Навигация
Реклама
Путешествие Мичиган-Хельсинки-Москва Путешествие. Часть 1
Ну вот, вроде и дожили до тех самых долгих зимних вечеров, когда ностальгия по лету стала совсем невыносимой, и приглушить ее можно только приятными воспоминаниями, чем я тут и займусь, но вначале чуть о том, что предшествовало походу минувшего лета. Полагаю, данная история может быть интересна многим, в том числе и с чисто практической точки зрения, посему намеренно опишу ряд моментов, возможно могущих показаться кому-то рутинными и неинтересными. Кому покажется – присоединяйтесь к чтению позже, когда мы доберемся к собственно повествованию о походе и тут появятся картинки.

Иметь парусную лодку хотелось давно. Точнее всегда. Увы, сначала полная непригодность для паруса близлежащего водоема, потом затянувшаяся реконструкция катера (вынужденная полумера на пути к парусу), затем неустойчивые финансы не позволяли даже подумать о реализации тайной мечты. Но, вдруг (именно так – практически одномоментно) осознание того, что в «Не Валяй» вкладывать уже практически нечего и все дальнейшие «улучшательства» будут «кормом не в коня», продолжающий снижаться, добрея на нефти, курс доллара и некоторая свободная сумма денег, каковой все равно не хватало для решения иных остро стоящих жизненных задач, привели к пониманию: парусная лодка реальна, причем именно сейчас - сейчас или неизвестно когда! Да, не новая, да из вторых рук, но вполне себе комфортабельная, надежная и пригодная к путешествиям. Понимание этой реальности свалилось как лужковский снег в декабре на МКАД, т.е. неожиданно и парализующее. Какое-то время понадобилось на приход в себя, повторный (по десятому разу) пересчет рубли-валюта-рубли. Да, все верно, все сходится – именно сейчас цифры в интернет-объявах о продаже лодок перестали казаться нерельными. Решено! Дело было сентябре 2007 года. Осень и зима ушли на изучение предложений – сладкое время мечтаний и планов! Сотни, тысячи лодок по всему миру только и ждут тебя, а ты не спешишь, ты смотришь, изучаешь, сравниваешь, советуешься, пьешь кофе и снова смотришь и уже, вроде, не столько выбираешь, сколько мечтаешь, представляя себя то тут, то там, за румпелем и штурвалом, в кокпите под шелестящим парусом и в теплом салоне со стаканчиком под шум волн и дождя. Не зря говорят, что предвкушение мечты иной раз оказывается ярче и желаннее оной и не стоит заигрываться на данном этапе.

Задача стояла следующая: крейсерская парусная яхта длиной около 10 м (бОльшая длина = более высокая мачта = проблемы при хождении по родным внутренним водным путям), со стационарным мотором, достаточно комфортабельная, имеющая изолированный гальюн, душ, всегда доступный стационарный камбуз, салон и две более или менее изолированные для уединения зоны со спальными местами в носу и корме (в идеале – отдельная кормовая каюта), хорошее состояние – как техническое, так и деталей интерьера. Отечественный «рынок» яхт не рассматривался изначально. Полтора десятка полуубитых «Картеров», кочующих от хозяина к хозяину со времен пана Войцеха Ярузельского, вдохновения не вызывали. Планировка типа «плацкартный вагон», убитый за долгие годы коллективного владения интерьер… Первая же неделя просмотров интернет-предложений заставила исключить и европейский рынок б/у – то, что вписывалось в бюджет, совершенно не соответствовало Высокой Цели (в основном все то же: планировка «слева диван, справа диван», минимум комфорта, убогий интерьер). «Дыханье сперло», когда я поменял настройки поиска в yachtworld.com с Europe на USA – сотни, тысячи яхт за приемлемые деньги, из которых более половины, кажется, в отличном состоянии, множество почти неизвестных в Европе брендов, верфей, строящих лодки не одно десятилетие и спустивших на воду сотни, а некоторые и тысячи корпусов! После двухмесячного, чуть ли не ежевечернего, просмотра объявлений решение на 99% принято – выбор пал на Catalina 30. Лодка мечты! Придраться не к чему. Все соответствует: салон, носовая каюта, просторное двуспальное место в корме, камбуз, отгороженный почти настоящей барной стойкой (!), достаточно просторный гальюн с душем. И, главное, безумное количество предложений - одно другого лучше, причем во всех штатах, в том числе и потенциально удобных с точки зрения последующего вывоза лодки. Углубившись в историю «Каталины», узнал, что она практически в неизменном виде (не считая малозначимого «фейс-лифтинга») выпускается одноименной верфью с семидесятых годов прошлого века и на сегодняшний день произведено более 6000 (шести тысяч!) корпусов! Мне кажется, одно это – исчерпывающая рекомендация к покупке. В общем, приступил к предварительному отбору конкретных вариантов. Дело это оказалось нелегким – зима, не сезон, каждый день приносит новые предложения. Нарезая очередной виток по страничкам yachtworld в поисках наилучшего предложения «Каталины 30», цепляюсь, почему-то, взглядом за нечеткую фотографию 32-футовой яхты. А я ведь ее уже видел! Причем в самом начале поиска! Тогда она показалась мне непропорционально низкой, слишком высокобортной, какой-то слегка пузатой. Что-то заставило повторно щелкнуть мышкой по размытой фотографии и… спираль замкнулась! Вот она, моя лодка! Настоящий круизер для неспешных путешествий по рекам, озерам и прибрежным морям. Все, что хотел, плюс то, что казалось нереальным на лодке такого размера – полноценная, где можно стоять в полный рост, где широкая кровать на двоих, шкафчик для одежды и даже умывальник и унитаз, кормовая каюта! Центральный кокпит. Отформованный как единое целое с корпусом неглубокий балластный киль (осадка 1 м!) и выпускаемый из киля длинный тяжелый шверт (с ним осадка 2,2 м).

Итак, выбор сделан, но задача усложнилась на порядок. Недолгий поиск в интернете показал, что эта модель - O’Day 32 - производилась одноименной компанией, основанной олимпийским чемпионом и парусным гонщиком Джорджем О’Дэем, всего около 5 лет и за все это время построено было только около 180-190 корпусов. Можно представить, какое количество лодок дожило в хорошем состоянии до наших дней а, главное, сколько из них, предложенных престарелыми хозяевами к продаже, можно найти, находясь в тысячах километров, пользуясь одним лишь интернетом… Мне за три месяца удалось найти только 5,.. пять яхт O’Day 32, из которых одна, очень потрепанная жизнью, в недосягаемой с точки зрения транспортной логистики Калифорнии, две - на досках бесплатных объявлений (судя по отсутствию ответов на запросы, забытые своими хозяевами) и две – в «медвежьем углу» американщины в крохотных городках на Великих озерах по границе с Канадой. Дело было к весне 2008, в мае лодку уже пора было грузить на пароход, с тем, чтобы в июле он привез ее в Финляндию, откуда в августе она бы направилась своим ходом в Москву. Таков был План и из всех лодок Америки Плану на тот момент соответствовали только две. Судя по фотографиям, первая лодка пребывала в лучшей физической форме, но хранилась на временных винтовых подпорках и хозяева наотрез не желали снижать цену. Вторая – с берегов озера Гурон - продавалась с добротным стальным кильблоком и за несколько дней переговоров удалось снизить цену более чем на треть – выбор сделан!
(Тут надо отметить, что в переговорах и организации доставки мне помогал мой коллега (на тот момент), проживший длительное время в США и имевший непосредственное отношение к покупке лодок в Штатах и доставке их в Россию. Его роль сама собой будет ясна из дальнейшего повествования.)

Первое время брокер Дейв (лодка продавалась через брокера) очень активно шел на контакт, сделал и прислал подробные фотографии кильблока, ответил на все вопросы, заверил, что лодка «на ходу» и едва ли не он сам лично загонял ее по осени в «зимнее стойло». Фотографии «коллега» переслал перевозчику, получив от него подтверждение возможности транспортировки лодки на ее собственном кильблоке (в противном случае пришлось бы дистанционно нанимать кого-то, кто построил бы кильблок и согласовал его с перевозчиком, а это время и деньги). Казалось, полдела сделано. Осталось перевести депозит (10% стоимости), провести сюрвей, окончательно поторговаться по итогам сюрвея, оплатить оставшуюся часть суммы, рассчитаться с перевозчиком и готовиться к встрече лодки в Финляндии. Не тут-то было! Брокер Дейв отказался сообщить банковские реквизиты своего счета для перевода денег. Отказался наотрез, абсолютно и безапелляционно! По меньшей мере десяток звонков моего «коллеги» и не меньшее количество электронных писем понадобились для того, чтобы картина чуть прояснилась. Наивный чукотский (зачеркнуто) мичиганский юноша (зачеркнуто) дедушка Дейв где-то слышал, что в мире есть две страны – Нигерия и Россия – жители которых обладают удивительным даром дистанционно опустошать банковские счета добропорядочных американцев, зная только лишь банковские реквизиты. Предложение перечислить деньги с американского счета моего «коллеги» (который на тот момент все еще оставался американским гражданином) также отвергались. После долгих безрезультатных препирательств «коллега» предложил плюнуть и послать Дейву по электронке открытку с изображением парада ракет SS-20 на Красной площади, я же, полагая, что дело только в доверии и отсутствии должной меры личностного контакта, собрал волю и зачатки английского в кулак и накатал недоверчивому америкосу вдохновенное письмо, типа про «из Россию с любовью», отсутствие медведей на улице и ведер с водкой - мы, типа, одной крови, море, парус, благородство, бла, бла, бла… Рассказал о мечте и даже приложил фотку катера, мол давай бери деньги, все честно. Уселся ждать. Через день пришел ответ - одна фраза прописными буквами: НИКАКИХ БАНКОВСКИХ ПЕРЕВОДОВ – ЭТО ПОСЛЕДНЕЕ, ЧТО Я ГОВОРЮ!

Дейв был готов получить деньги только одним, самым надежным способом в этом мире, - чеком банка США, посланным регулярной почтовой службой США. И точка! В итоге помог «коллега» (вообще, на этапе переговоров и передачи денег помощь его была неоспоримой). Деньги были переведены в Штаты, где некий надежный человек оформил необходимый чек и послал его почтой. Десять дней ожидания (дойдет ли?). Дошел!

Итак, депозит внесен. Статус лодки на сайте сменился с «Sale» на «Sale pending». Покупатель подтвердил серьезность своих намерений и теперь имел право осмотреть лодку – лично или с помощью специализированного осмотрщика (сюрвейера). Билет в США, местный перелет и проживание там представлялись дороже услуг сюрвейера, кроме того теплилась иллюзия, что профессиональный осмотр будет более информативным. Первое подтвердилось, второе – нет, но это стало понятно лишь потом, поэтому лодку смотрел сюрвейер. Катастрофических недостатков осмотр не выявил, но стало известно, что лодка на два года старше, чем это было заявлено в объявлении. Тут надо отметить, что если по результатам сюрвея оказывается, что лодка очень сильно уступает рекламным посулам в объявлении о продаже, покупатель может отказаться от покупки и потребовать возврата депозита в полном объеме; мелкие недостатки – повод требовать дополнительного снижения цены, что мы и сделали, предложив Дейву принять на свой счет расходы по погрузке лодки на тягач и съему мачты (около 600$). Строптивый до сего момента Дейв, мгновенно согласился, поскольку 2 года разницы в возрасте лодки для брокера – серьезная оплошность, попахивающая мошенничеством.

Дело оставалось за малым – перевести брокеру оставшиеся 90% оговоренной суммы, внести задаток перевозчику и готовиться к встрече. И то, и другое было успешно проделано, деньги в необходимом объеме переданы мной «коллеге», но шли дни, а лодка все еще стояла на берегу уже вскрывшегося ото льда озера Гурон, все запланированные сроки «трещали по швам». Информация от «коллеги» поступала все более и более мутная. Не выдержав, сам накатал письмо Дейву. Ответ удивил незамысловатостью: деньги поступили не в полном объеме. Оказалось, что «коллега» почему-то решил вычесть из общего платежа и попридержать у себя часть суммы за съем мачты и погрузку (т.е. то, что Дейв и так готов был сделать бесплатно). Обсудили, списали на недоразумение, деньги на доплату ушли и механизм, наконец, завертелся. Через неделю пришел тягач и отвез лодку в Балтимор, где, спустя еще неделю, она оказалась на корабле, следующем в Европу, а я получил от «коллеги» две суммы финальных транспортных платежей (за транспортировку тягачом в порт и из порта кораблем в Финляндию), процентов на 50% отличавшихся от изначально обозначенных (естественно в большую сторону)… Выбора особого не оставалось, я согласился, благо что доллар к тому времени упал до рекордных 23,5 руб/$, а вся операция, хоть и была близка к срыву, но еще грозила завершиться успешно, лодка все еще успевала прибыть в Финляндию к августу, и соответственно, нам все еще «светил» увлекательнейший марш-бросок в Россию в текущем 2008-м году...
Дабы как-то приглушить «нетерпеж», пока лодка в море, занялся поиском места в Финляндии, где можно было бы провести подготовку и спуститься на воду. Перед отправкой из Штатов на выбор было предложено два пункта прибытия: Хельсинки и Котка. Доставка в Котку выходила чуть дороже, но этот городок ближе к границе, потому его и выбрал. Все также – по интернету – принялся подыскивать место. Поиск шел туго до тех пор, пока не догадался зайти на яхтенный сайт всея Финляндии yachting.fi. На сайте все по финско-шведски, но, слава богу, e-mailы никто не отменял. Отписал им по-английски. Откликнулась милая дама Sara Antila, подробно все расписала, снабдила необходимыми 4-5 контактами в Котке. Нет смысла приводить всю двух-недельную переписку. В двух словах – те 4-5 контактов от Сары сдали, в свою очередь, свои явки и пароли, в итоге по разным адресам было написано около 30 писем. Из них сработало (пришли ответы) только 3… Дальнейший опыт общения с финиками показал – они нас попросту побаиваются, как только узнают, что из России, в отношениях возникает, как минимум, настороженность. Но, как бы там ни было, потребная контора, имеющая в Котке необходимые для постановки мачты и спуска лодки механизмы была найдена – некое Veleiro Oy. Сайт чухонцев не привожу, дабы не давать нехорошим людям рекламу – опыт общения с ними полностью и окончательно развеял миф о поголовной порядочности цивилизованных европейских граждан. Чтобы обезопасить себя от неожиданностей, предложил велейровцам перечислить депозит (страховой взнос – обычно лишь часть общей суммы). В ответ Veleiro прислало инвойс на всю сумму сразу (500 евро). По отсутствию опыта и в сравнении с московским ценами, сумма показалась уместной (позже выяснилось – завышена вдвое) и я ее оплатил. Еще несколько недель ушли на получение визы и разными мелкие и не очень хлопоты (в частности выяснилось, что профессиональный осмотрщик не сверил номер корпуса с номером в свидетельстве о собственности и одна буква не сходилась; для америкосов это пустяк – подумаешь одна буква, в преддверии же нашей таможни – конкретное попадалово; опять начались танцы с бубнами, правда, в итоге, Дейв нехотя, но выправил в департаменте штата новое свидетельство собственника).

Шли дни, вот уже и август. По информации от «коллеги» лодка должна была прибыть «вот-вот». «Не Валяй» все лето провел на приколе – мы экономим отпуск для перегона из Финки, сидим на чемоданах и мечтаем о лодке. Лодки нет. Ближе к сентябрю приходит известие – яхта в Голландии, ждет перегрузки на пароход в Котку, но такового не предвидится неопределенно долгое время… Делать нечего – соглашаюсь принять лодку в Хельсинки (все, что ни делается, – к лучшему, но об этом ниже), на это потребуется еще неделя. Просто сидеть и ждать сил уже нет и вдвоем с другом мы решаем отправиться в Финку - ждать лодку там, а заодно и договориться о месте для зимовки в Хельсинки (перегон в МСК в этом году отпадал сам собой). Об этой поездке тут:
http://boatclub.ru/forum/showthread....FF%ED%E4%E8%FE

Объехав всю южную часть Финки от Хамины до Турку, приземлились в Хельсинки и занялись поиском зимовья. Надо сказать, что всевозможных лодочных стоянок и стояночек в одном только этом городе больше, пожалуй, чем во всей России, но из-за гигантского опоздания лодки в большинстве из них все места были заняты. Обзвонили всех, кто ответил хоть что-то обнадеживающее на наши запросы по e-mail. Результат не радовал. Кто-то предлагал поставить лодку в 50 км от города вглубь материка, кто-то в принципе не возражал, но кивал на необходимость обсудить это дело с советом клуба (множество недорогих финских стоянок - общественные). Ева Линдгрен из некой конторы Йоко Линдгрен Оу тоже не отказывала, но раз за разом присылала просьбы подождать – ей, де, надо дополнительно уточнить возможность размещения нашей лодки. Так как время не ждет, получив уже в гостинице очередное такое письмо, звоним Еве и говорим, что сейчас приедем. Приезжаем, Ева смотрит на наши вполне благообразные (чуть опухшие, но это не в счет) физиономии и тут же соглашается взять лодку на зиму – ничего дополнительно ей уже уточнять не требуется. Более того, она готова помочь и взять на себя организацию перевозки лодки из порта в марину, а за постановку мачты и спуск лодки на воду весной следующего года объявляет вдвое меньше чем в Котке. Все же личный контакт очень важен.

К концу первой недели вояжа, когда мы, осмотрев все две с половиной финских достопримечательности, обпившись жиденького финского пива и спустив кучу денег в ресторанах в безуспешных попытках попробовать «настоящей вкусной национальной финской еды» (это миф с одним-единственным исключением!) уже готовы были впервые по-настоящему спустить на «коллегу» собак, пришел e-mail: лодка в порту. Ее можно посмотреть, причем можно даже забраться внутрь (финики даже дали стремянку), но лодка не свободна – перевозчик не дал пока разрешения на выдачу. «Коллега» заверил, что последнее – дело техники и все решится в течение нескольких дней – максимум недели. Отлично! Облазив лодку вдоль и поперек, насколько это позволяла куча барахла, валявшаяся внутри (гик, матрасы, аккумуляторы, какой-то откровенный хлам), отправились домой с намерением быстренько продлить визы и вернуться для оформления лодки и вывоза ее из порта. Не тут-то было…







Лодка, оказывается, не только не выпущена перевозчиком, но и не прошла процедуру таможенного оформления, тем не менее, нас совершенно официально к ней допускают, но не стерегут (вспомним РОдину - а вдруг что вынесут?)



Лодка доехала практически без потерь, лишь разбили клотиковый огонь на мачте и отломили кронштейн закрутки. И то, и другое поправили своими силами за копейки.





Вот тут видно на чем она ехала - металлическая платформа на колесиках. Плата берется за площадь, занимаемую лодкой на палубе. Считают по крайним габаритным точкам. Т.е. в нашем случае торчащая за габариты площадки мачта существенно увеличила ценник. Слышал, про случаи когда от мачты вовсе отказывались при перевозке или пилили ее. Мы этого делать не стали - спасибо здравым советам опытных товарищей!



Продолжение >>>

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 12 марта 2010 | Просмотров : 8748

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU