Навигация
Реклама
Путешествие Мичиган-Хельсинки-Москва Путешествие. Часть 7
10 Августа. После более чем недельного простоя так приятно отправиться дальше! Хлебнуть кофейку, пока греется движок понаблюдать за ползущим над водой туманом, ну вот - пора. Плавно давим рукоятку реверса, звук мотора меняется на приятное глухое бу-бу-бу, лодка отваливается от причала, медленно разворачивается и направляется к выходу из рабочей гавани Центрального яхт-клуба. Секунды помедлив, вздрагивает и припускает следом тузик. Скорей, скорей отсюда, от грязи и скрипучего причала на речные просторы!





Я знал про сильное течение в Неве, поэтому скорость 7 км/ч с тузиком за кормой удивления не вызвала. Увы, оказалось, что это только начало. Уже в районе Петропавловки мы едва обгоняли неторопливых пешеходов (5 км/ч на плоттере).





Рано утром в понедельник движения на Неве практически не было. Пролетел попутным курсом лишь один метеор. Везде, где можно, мы шли пролетами мостов, специально предназначенными для маломеров, поэтому ни мы никому, ни нам никто не мешал.





Чем дальше движемся, тем меньше скорость. Вот уже и 5 км/ч в радость. Практически ползем, питерские архитектурные изыски успевают поднадоесть пока картинка, наконец, сменится. Говорят, что это из-за полноводного года - много дождей, уровень Ладоги высок и течение в Неве быстрее обычного. Начинаю подумывать об Ивановских порогах - что же будет там?





Команда увлечена фото- и видеосъемкой, а мне такое ползучее движение начинает потихоньку надоедать.





Одно радует - движок после замены свечей и проводов работает значительно ровнее, хотя, конечно, бензинка - есть бензинка, звук работы мотора гуляет, меняется даже при пересечении струй течения. Волей-неволей ко всем этим звукам и отзвукам прислушиваешься, вздрагивая всякий раз при появлении незнакомых интонаций мотора.





Ближе к полудню погодка повеселела, хмарь молочно-серая развеялась, солнышко выглянуло. Вот только скорость наша все больше не радует. Местами уже 3 км/ч несемся. Чтобы хоть что-то выгадать, пробую прижиматься к берегу - помогает слабо. Попробовали подтянуть тузик вплотную, полностью приподняв его переднюю часть над водой. Надеялся снизить таким образом сопротивление движению, но результат вышел обратный - потеряли сразу 0,5 км/ч - для нас это уже огромная потеря. Пришлось вновь отпустить тузик на длинный поводок.





Так и чапаем, вдоль бережка - все же на 0,1-0,3 км/ч больше выходит. На подходе к очередному мосту нам навстречу прет катер-буксир с понтоном, полным дров, за кормой. - Ну куда ты прешь-то не по своей стороне фарватера! Мы уже чуть ли не по берегу идем, а все равно с тобой еле расходимся! Рация включена, но он молчит и я молчу. Про себя, правда, крою его, дурака, на чем свет стоит. Кстати, что это за мост? Глянем-ка в лоцию! Ага, мост, Володарский, а дурак - я сам, а вовсе не встречный буксир! Он-то как раз по своей кромке идет! Оказывается из-за высокой скорости течения и поворота реки перед мостом, фарватер для судов, идущих сверху, отнесен тут к левому берегу - с тем, чтобы катящимся сверху пароходам проще было заправляться в поворот. Лоция у нас шестидесятых годов издания, а вот, поди ж ты, и в нее полезно иногда посмотреть! Рядом идущие суда тоже подсказкой послужить могут. Лишь едва разойдясь с катером, обратил внимание на идущие в совершенно другой пролет моста спарку обстановочных буксиров и катерок на подводных крыльях.





Сместились к "своему" берегу. Нева из-под моста прет стремительными струями. На подходе к мосту плоттер показал 2,22 км/ч, в пролете под мостом - 0,00 км/ч... Одна минута, вторая, пятая - все же ползем, если приметить какую-нибудь точку на устое моста, видно, что сантиметрами, но продвигаемся. Кое-как проползли. Вовремя - снизу в тот же пролет летит "Метеор". Скорость потихоньку увеличивается и замирает на средней отметке 1 - 2 км/ч... Красоты по берегам остались за кормой. Теперь вокруг все больше облезлые панельные жилые дома и промзоны. Скорости нет, ветра нет, взгляду зацепиться не за что, солнце жарит. Команду сморило. Я, глядя на команду, держусь из последних сил.





Но, как бы там ни было, движемся вверх, медленно, нудно, но верно. Вот уже и мост кольцевой дороги показался. Ща обгоним вот эту баржу с песком под разгрузкой у берега и на промежуточный финиш - прощай Питер! Вяло ползут минуты. Вот мы уже в районе носовой части баржи. На плоттере 0,00 км/ч. Пробую забрать влево-вправо - появляется скорость: 0,10 км/ч - в обратную сторону... По примеру катерка, резво (по сравнению с нами) бегущего вверх слева по борту, смещаемся к правому берегу - пошли!





Питер взят! Уже хорошо! Но успеем ли засветло дошкандыбать до порогов? Все больше сомневаюсь. Прошли Усть-Ижору, посмотрели на мостик, через впадающую тут в Неву речку Ижору. На этом мосту питерские яхтсмены обычно ставят мачты - поднимают их вручную с моста. Мы же решили не экспериментировать и не терять время. Пройдем пороги - будем искать кран. Скорость в очередной раз скатилась к 0,00 км/ч. Уходить к какому-то берегу бесполезно - река на этом участке прямая и все больше похожая на горный ручей. Вода бурлит по всей площади поверхности. Лодку водит из стороны в сторону - штурвал нельзя оставить ни на секунду. Если это не пороги, то что же творится там? Окончательно встав на месте, принимаем решение избавиться от тузика. Андрюха прихватывает канистру бензина и спускается в надувнуху - пусть идет своим ходом, нечего у нас скорость отъедать! Помогло, "разгоняемся" до 1,5 км/ч!





Пороги где-то рядом. В рации слышны переговоры судов, идущих сверху.
- "Ивановское-3" (это позывной диспетчера порога), теплоходу ХХХ, разрешите спуск!
- Теплоход "ХХХ", "Ивановское-3", спуск разрешаю.
И через буквально считанные минуты:
- "Ивановское-3", теплоход "ХХХ", спуск закончили, спасибо!
С какой же скоростью они там летят?!! Вот, еще и "Метеор" несется! Откуда он взялся, не докладывал же в эфире?!. Двумя минутами позже "Метеор" становится громадой-танкером типа Волго-нефти, вываливающимся по стрежню с порогов... Следом за ним в буквальном смысле летят еще несколько штук. Мда,.. не не поселиться бы нам тут под порогами на жительство!
По инструкции, полученной от нашего коллеги Compass'а, загодя (в районе деревни Пирогово) вызываю "Ивановское-3". Выясняется, что нам повезло и в ближайшее время сверху судов больше не будет. Для экономии времени, на порог решаю заходить в обход - взводным фарватером, проложенным для таких же немощных как мы вдоль левого берега. Диспетчер порога дает добро - взводной фарватер обставлен вешками и годен для движения.
Решение оказалось правильным - по взводному полетели до 7 км/ч. Андрюха на тузике отстает (надо заправиться), а мы, запросившись еще раз у диспетчера, "подходим к снаряду" - вываливаемся на порог, врезаясь в поток чуть правее от стрежня. Скорость мгновенно падает до нуля, как будто законы инерции тут не действуют. Прибавляю газу до 2700 (обычно идем 2500) - на плоттере в окошке "скорость" нули, но, вроде, чуть-чуть все же движемся относительно берега. Пять минут движемся,.. десять,... присматриваюсь - стоим на месте! Иллюзия движения от того, что струями бешеного течения мотает из стороны в сторону. Прибавляю еще 100 об/мин (движку 30 лет, дать полный газ боюсь!). Есть скорость! Но что за хрень? Лодка явно пятится назад! Еще плюс сотня оборотов - закрепили позицию, стоим... Осталось испробовать последнее средство. Подлетает на тузике Андрюха, упирает надувнуху носом нам в корму и дает полный газ. Поехали! Скорость - 0,00 км/ч, иногда - 0,1 км/ч, но берег все же ползет нам за корму, значит все-таки поднимаемся! Справа по ходу вода кипит на камнях.
- "Ивановское-3", яхте "Се Лямур"!
- Слушаю, яхта!
- Мы практически стоим, не попробовать ли нам сместиться влево?
- Да, яхта, давайте-ка левее!
Уходим под правый берег. На плоттере появляются устойчивые 0,1 км/ч - вот теперь действительно идем!
В общей сложности проход слива порога (100 метров) занял около 40 минут. Прошли вовремя - сверху уже катился очередной "грузовик". Задержись мы в пороге еще на 10 минут, и встретились бы с ним в самой стремнине. Странно, но никаких переговоров в эфире слышно не было и никаких предупреждений о встречном судне от диспетчера мы не получали.





Думали, все позади, но следующие 3 километра после порога тоже дались с великим трудом. Лодка едва выгребала против бешеного потока. Пару раз снова пришлось подталкивать ее тузиком. А я-то надеялся, что подпор порога снизит скорость реки! Вызываю диспетчера, спрашиваю, неужели до самой Ладоги так будет? Да, отвечает, еще и на Кошкинском фарватере против течения телепаться будете! Звоню другу в Москву - успокаивает: - Не волнуйся, еще пяток километров и течение станет медленнее. Надеюсь! А пока едва доскрябали до острова с дивным названием Главрыба. Решаем остановиться тут на ночь. С нашим темпом передвижения до Ладоги сегодня не дойти, а будет ли возможность удобно встать на ночь - неизвестно. Залезаем в узкую протоку между островом и правым берегом. Далеко не пройти - через протоку низкий мост, но стоянка вполне комфортна, главное тут нет течения, лодка спокойно стоит врастяжку на двух якорях. Искупались, поужинали, подлечили нервишки красным сухим. Засиделись до поздна, наблюдая как в сотне метрах от нас пролетают вниз по реке огни судов. Кабы не знать, что река - полная иллюзия автострады!





Собственно, на Ивановских порогах приключения закончились. На мель нигде не садились, бревен не ловили, в ураганы не попадали. Чапали и чапали себе тихо-мирно.

11 августа, вторник. Продрыхли у Главрыбы до 8 утра. С якорей снялись в десятом часу. Главной задачей на день объявлена установка мачты. Прогноз обещает идеальную для выхода в Ладогу под парусом погоду. Переменная облачность без дождя, ветер юго-западных направлений до 7 м/с - пройдем озеро в бакштаг, не меняя галса! Недалеко от места ночевки приметили баржу с автокраном посредине. Мелькнула мысль подойти с вопросом о мачте, но не стал - мужики, вроде, делом занимаются, какие-то работы водолазные под ж/д мостом готовят. Решил не беспокоить. Напрасно! Возможно это и был наш шанс.
С трудом догребли от Главрыбы до моста. Дальше пошло веселее, еще пара километром и вот они, долгожданные 5 км/ч - несемся! Река широкая, вода зеркальная, буруны пропали, лодка идет ровно как по линейке. Идем, высматривая любые признаки подъемной техники по берегам. Нашли! Какая-то промзона справа по ходу. Портальный кран рядом с водой и автокран невдалеке, в воде ведет добротный асфальт. Швартуемся к причалу, благо запрещающих надписей нет. Иду договариваться. Нам, мол, мачту поднять-опустить, всей работы на 15 минут, плачу сколько скажете. Водила крана отнеся дружелюбно - нет проблем, сейчас только механика предупрежу. Отлично! Присаживаюсь на пенек. Минут через пять вижу идут быстрым шагом ко мне два мужика - водила и кто-то второй. Вид у водилы какой-то смущенный. У второго глаза на выкате, рожа красная и чуть ли не слюна капает.
- Вы что тут делаете?
- Гм, в смысле?
- Кто позволил?
- Что именно позволил?
- Кто санкционировал ваш подход к причалу?
- Я сам санкционировал. Причал свободен, запрещающих надписей нет.
- Уходите немедленно, пока не началось!
- Что вообще случилось? Что не началось?
- Вы не понимаете вообще, что делаете и что сейчас может случиться, уходите немедленно!
- Гм, но я действительно на понимаю, что мы такого совершили!
- Вы попробуйте вот так же подойти к Невскому заводу - поймете!
- А при чем тут Невский завод? Мы к вам подошли. Увидели кран и подошли. Что вы так нервничаете-то? Нам всего-навсего на 15 минут помощь крана нужна. Я готов компенсировать издержки хоть налом, хоть в кассу.
- НЕМЕДЛЕННО ПОКИНЬТЕ ТЕРРИТОРИЮ!
Рожа у механика к тому времени сделалась пунцовая, показалось еще чуть-чуть и с ним случится припадок. Водила отошел в сторонку и делал вид, что смотрит на реку. Абсолютно ничего не понимая в происходящем, понимаю лишь одно - делать нам тут больше нечего. Отшвартовываемся и пилим дальше.
Следующая попытка тоже не увенчалась успехом. Не доходя до Новоладожского моста, встретили масштабную стройку прямо на берегу и тут же очень удачно заприметили сразу две автозаправки буквально в 150 метрах от воды. Высаживаемся на тузике. Народ идет с канистрами за бензином, а я на разведку за краном. Нахожу прораба. Оказывается строят яхт-клуб. Капитально строят - спуск к воде отрыли, забетонировали. Техники куча, но крана нет. Хоть бензином затарились под завязку.
Идем дальше. Вот он, тот самый Невский судоремонтный завод. Прямо на территории - плавучая заправка. Швартуемся, доливаем бак под горлышко. Прошу разрешения постоять пол часика у заправки - пожалуйста стойте. Иду в контору. - Здравствуйте, у вас автокраны есть?
- Есть, только они за пределы завода выезжать не могут.
- Мы тут у вас на территории, у заправки стоим, нам бы мачту поставить, работы на 15 минут.
- Пишите заявление, завтра директор его рассмотрит, если одобрит, оплатите 4 часа работы крана и делайте с ним что хотите.
- Мне бы сегодня и на 15 минут. Плачу сколько нужно.
- Нет, только через директора, он завтра будет.
Время - начало пятого. Похоже Ладога накрывается медным тазом. Положение спасает дядка, отловленый в гараже завода. Кран, говорит, есть в местном техучастке, причем кран стоит над водой - как раз то, что вам нужно, вот запишите мобильный крановщика. Записал, звоню, представляюсь, говорю про мачту, про 15 минут и про "цена - ваша".
- Не-е-е! Я уже дома. (Городок Петрокрепость - 15 минут неспешным шагом в любой конец)
- Понял вас, готов компенсировать неудобства дополнительной премией.
- Не-е-е, я уже дома, никуда сегодня не пойду.
- Хорошо, а завтра?
- Ну а что завтра? Звоните, посмотрим.
- Хотелось бы быть уверенным. Могу я на вас рассчитывать?
- Вы звоните завтра, а там посмотрим...





Российская глубинка в нищете и без работы? Ну да, ну да! Впрочем, не хотите денег и ладно! Ждать у моря погоды в виде директорского соизволения или милости крановщика совершенно не хотелось. Увы, Ладога, не судьба нам познакомиться с тобой, но это повод вернуться, а пока идем в обход! Любуемся издалека на крепость Орешек и втягиваемся в Ново-Ладожский обводной канал. Предварительно запрашиваю диспетчера и, после доклада о длине-ширине-осадке, получаю добро на проход. В 2003-м из-за этого канала мы не смогли дойти на "Не Валяе" до Питера - вода стояла рекордно низкая и плавучие разводные мосты на канале легли на прибрежные отмели, наглухо перекрыв судоходство. Нынче же воды явно больше нормы - притоплены прибрежные кусты и трава. Канал даже углубляют - на выходе из города встретили работающий ковшовый земснаряд.





Сколь очевидным не казалось решение идти каналом, настроение у экспедиционеров подавленное - все же хотелось очень на большую воду! Но ничего, неброская красота канала вскорости развеяла тоску. Близ города нас еще догоняли катера с воднолыжниками на хвосте, но чем дальше в канал, тем тише становилось вокруг. За вечер удалось пройти около 40 км. На ночь просто приткнулись к камышовой бровке в удобном месте, в первый раз практически оценив явное преимущество на ВВП яхты-компромисса. Купались. Коричневая торфяная вода канала лучше прогревается солнцем и значительно теплее, чем в Балтике и Неве.





В описании Ново-Ладожского канала часто можно встретить оценку "скучный". Не знаю, кому как, а мне лично он понравился. Паруснику тут может и не место, а для моторки - идеальный путь из Невы в Свирь. Тихо, спокойно, красиво. Лишь несколько разводных мостов могут нервы подпортить. Один из них частный, точнее общественный - в поселке Черное. Как разводят частный мост - непонятно. Мы поступили обычным путем - подошли вплотную и требовательно погудели. Откуда-то появились два мужика и освободили нам дорогу.





А вот мосты государственные (или какие они там? в общем "настоящие") пытались кривляться. Первым заерепенился тот, что на выходе из канала в Волхов. Мы подошли к нему около 9 утра. Стравили весь воздух из горна - ноль внимания. Вызываю по рации диспетчера Шлиссельбурга. Та связывается с мостом. Выясняется, что мостовой дежурный вполне себе на месте - сидит в ста метрах от нас в будке и носа не кажет. Ждет 10-ти часов, чтобы развести мост по расписанию для маломеров. Но для того ли мы платили Волго-Балту деньги за навигационное обслуживание? Не для того! Еще раз вызываю Шлиссельбург и требую навигационно обслужить нас в законном порядке. Через 5 минут из будки вылез недовольный мужик и мост развелся. Пересекаем Волхов. Вторая переправа, уже на входе из Волхова в канал, разводится без дебатов. Самой упертой оказалась переправа в Вороново. Гудели, кричали - бесполезно. При этом у нас на глазах развели мост и тут же закрыли его. Из образовавшейся щелки выскользнула моторка. За штурвалом - довольный собой мужик. Проходя мимо нас, осклабился и с каким-то особым ядом в голосе поинтересовался долго ли мы тут намерены стоять и не проще ли дать мостовым стольник. Стольника нам не жалко, вот только мы уже заплатили Волго-Балту двадцать два таких стольника, ничем особым Волго-Балт до сих пор не обременяя, так что вправе поиметь к себе чуть-чуть внимания. Опять зову Шлиссельбург-радио. Похоже, уже надоел им. Дают мобильный телефон местного мостового начальника. Созваниваемся, объясняю ситуацию. Пять минут - мост зашевелился.





Помимо природных красот, поразили красоты рукотворные. Во многих местах (но преимущественно в западной части) берега канала застроены дачами, причем застроены, судя по всему, недавно. Многие - "с претензией": башенки, идеально выкошеные газоны, гаражи для лодок с бетонированными слипами. Растет благосостояние российских граждан, ура товарищи! Нам больше всего понравился участок канала за Волховым. Все же бесконечный ивняк по берегам надоедает, а тут даже сосновый лес (редкость в этих местах) появился. Масса живности. Табунки уток шмыгают меж прибрежным камышом, бесстрашные цапли сидят недвижимо до последнего, карауля лягушек.





Стало попадаться все больше плавсредств по берегам - явно годами "насиженные" летние стоянки. ГИМСа не видели не разу, но наличие такового угадывается - все как один местные водномоторники путешествуют в спасжилетах. Сколь ни захудала лодочка, а рулевой и пассажиры непременно в жилетах!









На всем протяжении канала множество проток, соединяющих его с Ладогой. Большинство пригодны только для весельных лодок и моторок, но некоторые достаточно широки. По одной из таких проток мы, накачав тузик, сгоняли в Ладогу за чистой водой (в канале она тоже чистая, но имеет оттенок чая). На повороте в протоку воткнуто вот такое недвусмысленное объявление.



Встретили следы урагана. На локальном - метров 200 длиной - участке канала обнаружились поломанные вполне здоровые и взрослые деревья. Как будто каток или смерч прошел. Нечто похожее потом наблюдали потом на Волге.



Продолжение >>>

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 17 марта 2010 | Просмотров : 12716

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU