отталкиваясь от своего опыта почти параллельного посещения Мальдивов и Сейшел (разница составляет менее полугода), однозначно могу сказать, что если про повторное посещение Мальдив как места отдыха в Индийском океане (не яхтинга!) я подумаю и не раз, то на Сейшелы скорее всего не потянет никогда. Ни в качестве яхтсмена, ни в качестве туриста. Если только на проходе Большой Петли зайти за водой по дороге….

С другой стороны в мире есть всего два места, где чартер действует круглый год: Сейшелы и Канары. На Карибах и Таиланде есть сезоны нехождения – ураганы и муссоны соотвественно. Ну а Австралия и Новая Зеландия…. Лететь не просто долго, а ДОЛГО – наши обратные 16 часов произвели неизгладимые ощущения. И больше чартерных флотов в мире нет. Европу я не рассматриваю: парусно-ледокольный спорт это уже спорт, а не семейный отдых. Так что, всем тем, кто решил попробовать походить там – удачи! Может вас Сейшелы порадуют больше.

Михаил Хавин,
апрель 2010


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 01 апреля 2010 | Просмотров : 12679

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU