Навигация
Реклама
Перегон. Путешествие или авантюра? Путешествие. Часть 2
На встречу попадается буксир, тянущий баржу с лесом. Тут, в отличие от центральных областей почти ни чего кроме леса не возят.



За баржой в воде плывёт елка, привязанная к корме баржи за макушку. Это своеобразный тормозной парашют. Довольно сильное встречное течение. Скорость падает до 14 км/час. Берега справа и слева практически не отличаются. Что справа, что слева почти берег резко уходит вверх.





Река течёт по неширокой долине с высокими берегами.



В два часа встаю к берегу.



Надо посмотреть, что в машине? Проблем нет, но береженого бог бережет. В машине всё в порядке. Доливаю масло - три ведра. Если так пойдёт дальше, то масла мне не хватит. Решаю с меньшими оборотами.
Пускаю двигатель аккумулятором и иду к Опокам. Держу обороты 1150, скорость 12 км/час. Прикидываю, что успею сегодня пройти до них, Переночую и с утра пойду через порог. В половине восьмого подхожу к Опокам снизу.



Время ещё есть и решаю пройти их сегодня. Запрашиваю диспетчера. Он отвечает – перекат свободен. И я, не останавливаясь, иду на перекат. В самый неудобный момент, когда я прохожу поворот, прорезается голос диспетчера. Он начинает выспрашивать – название, кто капитан, кто владелец, какой груз, куда иду. Самое трудное – втолковать название – Цилеба. Он его не воспринимает даже по буквам. Но, переговоры эти совершенно не к месту. Штурвал одной рукой крутить на таком течении и в повороте невозможно. Говорю диспетчеру, что пройду перекат - выйду на связь, и отключаюсь. Течение на перекате очень сильное. Поднимаю обороты до 1300 (выше не рискую, боюсь за двигатель), скорость всё равно 9-10 км/час. Интересно, как на перекат заходят буксиры с баржами? С какой скоростью идут?
Перекат прошел, сбрасываю обороты и иду вдоль берега, что бы найти место стоянки на ночь. На подходе к Полдарсе вижу поваленное дерево. Решаю не идти дальше и встать на ночь тут. Пока швартуюсь, слышу, как по рации меня вызывает диспетчер. Но, сейчас не до него. С грехом пополам пришвартовался. В одиночку не совсем удобно, но выбора-то нет. Пока возился, диспетчеру кто-то по рации ответил – тут недалеко какой-то катерок встал ночевать. Видимо это был кто-то с двух буксиров, стоявших с баржами под погрузкой в Полдарсе. Диспетчер умолкает, и я решаю не выходить на связь до завтра.
Краткий итог дня – пройдено 73 километра по Северной Двине и 78.километров по Сухоне. Итого – 151 км за 15 часов. По-моему неплохо для первого во всех смыслах ходового дня.

Погода по Котласу.

Время___Температура___Влажность___Ветер, м/c___Облачность
00:00______+3.3°C________86%________С, 1________6 балл.
03:00______+3.3°C________76%________Ю, 1_______5 балл.
06:00______+8.3°C________63%________Ю, 3_______3 балл.
09:00______+16.8°C_______49%________Ю, 5_______3 балл.
12:00______+20.2°C_______42%________ЮЗ, 6______4 балл.
15:00______+22.1°C_______35%________ЮЗ, 8______4 балл.
18:00______+22.2°C_______35%________ЮЗ, 3______1 балл.
21:00______+16.5°C_______41%________Ю, 2_______1 балл.


13 МАЯ, ДЕНЬ ВТОРОЙ ПУТИ.

Утро. Встаю не торопясь. Ноги с непривычки гудят от долгого стояния за штурвалом. В плечах ноет – не так уж и легко держать катер на курсе. Всё за несколько лет бездействия крутится с трудом. Выгуливаю собаку, убираю трап. Доливая три ведра масла. Решаю идти ещё тише, не выше 1050-1100 оборотов. Пока греется двигатель, выхожу на связь с диспетчером в Полдарсе. Продолжаю вчерашний диалог про название-владелец-капитан-груз и т.д. Самое большое затруднение у диспетчера вызывает название судна. Продиктовал раз пять. Потом три раза по буквам. Наконец меня поняли. День не предвещает ни каких неприятностей. С утра светит солнце, хотя и прохладно. Отхожу от берега и выхожу на середину реки.



В Полдарсе грузится пара барж. Одна, видимо, пойдёт вниз. Вторая, как я потом узнаю, будет идти вместе со мной в Череповец. Набираю скорость и иду вверх. Вокруг прежние картины – крутые, а местами и обрывистые берега.



Иногда вдоль реки попадаются заброшенные дома. В нескольких местах явно остатки заброшенных деревень. А в одном месте почти целая заброшенная деревенька и нескольких разной степени разрушенности домов.



Рядом с ней стоит крест, возраст которого явно не более 3-5 лет. Видимо, это поминальный крест, так как могилы под ним не видно.



Потом мне попадается заброшенная деревня с полуразрушенным храмом. Видимо раньше тут жило много народа, раз построили такой большой храм.







Возле населённых пунктов кладбища техники, как лесозаготовительной, так и речной.







Периодически встречаются местные паромщики. Обычно это маленький паром на один грузовик или два легковых и катер КС.



На этих паромах не только перевозят машины через реку, но и ходят на дело. Иногда можно увидеть, как из леса выходит колея и обрывается у воды. А в одном месте, возле такой колеи, я увидел спрятанный в кустах трактор.



Всё это следы нелегальных рубок леса.
Где-то в середине дня раздается звонок на одном из мобильников. Отвечаю, это, оказывается, звонит диспетчер Вологодского РВПиС. После выяснения туда ли попала, даёт мне сводку по глубинам. Но мне это не интересно – осадка в один метр не критична для мая. Договариваемся, что она больше не будет говорить глубины, если они не будут меньше чем полтора метра. Тут, наверное, надо сделать небольшое отступление, и рассказать про немаловажную сторону перегона - организацию связи. Связь поддерживалась речными радиостанциями Вега (носимая) и Ермак (стационар), мобильниками Мегафон (с подключённой внешней антенной) и МТС и спутниковым телефоном Турайя с автомобильной док-станцией.
Радиостанции себя вполне оправдали и решали проблему общения с судами, шлюзами и диспетчерами без проблем.
С мобильниками сложнее. Почти по всей протяженности Сухоны была устойчивая связь по Мегафону. Исключение несколько небольших участков. Покрытие МТС было гораздо хуже – около половины пути. Турайя была использована из-за реальной необходимости только два раза. В остальных случаях я просто сговаривал деньги, которые всё равно бы пропали. Удобна оказалась автомобильная станция для Турайи.
Круговая направленность внешней антенны и работа в режиме повышенной мощности, из-за постоянного подключения к внешнему источнику питания позволяли постоянно удерживать сигнал спутника. Раньше я уже говорил, как капризен этот телефон к ориентации антенны на юг. Автомобильный комплект полностью снимал эту проблему. Кроме того, там была ещё вытроена дополнительная антенна GSM круговой направленности. К ней я подключал мобильник с Мегафоном.
В общем, на Сухоне не было ни одного участка, где я остался бы без связи. Но, Мобильник с МТС был явно лишним. Хотя, и без спутникового телефона можно было бы обойтись, если не боятся остаться без связи на день.

Вернёмся к перегону. Постепенно погода начинает портиться. Небо затянули тучи. Резко похолодало, и пошёл дождь. Снег под деревьями даже на солнечной стороне береговых откосов начинают наводить на грустные мысли о тёплом море.





Цветёт Мать-и-мачеха. А в Москве она уже давно отцвела.

Сразу вспоминается прогноз погоды на май, где обещали в Вологодской области в середине мая до минус десяти.
Высматривать вешки через залитое дождём стекло становится очень трудно.





Дворник-то не работает, и попытки его оживить результата не дали. Немного помогает обратный наклон стекла. Ногам стало холодно. Стекла не только залиты дождём, но и начинают запотевать изнутри. Приношу в рубку тепловентилятор и включаю, направив его на лобовое стекло. В ноги ставлю туристическую газовую печку под баллончики. Немного согреваюсь и избавляюсь от запотевания небольшого участка лобового стекла. Постепенно начинает темнеть. В это время я уже иду через Нюксеницу. Прохожу мимо обстановочной КСки, уткнувшейся в берег возле чьего-то дома рядом с железобетонным причалом. Иду дальше и присматриваюсь к берегу. Вижу приличное дерево недалеко от берега. Останавливаюсь и, уткнувшись в берег, не выключая двигателя схожу на берег и привязываюсь к дереву. Катер продолжает на малых работать в берег. Возвращаюсь на катер и глушу двигатель. Потом пускаю собаку погулять на берегу. Дома находятся на высоком берегу, спуститься с которого можно только в немногих местах.
Но, день еще не окончился. Рядом со мной с обрывистого берега на палубу падает камень. Потом другой. Потом ещё и ещё…
Сквозь деревья вижу, как в кустах наверху мелькают малолетки. Кричу им, предлагая спуститься, мол, дело есть. Пацаны на пятой точке сползают до середины горы. Дальше не идут – просят убрать собаку. Загоняю собаку на палубу и начинаю охмурение. Просто запугать из нельзя. Обидятся и еще приведут шпану постарше. Решаю их завлечь деньгой. Ставлю им задачу – найдите, у кого можно купить соляру, где-то тонну. Понятно, что для малолеток это невыполнимая задача. Обещаю не забыть, если найдут. Малолетки удаляются с жутко деловым видом. В качестве аванса даю им десятку. Ну, а погода продолжает ухудшаться. Пока я говорю с женой по сотовому, вдруг пошёл крупный снег.





Буквально через пять минут весь катер покрылся пятисантиметровым слоем снега. Всё, ухожу в каюту. Растапливаю печку и готовлю ужин.
Итог дня – 9 ходовых часов, 86 километров.

Погода по Нюксенице.

Время___Температура___Относительная___Ветер, м/c___Облачность
00:00______+12.8°C________62%__________ЮЗ, 3
03:00______+9.8°C_________80%__________ЮЗ, 3
06:00______+9.5°C_________99%__________СЗ, 3_________8 балл.
09:00______+9.0°C_________84%__________С, 3__________8 балл.
12:00______+9.3°C_________75%__________СЗ, 3_________8 балл.
15:00______+8.5°C_________73%__________СВ, 6_________10 балл.
18:00______+1.8°C_________98%__________С, 4__________10 балл.
21:00______+2.2°C_________98%__________СВ, 2_________10 балл.


14 МАЯ, ДЕНЬ ТРЕТИЙ ПУТИ.

Спал хреново. Было холодно. Печка – в принципе, обычная буржуйка, быстро прогорает и совсем не держит тепло. Приходилось несколько раз ночью просыпаться от холода и растапливать печку. Утро было тяжелым – не выспался, холодно, да и, вообще, хреново. Усталость накапливается. Но… это я тогда думал, что устал.
Долил масла. Доливать три ведра МС-20 при такой температуре не подарок. Масло еле течёт, а воронка маленькая, и лить неудобно. Пустил двигатель воздухом. Воздушный баллон явно идёт к концу. В общем, утро идёт как обычно. Пока двигатель греется, гуляю собаку, завтракаю. Надо сказать ещё про одну особенность катера. У него плохо отрегулирован реверс-редуктор. Он не встаёт в нейтральное положение. Гребной вал продолжает вращаться со скоростью 20-30 оборотов в минуту. Если перекладываешь с переднего хода на нейтраль, то винт вращается вперёд. Если с заднего хода на нейтраль, то вращение винта идёт назад. Всё это не очень удобно, но привыкнуть вполне можно. Особенно это доставляло неудобства при шлюзовании.
Итак, в 9 часов отхожу от берега. Вид с середины реки печальный. Это явно не май. Скорее середина ноября.
Идти было тяжело. Снег и дождь чередовались, и стекла в рубке запотели. С трудом удавалось поддерживать не запотевшим и не залитыми дождём небольшой участок лобового стекла, сантиметров 20 в диаметре. Вешки были видны с минимального расстояния. Неоднократно пропускал красные вешки по правому борту или белые по левому. Но, на камни, слава богу, не налетел. Собственно, по всему пройденному участку Сухоны про дно написано следующее: «Грунт в пределах судового хода – галька с камнем и мергель. За кромками судового хода много каменистых кос и одиночных камней-валунов». Вообще, без нужды уходить с судового хода не следует. Велик риск налететь на валун под водой.
Погода, как и настроение, не способствовали фотосъемке.



Да и снимать собственно нечего было.



В условиях столь ограниченной видимости хорошо себя зарекомендовал ноутбук с Ozi. В него я загрузил генштабовские километровки. Будучи точно привязанным к местности, я без труда ориентировался в схемах расстановки навигационного обеспечения. Стоящий в рубке картплоттер был бессилен помочь. Точная координата долготы и широты не помогут определиться по нашим речным картам. Хотя в последствии, по Рыбинскому водохранилищу картплоттер с электронной картой хорошо поможет в условиях высокой волны, когда плохо заметны буи.
Ближе к концу дня наконец закончились вешки и пошли буи со светоотражающими наклейками. Первый, после Великого Устюга, буй номер 385 стоит на 234 километре.
Постепенно подошел к Тотьме.



Картина невесёлая - всё покрыто снегом. На улицах безлюдно. На выходе из Тотьмы переговорил с буксиром, толкавшем баржу. Вроде бы после погрузки они готовы были взять меня под борт. Идти в одиночку стало действительно тяжело. Буксир отцепил баржу и пошел в Тотьму менять экипаж. Правда новый экипаж в итоге откажется на следующий день провести меня под бортом в сторону Вологды. Встал напротив хутора Внуков.



Пока буксир сливал топливо в подошедший к берегу бензовоз, решаю и сам поправить свои топливные запасы. Сливаю в танки одну бочку из стоящих на палубе шести. Удовольствие ещё то. Шлангом, самотеком можно слить только около половины бочки. Дальше приходится кантовать бочку в ручную, сливая её в ведро. Наломался не слабо, но слил бочку. Тут вернулся буксир и подцепив баржу пошел за остров Дедов, где его на 285-м километре ждал кран, который черпал со дна песок. Иду туда же. Уже темно, подсвечиваю себе прожектором. Вижу вдали работающий кран. Прохожу его и подхожу к левому берегу. Время 23-00. На берегу лежит буй, его вытащили на берег и установили пару временных буёв, ограждающих работающий кран. На речной карте населённый пункт, рядом с которым я встал, называется «Лесобиржа Егориха», в 10 километрах выше Тотьмы. На самом деле ни какой лесобиржи давно уже нет. Есть некие заросшие бурьяном развалины, но их я разглядел только на следующее утро. Встав к берегу, пошел напилить дров. Запасы, взятые в Котласе, оказались при такой температуре исчерпаны. Впрочем, это известный урок – север (даже столь умеренный как Вологодская область) может преподносить всякие погодные сюрпризы.
На этом день закончился. Пройдено всего 95 километров, но устал сильно. Где-то в первом часу ложусь спать.

Погода по Тотьме.

Время___Темп-ра___Вл-сть___Ветер, м/c___Облачность___Явления
00:00____+2.1°C_____98%_____СВ, 2_______10 балл_____Небольшой ливневый дождь
03:00____+0.8°C_____98%_____СВ, 3_______10 балл_____Небольшой ливневый дождь
09:00____+2.0°C_____98%______С, 8________8 балл_____Небольшой ливневый дождь со снегом
12:00____+1.8°C_____98%______С, 9_______10 балл_____Небольшой ливневый дождь со снегом
15:00____+0.4°C_____98%______С, 4________8 балл_____Небольшой снег
18:00____+0.4°C_____98%______С, 5________8 балл_____Небольшой снег
21:00____+0.5°C_____96%______С, 6________10 балл____Небольшой ливневый снег


Ещё фото тех дней, сделанные Юрием Сахаровым. Он шел тогда же, но на маленьком катере.





15 МАЯ, ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ.

Встал поздно, часов в девять. Спешить было некуда. Вечером вроде бы договорился с буксиром, поставившим под загрузку песком баржу, что они возьмут меня под борт. Баржу начали грузить ночью, и с утра ещё не закончили. Поэтому я занялся хозяйством. Долил масла в расходный бак. Потом отправился на берег заготавливать дрова. Часам к двенадцати закончилась погрузка баржи. Пустил двигатель воздухом. Баллон явно кончается, так как двигатель еле раскрутился. Подошел к буксиру. Что уж там у них ночью произошло, не знаю, но капитан вдруг решил отказать. Уговоры и предложение денег ни чего не смогли изменить. В итоге, потерял три-четыре часа ходового времени. Погода опять отвратительная. Окружающий пейзаж ноябрьский – голые деревья и снег под ними. Во втором часу прошел Усть-Печеньгское. Сделал единственное фото за день. Совершенно не хочется фотографировать. Где-то часа в три со мной связался диспетчер Вологодского и сообщил пренеприятное известие. Инспектор судоходно инспекции запретил пропускать меня через шлюзы. Короче, день как плохо начался, так плохо и продолжался. Общая хмурость погоды и усталость довершали картину.
Прошел Туровец. Обратил внимание на стоявший там катер КС весёленькой раскраски. Обычно встречались катера окрашены в два цвета – тёмно-серый и светло-серый. А тут катер в чистых бело-голубых тонах. Да и вообще, стали попадаться моторки, которых до этого я на реке не видел. После Туровца стал подыскивать место для ночёвки. Прошел почти 20 километров, но берега как-то не располагали к стоянке. Собственно, всё, что мне было нужно – дерево средних размеров недалеко от берега, что бы привязать швартовый к нему. А тут всё берега без растительности вообще. Наконец, терпение моё иссякло окончательно, и я ткнулся в берег возле помеченной на карте деревни Малое Кожухово. Как таковой деревни то и не было. От неё остались три дома, два из которых полуразрушенные, а один используется в качестве дачи.



Пришвартовался к небольшой сосенке.



Кинул на берег трап и спустил погулять собаку. Та ошалела от радости – на берегу был огромный луг. Собака ошалело носилась кругами по нему.



Прогулки на узкой – 2-3 метра береговой полосе её утомили – душа просила простора и скорости. Пройдено за день 89 километров.

Погода по Туровцу.

Время___Темп-ра___Вл-сть___Ветер, м/c___Обл-сть___Явления
00:00____+0.4°C_____96%_____С, 5_______10 балл___Небольшой ливневый снег
03:00____+0.4°C_____96%_____С, 7_______10 балл___Небольшой ливневый снег
09:00____-0.5°C_____86%_____С, 8_______10 балл___Слабая снежная крупа
12:00____-0.5°C_____84%_____СЗ, 9______10 балл___Слабая снежная крупа
15:00____-0.5°C_____98%_____СЗ, 10_____10 балл___Снег
18:00____-0.4°C_____98%_____СЗ, 9______10 балл___Снег
21:00____-0.6°C_____98%_____З, 9_______10 балл___Снег


16 МАЯ, ПЯТЫЙ ДЕНЬ ПУТИ.

Ночью вставал несколько раз, что бы разжигать быстро прогорающую печь. Встал как обычно – часов в восемь… На улице холод. Остатками дров протопил печку, поел, и пошел заготовить дров. Подтащив к катеру немного валежника, решил совместить заготовку дров с прогревом двигателя.
Опять доливаю три ведра масла, открываю баллон, и перевожу рычажок воздушной магистрали в положение «ПУСК». Двигатель начинает вяло раскручиваться. По глупости и из-за неудобства не помогаю стартером. Двигатель явно не хочет пускаться… Делаю перерыв, опять кран на «ПУСК», а другой рукой дотягиваюсь до кнопки «ПУСК». Увы, воздух кончился, а аккумуляторы (8 штук 3СТ-215) моментально садятся в ноль. Правда, я их за предыдущий день посадил киловатным инвертором. Бросаю заготовку дров и иду налаживать зарядку батарей. Вытаскиваю из кладовки бензогенератор, и достаю зарядное устройство. Под снегом с дождём собираю всё это в цепь и пускаю генератор. Постоянно все это приходится укрывать плёнкой, так как ветер сильный и постоянно меняется. Часа через три-четыре пытаюсь пустить двигатель… После нескольких проворотов двигателя, стартер встаёт. Лезу в инструкцию и вчитываюсь – максимальный зарядный ток – 15 А при работе в режиме 24В. Этого явно мало для восьми аккумуляторов. Постепенно доходит, что сегодня я отсюда не уйду… Наваливается полный депресняк. Лень идти за дровами… Лень готовить еду… Короче, классическая депрессия от усталости. В общем-то, нет ни чего удивительного в этом. Многолетняя жизнь в режиме сытого офисного «манагера» дает себя знать – нет нагрузок, нет тонуса. Где-то через час медитации, собираю волю в кучу и иду фотографироваться. Надо сказать, что последний раз я брился за день до выезда из Москвы. Так что, постепенно стал приобретать несколько диковатый вид. Ну, а поскольку в депрессии самое главное быстро ей прервать, решаюсь начать хоть что-то делать. Этим «что-то делать» я выбираю бритьё, но решаю зафиксировать всю глубину падения за это время для потомков на фото. Сфотографировался…



Побрился… Захотелось поесть… Пообедал. Решил залезть в пивные запасы. Достал банку «Крушовицы»… Убрал обратно… Выпивка не пошла.

Решил повернуть ситуацию по-другому – всё не так уж плохо. Надо и отдохнуть денёк. Дровишек тут можно затарить впрок. Заправить пару бочек в танки. Да и вообще, навести порядок на палубе перед заходом в Вологду. До неё как раз один день хода. А, там меня ждёт инспектор-судоходчик. Начинаю действовать. Ненужный теперь баллон для сжатого воздуха сбрасываю на берег. Он теперь не нужен. Начинаю сливать топливо из бочек в танки. Где-то полбочки сходит и процесс встаёт. При практически нулевой температуре летняя солярка, вообще, течёт плохо. А тут ещё ей надо подняться на высоту бочки, а потом самотёком пройти метров восемь и слиться в танк. Короче, понимаю, что что-то надо делать. Другого выхода нет, как только кантовать бочку в ручную, сливая из неё солярку в ведро, а из ведра уже в бак. Но, бочки хорошие – из госрезерва. Таких теперь не делают. Сварены они из двойки, поэтому служить могут долго… Только сами по себе тяжеленные, да ещё в ней половина бочки солярки. Бой с бочками идёт с переменным успехом. Много топлива проливается на палубу и она становится на холоде скользкая как каток. К концу дня две бочки слиты в баки катера. Ощущение такое, что руки у меня растянулись до земли. Рабочие ботинки пропитались соляркой насквозь. На палубе не пройти. Начинаю убираться. Сбрасываю бочки на берег, радом с баллоном – кто-нибудь их подберёт и приспособит к делу. В этих краях бочки не пропадают без дела. Засыпаю палубу стиральным порошком… Это я до этого думал, что на палубе было скользко. Теперь стоять совсем невозможно. Начинаю смывать образовавшуюся кашу из порошка и солярки за борт. Конечно это полное свинство, но и оставлять так тоже нельзя. К тому же, раз всё на палубе, то рано или поздно оно окажется в воде. А, завтра я буду в Вологде, и оставлять за собой разводы на воде в городе это совсем неприемлемо. На удивление, мало разводов. Порошок хорошо помогает – спасибо «Досе» выручила. На палубе уже можно ходить. После третьёй помывки с порошком палуба чиста. Переобуваюсь прямо на палубе, и убираю ботинки, насквозь пропитанные дизельным топливом, в полиэтиленовый пакет. В другой пакет убираю пропитанный топливом брезентовый костюм геолога. Тут судьба этих вещей расходится – костюм ещё послужит после стирки дома, а ботинки ждет печка. Потом вяло заготавливаю немного дров – только на вечер и утро. Иду смотреть итог зарядки аккумуляторов – напряжение 23,5 вольта. Начинают мучить подозрения в собственной непроходимой тупости – это как же я умудрился посадить аккумуляторы, если за шесть часов зарядки они практически разряжены. Промерил тестером напряжение на каждом аккумуляторе. Разряд оказался совершенно различный. Дело в том, что часть потребителей и, главное, радиостанция, у меня на 12 вольт. Собственно, убил эту пару аккумуляторов скорее всего автомобильный термоэлектрический холодильник, который имеет очень большое энергопортебление. Изначально я планировал, что они будут питаться от инвертора. Однако при установки инвертора отломились от платы выводы – то ли наши, то ли китайцы, но явно криворукие его делали. Поэтому я 12 вольт взял из средней точки одной из батарей. Увы, решение вынужденное, но совершенно ошибочное – эти батареи, с которых бралось 12 вольт, оказались совсем убиты. Вместо 12 вольт там после долгой зарядки было только 10 вольт. Тат мне стала понятна проблема с радиостанцией – она регулярно барахлила, и начинала нормально работать только через час работы двигателя. Отключаю эти батареи и перевожу зарядник в режим 12 вольт. Постепенно они доходят до 12 вольт, как и вторая пара батарей. Потом включаю их последовательно, и продолжаю зарядку. На улице давно стемнело.

Спускаюсь в каюту и через мобильник выхожу в интернет. Пишу немного на форум ботклуба. Много писать сложно – связь плохая. Звоню домой и говорю, что всё в порядке, и я просто денёк решил отдохнуть, так как стою в красивом месте. Протапливаю печку, сжигая при этом приговорённые ботинки, и готовлю ужин. Ещё раз убеждаю себя, что ни чего страшного нет, а даже наоборот – правильно, что я отстоялся один день тут перед Вологдой. Там бы такое дело с переливом топлива мне провернуть не удалось – город всё же.
Всё, день закончился, вырубаю генератор, хотя напряжение в батареях только 24 вольта. И в надежде на завтрашний день засыпаю. Впрочем, ночь как и предыдущая прерывалась двумя-тремя подъемами для растопки печки – железная печка прогорает быстро и тепло не держит.

Погода по Туровцу.

Время___Темп-ра___Вл-сть___Ветер, м/c___Обл-сть___Явления
00:00____-1.0°C_____94%_____З, 6________10 балл____Снег
03:00____-2.0°C_____93%_____З, 6________10 балл____Небольшой снег
09:00____-0.1°C_____74%_____З, 6________8 балл_____Небольшой снег
12:00____+2.8°C_____67%_____З, 10_______8 балл_____Небольшой снег
15:00____+1.3°C_____96%_____З, 6________10 балл____Небольшой снег
18:00____+3.4°C_____81%_____З, 5________6 балл_____Облачность без изменений
21:00____+2.6°C_____79%_____З, 2________8 балл.


17 МАЯ, ШЕСТОЙ ДЕНЬ ПУТИ.

День странный и иррациональный. Я бы даже сказал мистический. Утро началось как обычно – протопил печку, выпустил собаку на прогулку и пошел пускать двигатель, что бы пока он грелся, заготовить дров. Увы… немного покрутив двигатель аккумуляторы умерли. Двигатель не пустился. А аккумуляторы после 3-4 попыток сели основательно. Это я теперь знаю что не с проста владельцы катера поставили двигатель с пневмозапуском – Д6 и Д12 на холоде пускаются отвратительно. Раскрутить их без предварительного подогрева можно только воздухом. Но, я этого не знал – чайник. Вчерашний депресняк возвращается уже всёрьёз. На автомате налаживаю зарядку и, заготовив немного дров, смотрю на небо. Погода улучшается. Светит солнце и на душе немного становится легче. Мимо меня проходит толкач с баржей, с которым мы вместе вышли из Полдарсы. Оказывается, он отстал от меня более чем на сутки. Собственно, шли мы одинаково – только светлое время суток. Судовождение на Сухоне в тёмное время суток возможно только в верхней её части – от устья Вологда и до озера Кубенское. А сам Северодвинский канал ночью так же не работает. Шлюзуют в нем с 6 до 22 часов. В общем, что делать не знаю. Как поступить не понимаю. Вчера, когда говорил с диспетчером, то объяснил ситуацию. Сегодня, во время разговора с диспетчером сказал, что попытка завестись не удалась. Нужна помощь. Диспетчер пообещал связаться с «Павлином» (путейский катер обслуживающий этот участок реки), когда тот вернётся на базу в Шиченьге. Но, дело в том, что вернуться он должен только завтра. А у капитана нет мобильника, и связаться с ним можно только когда он сам позвонить диспетчеру, а позвонить он должен в течении дня. Короче, понимаю, что только через день я смогу узнать, когда будет, и будет ли помощь. Постепенно погода улучшается, и я выползаю на корму осмотреть в бинокль окрестности. На той стороне реки окраина села Кожухово.



Людей не видно, да и далеко до него – более километра.



А вот дальше происходит то, что вполне можно отнести к действию мистических сил. Лично я произошедшему рационально объяснения не нахожу.
Сначала я в тишине услышал тарахтенье лодочного мотора. Потом сверху из-за поворота реки показалась казанка. Когда она приблизилась ко мне, я, сам не понимая зачем, замахал руками. Ну, какая может быть помощь от мужика на казанке со стареньким Ветерком большому катеру? Казанка сворачивает ко мне и подходит ближе. В довольно обшарпанной казанке с Ветерком на транце сидит мужик лет сорока в хороших импортных болотных сапогах и добротном прорезиненном импортном же плаще. Начинаю смутно вспоминать, что он был единственным маломерщиком, которого я видел за всё время пути по Сухоне. И обогнал я его позавчера, когда проходил Туровец. Собственно фраза про Туровец, что там стали попадаться моторки относилась именно к нему. Другие мне на ходу не попадались. Объясняю ситуацию – умерли аккумуляторы, подскажи где достать? Он говорит, что в Кожухово ни кого не знает, но пара тракторов там должна быть обязательно. А, вообще, завтра или после завтра из Туровца в Вологду пойдёт катер (та бело-голубая КСка) и можно её будет попросить помочь с запуском. За одно в разговоре посетовал на мой катер – большая волна от него… Он даже не ожидал этого, и чуть не перевернулся когда я его обгонял. Извиняюсь перед ним за это. Сам же ловлю себя на мысли, что ни когда до этого не смотрел на то, что за кормой. Наверное это не правильно – ведь даже в машине мы регулярно поглядываем в зеркало заднего вида. В общем, решаем что нужно сходить в Кожухово и попробовать взять там у кого-то аккумуляторы. Запираю катер, убрав всё с палубы. Сажусь к нему в лодку и плывём в Кожухово. Посещение деревни было недолгим и не интересным. Где-то за час мы выяснили, что в деревни единственный трактор – слабосильный владимирец. Нашли поддатого владельца этого трактора, убедившись, что он действительно не в силах ни чем помочь. Его трактор пускается от 2-х двенадцативольтовых аккумуляторов, у каждого из которых по одной треснутой банке. Трещины такой величины, что я понимаю – трогать их из-под забора, где они стоят, нельзя – могут прямо в руках развалиться. Впав в очередной раз в состояние грусти и печали, я, в сопровождении владельца казанки, иду на берег. Причалив к катеру, я приглашаю своего нового знакомого подняться на борт – надо же как-то рассчитаться с ним за попытку помочь. В рубке я предлагаю ему за помощь денег. Он отказывается, мол, не сделал ни чего такого, что бы мне помочь. Предлагаю канистру бензина (я взял с большим запасом бензина для генератора). Отказывается, говорит, что ему не надо. В избушку, куда он плывёт, он уже завез полно бензина и на обратную дорогу ему есть чем заправиться. Тогда предлагаю чисто русский вариант – бутылка водки. Помявшись, он берёт её – говорит, что сам не пьет, а в лесу она может пригодиться. В качестве ответной благодарности предлагает мне попить с ним чаю из его термоса. Мол, чай «специальный», сам травы собирал. Соглашаюсь. Чай действительно вкусный. Постепенно разговорились за жизнь. Я поставил ещё чайку. Хлопнули по 50 водочки за знакомство… Потом ещё по 50… У меня на стрессе они прошла как вода, хотя я не пью водку. Он, после второй, сказал что всё, ему ещё плыть, а вода пьяных не любит. Да и вообще, сказал, что не пьёт. Судя по тому, что уезжая начатую бутылку водки, взять с собой отказался – действительно не соврал, не пьёт. Рассказал он мне и про себя. Ну, какая же встреча в пути на Руси бывает без задушевной беседы «за жисть»? Родился он в этих местах. Потом в Подмосковье закончил охоттехникум. Его всю жизнь тянуло в лес к зверью, с ружьем по лесу ходил с малолетства. По распределению попал на север Красноярского края. В один из отпусков приехал на родину и тут женился. С женой уехали они жить к нему. Потом грянули мутные 90-е годы. Зарплата у егеря никакая… Постоянные отлучки на долго из дома… Короче развёлся он. Хотя это было больше похоже на то, что его просто выгнали из дома. Говорит, был момент, что жить не хотел. Однажды его лодка перевернулась, и он готов был утонуть, но судьба решила иначе. И его выбросило на берег. Потом он лет пять назад, поскитавшись по северу по различным халтурам, вернулся домой. Здесь он долго мыкался без жилья, пока его не приютила родная тётка. И он стал заниматься сбором клюквы. Сначала на подхвате у одного местного мужика. Немного подзаработав, купил казанку с мотором, и на пару с другим знакомым поставили на болотах маленькую избушку, которая стала из базой по сбору клюквы. Работа, конечно, не ах какая доходная, но день сбора клюквы приносит до 2000 тысяч рублей. Приглядевшись к нему, я понял, что хотя он одет не броско, но одежда вся новая качественная и очень удобная для леса, Прямо как на рекламе рыбацкой или охотничьей одежды. Постепенно разговор перешел на технику. Он стал пытать меня, какой бы ему импортный моторчик прикупить, что бы был не тяжелый, можно было снять с лодки и отнести в за пару километров в избушку.
В общем, проговорили мы с ним пару часов. Всё это время тарахтел генератор. Когда он сказал, что ему пора, то на улице уже было явно теплее и светило солнышко. Оттолкнув багром его лодку, я сразу спустился в машину, и, прокачав масло, попробовал запустить двигатель. Он явно стал схватывать. Я от неожиданности, даже испугался и отпустил кнопку «пуск». Но, тут, же взяв себя в руки, ещё раз пустил двигатель. Подергавшись, он неуверенно почихал и пустился!!! Я лихорадочно бросился собираться – сбросил с палубы мусор, оставшийся поле заготовки дров, выгнал на берег собаку, убрал зарядник и генератор. Всё, я на ходу!!!



Время – начало первого, а сколько всего успело произойти за это время!!! Отзваниваю диспетчеру, что бы не дергали «Павлина». Попутно внимательно смотрю вокруг в поисках моего нового знакомого. За это время на казанке он не мог далеко уйти. Но, увы, его я так больше и не увидел. Куда можно деется с реки, с голыми безлесными берегами – непонятно.



Он как испарился. Потом, вспоминая разговор с ним, я вспомнил, что он так и не назвал, мне как его зовут и откуда он.

Подхожу к Шиченьге.



Теперь я уже внимательно смотрю за волной от кормы, так как тут уже полно лодок на берегу. Так же встречаются лодки уже на ходу. Одна такая лодочница чуть не угодила мне под катер.



Пришлось даже из-за этого остановиться, что бы пропустить эту девицу гребущую поперёк Сухоны. Вижу и обещанного мне в неопределённом будущем "Павлина". Стоит «птичка» у берега и не куда не собирается уходить.



На катере нет ни кого. В бинокль вижу замок на двери рубки. Течение слабое, берега постепенно становятся низинными и заросшими ивняком.



В некоторых местах Сухона с заросшими берегами напоминает кадры по войну американцев во Вьетнаме. Не русская северная река Сухона с ивняком по берегам, а Меконг с мангровыми зарослями обработанными дефолиантом. На связи опять диспетчер – предлагает встать к ним – на участок вологодского РВПиС. Для этого мне на подходе нужно будет покричать по 3-му каналу капитана их буксира. Он скажет, куда именно встать. Заметно сказывается приближение большого города. Промелькнуло несколько мелких турбаз. Прошел мимо большой бревенчатой турбазы в старорусском стиле.



Вдруг, это всегда бывает вдруг, давление масла начинает скакать рывками. Вспоминаю, что в бардаке предыдущих дне не проверил уровня масса. Ситуация поганая – глушить двигатель боюсь – могу не пуститься. А не глушить нельзя – редуктор отрегулирован хреново и на стоп не встает. Пока я буду масло доливать, куда катер будет грести – непонятно. Но, выбора нет и тычусь носом в какой-то куст. Подрабатывая в берег спрыгиваю на откос и быстро закидываю канат вокруг куста. Потом пулей запрыгиваю обратно. Хорошо, сто глубина у берега большая, а сам берег обрывистый вровень с палубой на носу. Швартовый конец обнесен вокруг куста. Один его конец накинут петлёй на кнехт по правому борту, а второй закреплён на кнехте левого борта. Теперь, достаточно просто скинуть швартовый с одного кнехта и можно не сходя на берег его выбрать на палубу катера. Ставлю редуктор на стоп и иду доливать масло. Решаю долить два ведра (так быстрее) и идти малым ходом, что бы снизить расход масла и его бы хватило до Вологды. Выбравшись из машины вижу, что швартов натянут как струна – винт потихоньку отрабатывал назад. Опять упираюсь в берег, выбираю швартовы и потихоньку иду в сторону Вологды. Сухона на этом участке очень извилиста, но течение тихое и я постепенно приближаюсь в цели сегодняшнего дня – Вологде. Подхожу к Устью Вологодскому и поворачиваю налево, предварительно покричав в рацию об этом.



Поворот не просматривается, а сама река Вологда не очень широкая. Постепенно берега реки занимают садовые товарищества с вкраплением отдельных кирпичных коттеджей. Вот и окраины города. Прохожу мимо затона РЭБ и иду в сторону центра города. Определяюсь по карте где РВПиС. Вижу издали их буксир – зову его на 3-м канале. Не слышит он меня. Подхожу ближе – в рубке буксира вижу уже человека что-то говорящего в рацию. А, связи нет. Тут до меня доходит – перехожу как и положено на 5-й канал и слышу наконец капитана буксира. По его рекомендации встаю к ним под борт. Матросы с буксира помогают пришвартоваться, и я глушу движок. Всё, день закончился. Пройдено 139 километров. Из них по Вологде 23 километра.

Погода по Шиченьге.

Время___Темп-ра___Вл-сть___Ветер, м/c___Облачность
00:00____-0.2°C_____98%_____-, 0_________4 балл.
03:00____-1.5°C_____98%_____Ю, 1________0 балл.
06:00____-0.4°C_____86%_____С, 1_________...
09:00____+6.7°C_____57%_____З, 5_________3 балл.
12:00____+9.9°C_____47%_____З, 7_________4 балл.
15:00____+11.8°C____41%_____З, 6_________5 балл.
18:00____+11.4°C____41%_____З, 5_________5 балл.
21:00____+8.8°C_____45%_____З, 2_________3 балл.

Это последнее подробное упоминание погоды. Дальше температура уверенно ушла выше +15-ти градусов и проблем не доставляла.

Продолжение >>>

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 22 марта 2010 | Просмотров : 6953

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU