Навигация
Реклама
Путешествие Мичиган-Хельсинки-Москва Путешествие. Часть 8
Наконец наше сонное канальское плавание подошло к концу. Вот и лава (наплавной мост) в деревне Загубье, что не пропустила нас в Питер в 2003-м году. Нынче же этот мост оказался единственным на канале, который заранее развелся по первому же сигналу горна. Проходим "северную венецию" - полунищий поселок Свирица. В 2003-м, в поисках возможных вариантов прохода в Питер, мы прожили тут почти неделю. Родные места! Ничего не изменилось, разве что на некоторых домах появились спутниковые "тарелки". Заправка очень далеко - в райцентре Паша, правда есть магазины (если вышли из канала - идите прямо, причалите прямо к дверям продуктовой лавки), но у нас все есть, да и задерживаться в данной, прямо скажем, не очень гостеприимной местности, нет желания, поэтому сворачиваем налево. Местное народонаселение в лице двух девчушек приветствует наш доблестный экипаж "факами". Последние 200 метров канала, старинные маячки на выходе и мы в Свири. Только тут понимаю насколько соскучился по простору! Скорость тут же падает до 7 км/ч - и это в устье. Понимаю, что дальше будет хуже.











По случаю появления на воде подобия волн, устраиваем тест-драйв автоматической стиральной машинки (в канале "стиралка" оказалась бесполезной по причине зеркальности поверхности воды). В загодя купленную в Питере канистру с широким горлом покидали грязные вещи, плеснули воды и сыпанули стирального порошка, после чего выкинули это дело за борт. Для запуска стиралки на рабочий режим первостепенное значение имеет длина буксировочного троса - его надо подобрать так, чтобы канистра весело скакала по волнам. Веселей скачет - лучше стирает. Приспособа оказалась суперэффективной, стирала чисто и с минимумом трудозатрат. Два цикла стирки: 10 километров - для стирки цветного, 20-30 км - для белого.

Так как дело шло к вечеру, заранее стали подыскивать место для ночлега. С таковыми для нашей нынешней осадки, по опыту прошлого похода, на нижней Свири не густо. Хотя по сравнению с рекордно маловодным 2003-м годом нынешняя Свирь выглядит значительно более широкой, попытки подойти к берегу одна за другой отвергаются истошно верещащим эхолотом. Из-за мелей пришлось пропустить несколько укромных уголков вдали от судового хода, наконец, уже на закате нашли не заливчик даже, а некое полукруглое углубление в береге, куда смогли втиснуться. Встали врастяжку на двух якорях. Носом в берег подойти не удалось - и слава Богу! С первым же проходящим "пассажиром" вода отхлынула, обнажив песок и камни метров на 5 от уреза, а потом прокатилась полуметровой волной. Мы на якорях лишь чутка подергались. Еще несколько пароходов подтвердили надежность стоянки, но якорную тревогу на предстоящую ночь все же выставляем сразу на двух ДжиПиэСках, вывешиваем временный якорный огонь (штатный - на сложенной мачте) и в дополнение освещаем тент изнутри мощным светодиодным фонарем, превращая его в огромный светящийся шар - авось теперь не переедут!







Несколько раз за ночь вскакивал от слишком сильных рывков якорных концов. Но переночевали без происшествий, хотя и несколько беспокойно. Идем дальше и опять осматриваем берега на предмет подъем мачты. Во-первых, все же хочется выйти на "большую воду", а во-вторых наши опоры для мачт не расчитаны на болтанку. Первый же пролетевший на полном газу 40-футовый "кроссовок" заставил удерживать раскачавшуюся мачту всей командой. Крепления подтянули, но всякий раз встречали волну, стоя на палубе у мачты. Долго так не протянуть. Увы, с кранами в данной местности затруднительно. Была даже шальная мысль заякориться под конструкциями недостроенного грузового терминала в Лодейном Поле, подняв мачту вручную талями, но подойдя поближе, поняли, что железяка для нас, мягко говоря, высоковата. Не решал проблемы и кран в обстановочном участке. Делать нечего, проходим под лодейнопольским мостом и двигаем в Нижне-Свирский шлюз. Авось найдем кран в Свирьстрое. Попытку атаки с воздуха проигнорировли.







Дело, однако, к вечеру. Хорошо хоть шлюз, переспросив название лодки, принял сразу. Поблагодарил диспетчера за шлюзование и заодно поинтересовался возможностью заправки.
- А что же вы в Лодейном Поле не заправились?
- Были уверены, что в Свирьстрое хоть одна заправка, но есть!
- Нет, ближайшая - в Лодейном Поле, это 20 километров. Попробуйте ОС покричать в эфире, может помогут.
ОСка откликнулась, действительно заправить могут, но только соляркой. Веселенькое дело! Мачту не поставили, бензин кончается... Придется все же как-то возвращаться в Лодейное Поле, для чего высаживаем десант с канистрами на берег. Ребята возвращаются часа через полтора с полными канистрами и клочком бумаги с записанными телефонами: - На вот, звони, это крановщики! Набираю первый номер.
- Здравствуйте! Мне сказали вы можете краном помочь.
- Могу, а что делать и когда?
- Мы на яхте в Свирьстрое стоим, нам бы мачту поставить.
- А кому вы еще звонили с этим вопросом?
- Никому, ваш номер первым набрал!!!
- Да? Странно! А вот Василий Петрович уже собирается, движок вон уже прогревает.
- Какой-такой Василий Петрович?
- Крановщик. Ждите, говорит, что скоро будет.
Разговор состоялся в девятом часу вечера! Некий Василий Петрович, которого я знать не знаю (равно как и Василий Петрович не знает меня) без единого телефонного звонка, на ночь глядя, и без всяких гарантий, не оговорив даже гонорара, собрался ехать к неизвестно кому за 20 км ставить мачту!.. Ситуация чуть прояснилась когда ребята рассказали, что с просьбой съездить за бензином они тормознули "буханку", водитель которой... только-что приехал из Лодейного Поля. Водила моментально согласился, позвонил жене, предупредил, что задержится, и повернул машину в обратную сторону. По дороге (так есть хочется, что переночевать негде!) ребята обмолвились, что, мол, неплохо бы еще краном разжиться. И что вы думаете? Мужик достает телефон и начинает обзванивать всех могущих помочь друзей-знакомых. В итоге наши едва успели вернуться на лодку, а некий Василий Петрович в Лодейном поле уже грел мотор и был готов к нам ехать! Напоминаю, время - девятый час вечера! Срочно требовалось найти место у берега, куда могли одновременно подойти и яхта, и кран. Осуществив с помощью тузика экспресс-рекогносцировку местности, нашли одну-единственную подходящую площадку - стальной причал обстановочного участка. Вахтенный не возражал, но попросил согласовать с "начальством", которое в отпуске, но к счастью, проводит его дома, а дом - вот он, в 20 метрах от причала. "Начальство" дало добро и на швартовку, и на въезд крана и даже на стоянку у причала до утра. Минут через 30 приехал кран. Еще через 30 минут мы, довольные результатом, пожали друг другу руки. Ура, мы с мачтой, а Василий Петрович с горонаром, кстати, неожиданно умеренным - 3500 руб (причем это сумма с "премией", Василий Петрович изначально запросил меньше). Операция прошла без осложнений, разве что чуть повозились в каюте - мачту следовало пропустить через отверстие в столе и только потом упереть в киль. За отсутствием фирменной финской приспособы, ахтерштаг предварительно натянули лебедкой за грота-фал. Собственно установка мачты заняла 15 минут, а вот обтяжка такелажа и возня с мелочевкой продолжалась до полуночи. Время от времени припускал ливень и, несмотря на непромоканцы, все основательно промокли. Спасибо вахтенному - предложил подключиться к сети, так что ужинали и отмечали успех уже в теплой каюте под шелест электрообогревателя. Спасибо вам всем - добрые жители Свирьстроя!















Довольные собой и надежно ошвартованные у причала, спали как сурки, но в 7 утра были разбужены Санькой с Сашкой - в нашей команде пополнение, теперь нас шестеро. Сашка, едва спустившись в каюту, пулей выскочил обратно на причал - качает! - Однако, - думаю, - лодка-то едва пошевелилась, что же с ним будет на открытой воде? Но поздняк метаться - в команду зачислен, отступать некуда. Поселяем пополнение в носовую каюту, выдаем пачку "Драмины".
Ставим паруса, еще раз проверяем затяжку талрепов и наличие всех стопорных шпилек, доливаем чистой воды и отчаливаем. Цель на сегодня - прошлюзоваться в Подпорожье, успеть пополнить запасы бензина и харча.
До Мандрогов шли как по полосе препятствий - по всей поверхности воды тут и там ошметки плавающего торфа. Иные ошметки - вполне себе острова, с травой и кустами. Лавировали мы, лавировали и не вылавировали - на совершенно чистой воде случился "бумс". Наткнулись на что-то ощутимо массивное под водой, но наткнулись мягко - и скорость невелика и объект, очевидно, мягковат. Наверное, в океане яхты так же наезжают на китов, только киты после наезда норовят хвостом долбануть, а мы тихо-мирно набрали вновь скорость и почапали себе дальше. В Мандрогах появилась баржа с надписью "Причал для яхт", но мы дуем дальше. Делать нам в этой лубочной псевдо-русской деревеньке, кроме как спускать деньги, нечего, а бар мы свой собственный открыли, благо имелось еще чего порезать и чего откупорить.
Попробовали развернуть геную, полавировались чутка, но быстро нам это дело надоело - уж очень переменчив ветер, река узкая, много поворотов.









Про Свирь рассказывать особо нечего. Берег слева, берег справа - знай себе иди где-то между, жги бензин. Чем ближе к Подпорожью, тем меньше скорость. Под подпорожским ж/д мостом вспомнили Ивановские пороги - лодка встала. Но ничего, добавили газку и проползли на сей раз без помощи тузика. Ползли, правда, минут семь. Мужики в оранжевых жилетках на мосту, похоже, даже ставки на нас делали. Снизу поджимал сухогруз "Чапаевск", но мы ему не мешали и выскочили из-под моста чуть раньше. В надводный габарит вписались тютелька в тютельку - едва чиркнули по мосту тонким хлыстиком УКВ антенны. Шлюз помариновал минут 30 у стенки, но пустил с ближайшим же "пассажиром". Наблюдали как этот самый, резво выскочивший из-за поворота, "пассажир" судорожно тормозил перед разводным мостом шлюза. Со стороны смотрелось так, как будто развести мост попросту забыли, мы уже с ужасом ожидали столкновения, но пролет моста прошел буквально в 10-15 метрах от рубки теплохода. Теплоход вошел в шлюз, нас пригласили в камеру, но мост тут же стал закрываться. Наш высотный габарит я диспетчеру докладывал - оставалось надеяться, что диспетчер знает что делает. Диспетчер, как выяснилось, знала, но знание ее оказалось на грани катастрофы - за мост шлюза мы цапанули антенной весьма прилично. Между тем, наш высотный габарит я в тот момент знал весьма приблизительно. Случись ошибка на пол-метра - долбанулись бы мачтой. Но все хорошо, что хорошо заканчивается. 40 минут и мы в верхнем бъефе. Проходим подходной канал шлюза и швартуемся к причалу обстановочного участка. В 2003-м нас тут радушно приняли, продали солярки, пустили в баню. Место вроде знакомое, но что-то не то. Корабль распилили! В 2003-м тут стоял минный тральщик военных лет, пригнанный по репарации (вот он на фотке 2003-го года). Не сказать, что украшал местность, но и не портил. В брюхе тральщика расмещались мастерские. Кому помешал корабль - непонятно. Ладно бы распилили полностью, так нет - оставили уродливый обрубок. Теперь вместо мастерских - куча ржавого железа посреди техучастка. Местные рассказали, что разделке тральщик поддавался с трудом, поскольку для защиты от взрывов, днище, борта и даже стенки рубок имели бетонную заливку.
Путейцы как раз заканчивали работу и кто-то из них вызвался прихватить в город нашу группу захвата. Успели и за харчем, и за бензином. Ночевать отошли к противоположному берегу. Встали на якоря на 6-метровой глубине в стороне от судового хода. Купались под раскаты грозы.











Пройдя узкости за Подпорожьем (бывшие пороги, ныне затопленные), оказались на широких плесах, где ветер уже не метался как попало от берега к берегу. Раскрутили геную, заглушили движок, и так нам это понравилось, что чапали неспешно под парусом практически до Ивинского разлива. Солнышко появилось из-за туч, пиво из холодильника. Команда предалась азартным играм. Капитан тоже не устоял перед искусом и был замечен в прослушивании легкомысленной музыки. В общем, когда посреди разлива вся эта благодать неожиданно закончилась, солнце спряталось, пиво кончилось, наползло подобие тумана и заморосил дождик, мы, вдруг, поняли, что потеряли уйму времени. Завели движок, но поздно. Оставшийся до Онеги участок узковатой в этом месте Свири проходили в кромешной тьме, усугубленной дождевой дымкой. Спасибо электронным картам и картплоттеру - без них нервов было бы потеряно куда как больше!
Пока чапали, подслушали по рации прогноз погоды: дует до 19 м/с, волна до 2 метров - сегодня ночью и завтра днем.
До истока Свири добрались ближе к полуночи - дальше Онега. Последние метров 500 лодка имела ощутимую килевую качку - похоже и вправду в Озере прилично качает, отголоски и в Свирь заносит. Решаем подождать у моря погоды - для нас, чайников, двухметровая волна пока великовата. Сворачиваем направо в Онежский канал. Прижимаемся насколько можно к берегу, чтобы никому не мешать, и растягиваемся на якорях. Завтрашний день объявляется санитарно-бытовым.











Дрыхли до победного, очнулись ближе к обеду. Местность вроде знакомая, но чего-то не хватает. Вспоминаем, что стояло на мысу деревянное здание ГИМСа. Сгорело. Спасли лишь деревянный сортир. Некие инвесторы, якобы, начали строить в этом месте яхт-клуб, отсыпали берег камнем, да так и бросили. Внешне более ничего с момента нашего последнего пребывания тут в 2003-м не поменялось. Полученный вчера прогноз подтвердился - заметно задувало даже тут, в канале, лодка болталась на якорях. Окончательно утверждаю решение не рыпаться и посвятить день уборке и отдыху. Снаряжаем береговую партию за бензином, продуктами и водой, заодно даем задание разузнать про баню. С утра, как водится, искупались, но бани это не заменяет. В гальюне есть душ, но он холодный - бойлер, значившийся в перечне оборудования лодки, обнаружить не удалось. Есть разводка для горячей воды, а бойлера нет.
Два небритых типа с канистрами в руках привлекли внимание проезжавшего мимо на пикапчике-мицубиси дядьки.
- Парни, вы на заправку?
- Ага.
- Садитесь, подвезу!
Оказалось, что дядька - дачник из Питера. Купил дом-развалюху на внешней бровке Онежского канала и строит на его месте новый. Отвез наших ребят на заправку, подкинул обратно и пригласил в собственную баню.
С данным приглашением и с бензином народ вернулся на лодку. Сидим обсуждаем с чем идти в баню - приглашение очень кстати, но идти с пустыми руками в гости к незнакомому человеку не хочется. Подъезжает к борту моторка: - Парни, ну вы что, в баню-то пойдете?! Это наш новый знакомый с женой - поехали на рыбалку и зарулили к нам. Объясняют где лежат дрова, как топить печку, где включается насос. Баня через несколько домов вглубь канала, дверь, разумеется, не закрыта - идите и топите. Мы в некоторой нерешительности (как вот так вот прямо и идти в чужой дом в отсутствии хозяев?) и по мордам это, очевидно, заметно. - Давайте садитесь кто-нибудь в лодку, - все покажем. Сажают Андрюху в моторку, отвозят к бане и возвращают обратно, сами уходят на рыбалку. Да, чем дальше в глушь, тем проще люди!
Отправляем Сашек топить печку, а пока доделываем дела. С помощью найденного в рундуке поршневого трюмного насоса приспосабливаюсь перемещать содержимое бака унитаза в пустые 5-литровые бутылки из-под воды. Не самое аппетитное занятие, но зато найден способ решения проблемы дерьма. В завершении, стоя на ступеньке трапа, промываю насос за бортом и "бульк" - важнейшая деталь системы жизнеобеспечения выскальзывает из рук. Пока раздумывал нырять/не нырять, насосик скрылся в коричневой толще канальской воды. Издаю приказ: отныне гальюном пользоваться только для решения серьезных проблем, с малозначимыми - на корму.
Покончив с делами, идем партиями в баню, сначала Сашки-истопники, потом мы вчетвером. Баня, я вам доложу, высший класс! Стоит на узком перешейке между каналом и озером. Внутри запах сосны и долгожданный обволакивающий жар. Выскакиваешь из парилки в предбанник, открываешь дверь, а перед тобой - Онега! И корабли, и подсвеченные розовым закатом облака. И плюхаешься в мягкую онежскую водицу и дуреешь от ощущений. Последний раз ощущение полета после бани испытывал давным-давно. Очевидно из-за нерегулярного употребления банных процедур со временем это пропало и вот вновь: напарился, намылся, иду по тропке бережком канала и чувствую не иду - лечу!
Оставили в предбаннике на столике бутылку коньяку, ничего лучше не придумали. На лодке ждал накрытый стол. Все же повезло мне с командой. Может иные из них и мореходы никакие, но завтрак, обед и ужин блюдут строго, подгонять и напоминать не приходится!
Прослушали прогноз на завтра - ветер до 17 м/с, но более благоприятного для нас направления. Спали как убитые.





Встали с рассветом - только-только появилось солнышко над правым берегом Свири. Лодка относительно берега канала стоит уже иначе - значит ветер, как и обещано прогнозом, поменялся. Запрашиваю прогноз у Вознесенья-радио. Минут десять кричал (спят что ли?), наконец отозвался мужской голос.
- Что хотите, яхта?
- Нам бы прогноз уточнить.
- Готовы записывать?
- Готов!
- Я Вознесенье-радио, передаю прогноз погоды с (время/дата) по (время/дата) по реке Свирь и Онежскому озеру. Переменная облачность, без дождя, видимость 5-7 км, ветер западных направлений 12-13 м/с с порывами до 15 м/с, высота волны в южной части 1,2 м. Прогноз передал дежурный Сидоров. Записали?
- Записал.
- Подскажите, кто записал?
- Капитан Колесов.
- В озеро пойдете?
- Да, минут через 30 будем выходить.
- Хорошо, счастливого пути вам!
- Спасибо! И вам удачи!
К прогнозам тут относятся серьезно, никаких тебе "Да все в порядке, парни, ветер такой-то, волна такая-то, идите!" - нет, только по всей строгости. Наверное это правильно.

В последнее время команда взяла моду завтракать овсяной кашей. Заливают ее кипятком, швыряют туда сухофрукты, мед и прочее, что есть под рукой, говорят, что вкусно. Решаю и я поесть кашки. Мда, не сказал бы вкусно, но полезно однозначно - самая подходящая еда в ожидании морской болезни. Принимаю таблетку "Драмины" под кофе. Крепим тузик. Все, к первому самостоятельному парусному плаванию по "большой воде" готовы!
Заводимся, выходим из канала в Свирь и тут же в Онегу. Озера пока не видно - оно прикрыто мысом, соответственно волны нет, хотя ветер дует и дует действительно с удобного нам запада - это заметно по флюгарке. Вот позади приемный буй - это выход в Озеро, дальше плавучих навигационных знаков не будет. Скорость под мотором 9 км/ч. Разворачиваем геную. Лодка встрепенулась и заметно рванула вперед. Одновременно взвыл, оставшись без нагрузки, движок. Скидываю обороты до холостого хода, но ход не отключаю и мотор не глушу из-за перестраховки - все-таки обещают до 15 м/с и это наш первый опыт, мало ли что! С движком на холостых оборотах и полной генуей идем 12 км/ч! Постепенно берег за кормой превратился в черную полоску у горизонта. Вышли из-под прикрытия мыса. Сразу заметно усилилось волнение и ветерок ощутимо прибавил. Стало покачивать. Наблюдаю с волнением за Сашкой, испугавшимся "качки" у причала в Свирьстрое, - что же сейчас с ним будет? А ничего! Вполне себе здоров и весел! Просится даже покурить на корму. Отпускаю, предварительно заставив одеть спасжилет и пристегнуть к леерам страховочную "сбрую" - мы, конечно, не в море но "случаи бывают разные", лучше перебдеть.
Волнишка, меж тем, растет. Вот уже и легкие барашки побежали. Обещанной 1,2-метровой, впрочем, не видно, хотя время от времени лодку настигают одна-две "неправильные", более высокие, волны, сажают себе на спину, разгоняют до 17-18 км/ч и катятся с шипением дальше. А вообще скорость уже не опускается ниже 16 км/ч. Волны и ветер заглушают бормочущий на оборотах холостого хода движок - полное ощущение полета! Успокаиваюсь - у нас получается! Ветер, похоже, усиливаться более не собирается. Лодка отлично слушается руля (приноравливаюсь даже подруливать так, чтобы чуть умерить бортовую качку). Одна проблема: у нас два укачавшихся, и если один еще как-то походит на живого человека и даже нашел силы выползти в кокпит на свежий воздух, то второй, прикрыв подушкой голову, лежит пластом на койке правого борта в салоне и умирает. Ладно бы умирал у левого борта (мне от штурвала не видно)! Нет же, разлегся так, что только посмотришь вниз в салон и самого блевать тянет! А ведь и в самом деле начинаю ощущать признаки нехорошести - в пот что-то начало кидать, ладошки потеют. "Драминой" питаться больше не хочу - от нее дюже в сон клонит. Заказываю с камбуза баночку холодненького пивка и соленую рыбку. Выдают незамедлительно. Употребляю неспешно одно под другое и - помогло!







Только начинаю входить во вкус, как южный, правый для нас, берег постепенно приближается. Вот и маяк на мысу, прикрывающем устье реки Вытегры. Еще минут сорок и озерное плавание благополучно заканчивается. Вновь вокруг тросниковые берега и коричневая вода (только в Вытегре она еще и мутная). Укачавшиеся ожили, заползали, заулыбались и даже хряпнули со всей командой по рюмочке: Ну, за Онегу! Только начинаю входить во вкус, как южный, правый для нас, берег постепенно приближается. Вот и маяк на мысу, прикрывающем устье реки Вытегры. Еще минут сорок и озерное плавание благополучно заканчивается. Вновь вокруг тросниковые берега и коричневая вода (только в Вытегре она еще и мутная). Укачавшиеся ожили, заползали, заулыбались и даже хряпнули со всей командой по рюмочке: Ну, за Онегу!









К первому шлюзу Волго-Балта подошли после полудня. Запрашиваюсь на шлюзовку. Диспетчер интересуется регистрацией лодки. Отвечаю как есть - нет регистрации, только растаможились, идем домой. Такой ответ тоже годится, нас просят лишь подождать. В ответ на вопрос: А куда нам можно приткнуться? - уже другой голос советует встать у причала нефтебазы. Так и делаем, сворачиваем влево в сторону Вытегры и привязываемся к забору нефтебазы. Приготовились было загорать, но довольно скоро, минут через 30, диспетчер пригласил на шлюзовку. В шлюзе были втроем - вместе с нами еще "грузовик" и 25-футовая "Бенетошка" - это ее капитан подсказал нам причал нефтебазы. Оказался соседом - базируется в соседнем клубе. Идут вдвоем с супругой. Озеро пересекали вчера, шли с севера и попали в то самое дутье, которое мы переждали. Вымотались, говорит, так, что завалились спать и вот только-только пришли в себя. Представляю как им досталось - лавироваться против сильного встречного южного ветра более 100 км! У нас по сравнению с ними - размеренное курортное плавание.
Все шесть шлюзов онежского каскада прошли без проблем и приключений, на что ушла вся вторая половина дня. Пару раз пришлось подождать встречных судов и вообще, шлюзы Волго-Балта не из самых быстрых. В итоге в Ковжу из шестого шлюза вышли уже в сумерках. Слева по ходу на выходе из шлюза - старая причальная стенка. Когда-то мы стояли тут на "Не Валяее". Запрашиваю у диспетчера разрешение переночевать здесь же.
- Пожалуйста, стойте, только тут вас течение будет валять, чуть дальше есть удобный заливчик.
- Ничего, привяжемся крепче.
- Ну дело ваше, стойте.
Так и сделали. Перевесили все кранцы на один борт и хорошенько зацепились за торчащие из бетона разнообразные арматурины. Вытащили на стенку генератор, чтобы не раздражал гудением на палубе. Шлюз активно работал всю ночь, но ни разу его работа нас не побеспокоила. "Большие" корабли к старой стенке не лезут - тут для них глубины маловато.









Утро встретило обложным дождем и довольно свежим ветерком, заметным даже тут, в канале. Это было самое нудное и неуютное плавание. Лодка без отопителя, сырость проникает всюду, кроме того, из-за постоянно моросящего дождя приходилось держать открытой центральную прозрачную секцию тента - замучились протирать ее каждые пять минут. Холод пробирает до костей. Команда разыскала в рундуках какую-то америкосовскую игру и увлеченно кидает кости, отвлекаясь лишь на нарезку закуски. Слава богу, капитана не забывают, стаканчик с бутербродиком подают наверх регулярно. Движение в Ковже интенсивное, в иных местах "грузовики" идут "паровозиком", отваживаясь даже на обгон. Волоков и Анненский мосты развелись по запросу по рации. Волоков, правда, побрюзжал по поводу того, что мы подошли минут через 10 после предыдущего "грузовика" и, типа, мост - не дверь, чтобы ежеминутно распахиваться. Но ничего, распахнулся и пропустил. Что не может не радовать: были замечены обширные земляные и землечерпательные работы - русло расширяют и спрямляют.











Была надежда, что к обеду хмарь разгонит, но вышло обратное, с погодой становилось все хуже и хуже. По верхушкам деревьев было видно, что "на воле" дует и дует все более прилично, что и подтвердилось когда вышли на относительно открытую местность на подходе к Белому озеру. Засвистело в такелаже. Волны, конечно, не было (тут ей еще негде разгуляться), но ветер валил лодку дуром, по поверхности воды стелились полосы пены. Нет, это не наша погода! Да и дело уже к вечеру, на переход по Ковже с нашей скоростью ушел весь день. Решаем, что благоразумней будет переждать и сворачиваем в Белозерский обводной канал. В канал приходится заходить, имея ветер точно в борт, в итоге лодка идет боком, с рулем, положенным градусов на 10. В канале встречаем уже знакомую нам "Бенетошку", еще одну московскую яхточку ("Сетунь") и водоизмещающий катер "Дед". Все ждут погоды, ну и мы подождем за компанию. Пока готовится ужин, прямо из-за борта пополняем водяной бак. Вода в канале чище, чем в Ковже - тоже коричневая, но без глинистой взвеси. Перед сном усмиряем неистово колотящиеся на ветру фалы, оборачивая их вокруг мачты. Авось к утру поутихнет!











С утра безрезультатно пытаюсь запросить прогноз у диспетчера Белозерска. Наша портативка не добивает. То же самое делает катер "Дед". Кажется у него получается. Прошу поделиться прогнозом, но так толком ничего и не понимаю. "Дед", снимается с якорей и движется на выход из канала, что косвенно подтверждает более благоприятный, нежели вчера, прогноз, но, на всякий случай дозваниваюсь до Волго-Балта, узнаю телефоны их Череповецкого отделения, там, в свою очередь, дают еще какой-то номер и, эдак примерно через "седьмые руки", дозваниваюсь до Белозерска. - А, яхты! Знаем, знаем! Нам доложили, что вы в канале стоите. Прогноз нужен? Записывайте!
Прогноз, по словам диспетчера, более благоприятный чем вчера, но настораживающий для нас - ветер до 17 м/с, волна до 1,5 метров. Признаюсь, мелькнула крамольная мысль пойти каналом, но решение все-таки было принято в сторону озера - яхта мы, наконец, или плоскодонка мазутная?! Благо и ветер, хоть и весьма свежий, но вновь обещан с благоприятного направления - должны пройти все озеро в бакштаг одним галсом. Пока греется двигатель, уже традиционные кашка и "драмина" под кофе. Внешне погода практически не изменилась. По прежнему свистит в снастях, гнутся верхушки деревьев на берегу. Но решение принято. Выходим.
Подуло практически сразу. Раскручиваем геную и тут же глушим мотор - после Онеги уверенности в собственных силах прибавилось. Скорость порядка 12 км/ч и это под одной только генуей да еще под прикрытием берега. Поразил цвет воды - насыщенный мутно-коричневый. Вспомнил как весной 2003 года мы любовались Белым озером с бровки канала - вода была абсолютно прозрачной!
Проходим рейд грузовых судов (отстаиваются тут на якорях в ожидании разрешения войти в Ковжу), левый берег отступает все дальше и уже не прикрывает нас от ветра. Стала ощущаться волна, но идем пока стабильно. Скорость подросла еще на 1,5 км/ч. Отвыкши уже от такой прыти, получаю огромное удовольствие от рулежки. Лодка буквально рвется из под нас, чутко реагируя на перекладку штурвала. Шкот натянут струной, подобрать его даже лебедкой удается с трудом.
Электронные карты на Белое озеро у нас отсутствуют, но нужды в них особой нет. Озеро круглое как блин. Пересечь его надо по прямой с северо-запада на юго-восток. Фарватер размечен полосатыми осевыми буями. Весь путь - 46 км. 9 буев - по бую на каждые 5 километров. Говорят, ночью и в тумане трудно бывает найти вход/выход из озера, но днем особых трудностей в навигации быть не должно.
Примерно через час хода вдувает уже по-взрослому. Ветер порывистый, время от времени прикладывает нас весьма крепко. Скорость местами доходит до 15 км/ч. Шарик кренометра болтается между 15 и 20 градусами. В какой-то момент я запаздываю на штурвале, одновременно порыв ветра совпадает с проходом очередной "неправильной" волны. Лодку резко приводит. Кренометр зашкаливает за 30 градусов, снизу доносится звон и грохот, подветренная часть палубы погружается в воду. Пытаюсь еще больше довернуть руль, но штурвал как-будто заклинило. Рву его что есть силы, лодку еще немного кренит, паруса сбрасывают часть тяги - выправляемся. В левой руке тупая боль - кажется потянул.
Очевидно, с нашим опытом, мы на грани разумного. Решаем уменьшить площадь генуи. Обезветриваем ее и подкручиваем на закрутку. Вот так совсем другое дело! Штурвал сделался заметно легче и болтает не так сильно, хотя волнишка потихоньку продолжает расти и к середине озера достигает честных полутора метров. Временами мы оказываемся аккурат между двумя "ненормальными" волнами и ничего вокруг, кроме воды, не видно. Замечаю как ветер подхватывает брызги из под форштевня и несет их какое-то время параллельно воде. Буев друг от друга уже не разглядеть. Дойдя до очередого, остается только держать правильный курс - следующий буй покажется только километра через 1,5-2. С зарифленной генуей скорость продолжает расти. - Надо бы еще подкрутить, - успеваю подумать, - как вдруг лодка срывается в очередной привод и чуть ли не ложится парусами на воду. Внизу вновь что-то грохочет и разносится запах бензина - сорвался в места и улетел генератор в моторном отсеке. Выправляемся, еще больше скручиваем геную. Внизу умирает Сашка и, похоже, в отличие от Онеги, умирает всерьез. Выблевал все, что смог, но рвотные позывы не утихают, продолжает корчиться в судорогах, лицо серое, глаза оловянные. А вот Саньке (второму, тому, что "укачался" у причала) - хоть бы что! Ухватился в салоне за мачту и поручень на входе и подрабатывает матерью Терезой - подносит Сашке тазик. Мне на это дело глядючи, тоже плохеет, но панацея уже известна - запотевшая баночка и вобла выдаются по первому требованию.
Просыпается рация, диспетчер Белозерска просит все суда внимательней смотреть по сторонам. Накануне в озеро вышел "Прогресс" с двумя мужиками и до сих пор о них ни слуху, ни духу. Становится слегка не по себе. Неужели случилось худшее?
Меж тем, команда разглядывает в бинокль седьмой по счету буй. - Сань, потерпи еще чуть-чуть, два буя осталось до тихой воды! С повторно зарифленным парусом мы идем достаточно стабильно, на привод тянет, но не так чтобы сильно. Волна вот только великовата - как ни старайся, а качки избежать не получается. Сашка нам не верит и ни на что уже не реагирует. Честно говоря, уже всерьез боюсь за него - не случилось бы чего, к примеру, с сердцем - ишь как наизнанку выворачивает парня!
Какой-то буксир с груженой лесом баржей, запросив у идущих судов фактическую погоду, объявил, что в озеро не пойдет и встанет на якоря в Шексне. Ужель и вправду серьезно дует и не страхи все это наши "чайниковские"?
Но вот и восьмой буй уплыл, приплясывая, за корму. Сквозь дымку впереди показался юго-восточный берег. Еще немножко вперед по курсу и уже можно разглядеть в бинокль очертания затопленной церкви Крохино. Девятый буй позади. На подходе к Шексне волна поумерилась, но стала какой-то особенно короткой и злой. В реку влетаем под парусом. Моментально появляются рюмки и закуска - ну-у, за переход! Спасибо тебе, Белое озеро, теперь мы уверены в своей лодке!















Ночевали у острова, не доходя до Гориц (Никулина гора, кажется называется, надо в лоции уточнить). Приличная глубина практически до берега, так что подтянулись вплотную к острову, чтобы не смущать идущие по фарватеру суда. Утром следующего дня добежали до Гориц. У Сашек кончается отпускная неделя и надо как-то эвакуироваться. Поначалу предлагал везти их до Череповца, но поиск в интернете подсказал, что лучше это делать через Вологду. Из Гориц автобус ходит в Кириллов, из Кириллова в Вологду. Встали на растяжку у стен монастыря. Тут же встретили уже почти родную "Бенетошку". Вместе с Сашками решает сбежать и Пашка. Похоже Белое озеро доконало его, а разговоры про предстоящие 120 километров Рыбинки при том, что погода, похоже, в лето уже не вернется, укрепили в решении. Не отговариваем - плавание должно быть в удовольствие. Отвозим отъезжающих на берег, посещаем продуктовую лавку и монастырь (там ключик с питьевой водой). Часам к 12-ти снимаемся вниз. Ветер, по сравнению с вчерашним, поутих, но погода все такая же мерзкая, то дождь, то морось. Честно говоря, рассказывать про путь до Череповца нечего. Шли под мотором, лишь в Сизменском разливе заглушились и поставили паруса. Впервые поставили и геную и грот. Лавировались в пределах судового хода на полных курсах (разлив широкий, но всюду торчат затопленные елки, судовой ход - метров 200-300). Честно говоря, так и не понял, добавил ли нам грот скорости? Андрюха, стоявший на руле, заявил, что лодку стало легче держать на курсе. Не знаю, не знаю. Вот то, что, увлекшись, пару непроизвольных фордаков словили - это факт. Слава богу ветер был не вчерашний, обошлось без происшествий, если не считать того, что в попытке экстренно выбрать гика-шкот я сунул палец в блок, закровянил палубу и собственные штаны. На выходе из разлива случилось еще одно чисто парусное происшествие, рассказывать о котором стыдно, но которое поумерило нашу, уже успевшую развиться, самоуверенность, наглядно продемонстрировав наш реальный парусный опыт. Ночевали, пройдя пристань Ирму. Свернули в реку Ирдомку и, пройдя вверх метров 800, встали на два якоря носом в берег. Глубоко, тихо, лес на берегу - отличная стоянка.
На следующий день прошли Шекснинские шлюзы. Догнали там яхту "Сетунь" и вместе с ней часам к четырем дня добежали до Череповца. Поднялись метров 300 вверх по Ягорбе. Сгоняли за бензином и продуктами, прослушали прогноз погоды на завтра: северный ветер до 12 м/с. Волну в южной части, надо полагать, раздует приличную, но зато ее направление сулит быстрое и комфортное плавание. Решаем ночевать на подступах к Рыбинке в бухте Рощино. Бухта эта на самом деле устье затопленного ручья. Небольшая по размерам, но тихая и уютная. С одной стороны - пионерлагель, с другой - сосновый лес. Что удобно - встал утром и ты в водохранилище, не надо тратить лишний час, чапая от Череповца, тем более, что в Череповце все равно встать на ночь негде. Надо лишь помнить, что летом в Рощино ходит метеор, и становиться подальше от причала, чтобы не мешать ему разворачиваться и швартоваться.
Купались, пугая пионеров дикими криками - все-таки водичка уже того, не курортная.

















Ночью раздуло, застучали, мешая спать, фалы, но утро, вопреки ожиданиям, встретило солнцем и тихой погодой. Не успел вскипеть чайник, как буквально на глазах со стороны Череповца покатилась стена тумана. Минут через 10 мы уже не видели, не то, что водохранилища, но даже берегов крохотной бухты Рощино. Делать нечего, неспешно пьем кофе, ждем погоды. Хоть какая-то видимость появилась минут через сорок. Греем движок и выползаем на судовой ход, ориентируясь преимущественно по плоттеру - буев практически не видно. Неприятно поразила электронная карта Рыбинки - невязка, по моим прикидкам, составила от 100 до 200 метров. На открытой воде не страшно, а вот на выходе из Рощино зарулили чуть в сторону и ползли, местами имея меньше метра под килем.
Видимость потихоньку улучшалась, но туман никуда не исчез - он катился впереди нас плотным густым валом в сторону водохранилища. Зловещая, доложу я вам, картина! Ждали обещанного ветра, но так и не дождались. Туман, ушедши километров на 10 вперед, рассосался. Солнышко, несильный ветерок сначала с севера, а к концу дня все больше с востока - с такой вот откровенно пляжной погодой и пересекли мы Рыбинку. Шли неспешно под парусами около 10 часов. Загорали, спали, причащались в судовом баре и вновь спали. Часам к пяти вечера пересекли открытую часть водохранилища. Поняли, что движение в таком темпе светит ночевку на открытой воде, убрали грот и завели в помощь генуе двигатель. Так, комбинированной тягой, делая примерно 11 км/ч, пробежали оставшуюся часть пути. Ночевали возле одного из островов на входе из водохранилища в Волгу.















Засим рассказ о путешествии можно считать завершенным. Волгу и Канал прошли буднично, если не считать недоразумения на дубнинском шлюзе, отказавшимся пустить нас без предварительной регистрации. Для получения оной предлагалось высадиться на стенке шлюза и проникнуть тайными тропами со всеми документами к тетеньке, ведущей журнал регистрации. По рации нас предупредили, чтобы высылали на шлюз "кого-нибудь помоложе", поскольку "у нас там заборчик, через него перелезть придется". На поверку "заборчик" оказался забором метра под два с половиной с полуметровой длины острыми стальными пиками по верху. Мда, думаю, забыли предупредить, что надо быть не только молодым, но еще и трезвым, ну или, на крайняк, многодетным отцом - в случае чего не так обидно будет. На всякий случай уточнил у диспетчера шлюза по рации, уверен ли он, что перелезть следует именно через этот устрашающего вида забор? - А что вы хотите, чтобы я вышел и перенес вас? - спросил в ответ ехидный мужской голос.
Прошедши мимо пустующей будки охраны, при полном безразличии со стороны персонала исследовал все закоулки на шлюзе, но где живет тетенька с журналом, так и не нашел. Вызвал ее по рации - вышла встретила. Очень извинялась. Видно было, что ей действительно стыдно за такое отношение к людям, но изменить она ничего не в силах - приказ из Москвы. Борются, оказывается, таким образом с террористами. То есть, перемахнул успешно через забор - честный человек! Зацепился промежностью - террорист, и, стало быть, так тебе и надо!













Продолжение >>>

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 18 марта 2010 | Просмотров : 8705

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU