Навигация
Реклама
Клязьма Приключение начинающих водников, или Белая Речка — Завалино на Sevylor Fish Hunter 250
Этот рассказ написан совсем не для того, что помочь тому, кто решится повторить наш маршрут. Совсем наоборот – чтобы никто не повторял наши ошибки (в том числе и в выборе маршрута) и не преодолевал трудности, которых вполне можно было избежать.

Так случилось, что летом прошлого, 2009 года, мы проводили отпуск на даче во Владимирской области, недалеко от г. Кольчугино. Как-то раз душа особенно сильно запросила активного отдыха и приключений. После недолгих раздумий было решено осуществить короткую водную прогулку: сплав по находящейся невдалеке речке Пекше (приток Клязьмы). Наметили несложный, как мы посчитали маршрут - от моста у поселка Белая речка до моста у деревни Завалино (около 9 км по прямой) и стали готовить свое снаряжение.

В качестве плавсредства использовалась миниатюрная надувнушка Sevylor FishHunter H250, снаряженная 2-сильным мотором Yamaha и легкими алюминиевыми веслами. В качестве припасов было собрано 2 литра питьевой воды, бутерброды и 1 литр смеси бензина и 2-тактного масла. Команда – сын и автор этих строк - имела минимальный опыт водных путешествий в виде 2-дневного похода на байдарках с инструктором по притокам Волги.

Учитывая тот факт, что окружающая местность нам была хорошо известна и путешествие планировалось завершить засветло, брать что-либо еще мы посчитали излишним. Итак, после полудня группа поддержки осуществила заброску нас с лодкой в исходную точку маршрута, мы спустили на воду наше плавсредство, сфотографировались и приключение началось.

Река Пекша в этом течении довольно узкая (6-10 м) и неглубокая (1.2-1.5 м), кроме того, она основательно замусорена природным и техногенным мусором. Местами видны следы мазута, несмотря на установленный под мостом мусороуловитель, плавают бутылки. Несколько раз включали мотор, но прокатиться с ветерком удавалось максимум 100 метров: либо на винт быстро наматывались водоросли, либо мы натыкались на преграду, которую надо было преодолевать по берегу. Почти все такие преграды были образованы подмытыми и упавшими в реку стволами деревьев, к которым со временем течение прибило крупные ветки и мусор. Довольно быстро мы поняли, что путешествие легким не будет.

Река в этих местах окружена полями и перелесками, периодически видели разную живность: бобров, разных птиц, включая довольно крупную цаплю, которую поначалу приняли за журавля.

Однако "засады" не давали расслабиться. Приблизительно на четвертой (сначала мы их считали) я решил не вытаскивать лодку на крутой берег, продираясь через заросли крапивы, а встав ногами на дно, перетащить лодку поверх засады. Получилось, но на следующей, пятой засаде рядом с бобровой плотиной произошла неприятность: днище лодки зацепилось за острый сучок и послышалось легкое шипение. Прокололись...

Ремонтного набора у нас с собой не было, посему решили продолжать плавание так. Через приблизительно полчаса поняли, что прокол опустошил самую объемную камеру лодки. Она сохранила плавучесть, но пользоваться мотором стало существенно труднее: потерявший жесткость корпус перестал держать транец и при каждом пуске мотор норовил «залезть под лодку».

А "засады" все не кончались: мы последовательно преодолевали бобровые плотины, газопровод (труба выходила из одного берега и ровно по урезу воды входила в другой), просто завалы из подмытых деревьев. Вытаскивать набравшую воду лодку было уже очень тяжело и мы старались перетаскивать ее над препятствиями, вставая на дно, благо глубина позволяла. Из-за прокола в обмякшую лодку постоянно затекала вода.

В один момент туда упал телефон. Несмотря на то, что он был упакован в два пакета (защита от брызг), вода попала внутрь корпуса и он отрубился. «Связь с Центром» была потеряна в самый неподходящий момент: подходило оговоренное время встречи на мосту у Завалино, а предупредить о задержке мы уже не могли. Более того, в ходе последнего до того момента сеанса связи я, неправильно определившись на местности, слишком оптимистично оценил "время до цели" и опрометчиво сказал,:"ну через час будем, выезжайте". Конечно, прошло уже гораздо больше часа.

Делать нечего, надо двигаться вперед. Лодка продолжала потихоньку сдуваться, вода в кокпите поднялась выше щиколотки, мотор мы уже даже не пытались запускать - жесткость корпуса стремилась к нулю. Нам оставалось грести и надеяться, что мост где-то рядом, за тем поворотом, вот за тем деревом. Но он все не показывался. Как-то незаметно стемнело и похолодало. Над рекой встала дымка, лодка двигалась как будто в облаке. В сочетании с тишиной, нарушаемой только всплесками весел, это действовало гнетуще. К этому моменту мы были в пути уже не меньше десяти часов. С момента последнего сеанса связи с «центром» прошло часов шесть. Вдруг где-то совсем рядом раздалась громкая трель, как будто сработала автомобильная сигнализация. "Деревню что ли проплываем ?", поделился я наблюдением с сыном..
"Наверное", согласился он. Как выяснится позже, мы ошибались.

Чтобы как-то развлечь себя, рассуждали на тему «а на какой лодке здесь в принципе можно было бы нормально пройти». Сошлись на том, что это должно быть что-то металлическое, с минимальной осадкой, с воздушным винтом, чтобы водоросли на него в принципе не наматывались, и «с двумя бенозопилами на манипуляторах спереди, чтобы распиливать к чертовой матери всё, что мешает проплыть».

Так мы плыли в почти кромешной тьме. Через какое-то время мы заметили впереди свет. "Мост! Это нам фарами светят!"- обрадовались мы. Но почти сразу опять уперлись в засаду из упавших в воду веток и прибившегося плавучего мусора. Обогнуть ее было невозможно. Перетаскивать лодку поверх уже совсем не было сил. К тому же, в темноте было очень плохо видно. Мы полезли в воду и просто потащили лодку к берегу. Она набрала так много воды, что мы вдвоем с сыном с трудом вытащили ее на заросший крапивой берег. Грести дальше уже совсем не улыбалось. Решили оставить лодку и добираться домой пешком.

Выбрав по туманным очертаниям ближайшее крупное и приметное дерево, я припрятал под ним лодку, повесил на плечо мотор (его я твердо решил "врагу не оставлять") и мы пошли вдоль реки «наощупь». Пройдя буквально 5 минут мы ощутили под ногами относительно накатанную тракторную дорогу, которая вывела нас к ярко горящему придорожному фонарю. Это его свет мы видели из лодки. Мы вышли на асфальт, справа в 200-300 метрах виднелся тот самый мост, до которого по маршруту оставались какие-то 500 метров.

Естественно, на мосту нас не ждали. Надо идти домой, до которого всего-то 6 километров. И мы, радуясь, что каждый шаг приближает нас к дому, потопали. Те, кто проезжал мимо по дороге в этот ночной час на машинах и велосипедах, видимо, задавали себе вопрос: куда идут эти странные мокрые люди в пляжной одежде с веслами и мотором ночью. Но нам было все равно.

Дома мы были в половине третьего ночи. Оказалось, что родные, прождав нас до темноты на мосту, решили организовать масштабные поиски. Одна партия, сев на «буханку», прочесывала все полевые дороги, подходящие к реке. Другая партия, продираясь через кусты, шла по берегу пешком и пыталась до нас докричаться. Когда мы дошли до дома, они еще были в поисках. У них, слава богу, телефоны работали, мы дозвонились и сообщили, что с нами все в порядке.

Кстати, жена подключила к нашим поискам и службу спасения в Кольчугино. Это их «Газель», подъезжая к реке, выдавала звучные трели, которые мы приняли за сработавшую сигнализацию. Им позвонили, поблагодарили и дали отбой.

Всем понятно, что было потом. В этот и несколько последовавших дней я выслушал немало справедливых упреков от родных и знакомых, но, «хорошо то, что хорошо кончается».

На следующий день мы съездили с сыном за лодкой, отжали из нее несколько ведер воды, сложили и повезли домой ремонитровать. Потеряли только одну трубку крепления транца, которую потом успешно заменили крепкой веревкой. Мотор, который пару раз оказывался почти погружен в воду, тоже не пострадал. В общем, отделались малой кровью.

Краткие выводы для совсем начинающих водных путешественников (опытных бы и так в жизни не понесло в такие места).

• маршруты для путешествия нужно было выбирать из известных, «хоженных»
• даже небольшое путешествие может сильно затянуться. Поэтому время нужно планировать с запасом..
• обязательно нужно брать с собой фонарик, ремонтный набор, а еще GPS-навигатор и защищенный телефон. Обзавелись Garmin GPSmap 60CSx и к сезону планируем купить что-то вроде Samsung GT-B2100.
• неплохо иметь с собой что-то вроде мини-ракетницы, которые продаются в охотничьих магазинах. Такая штука позволила бы нам обозначить себя на местности, если бы мы действительно нуждались в помощи.

P.S. Потом спросил сына - «Пойдем в следующий раз дальше вниз по Пекше?» - «Нет пап, никаких Пекш и других пекшеобразных речек. Только водохранилища или широкие реки».
В общем, в 2010 году ищем речку пошире, садимся в лодку побольше и снаряжаемся в путь.



 

Николай Полуэктов,
март 2010
TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 23 марта 2010 | Просмотров : 5377

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU