Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Как облегчить ремонт мотора Вихрь в походных условиях?

Некоторые рекомендации А.М.Лутицкого.

За многие годы и походы я всегда возвращался на стоянку сам, под своим Вихрем. В самых непредвиденных ситуациях я был морально подготовлен к любому неприятному случаю, а затем и технически. В походных услових при соответствующей подготовке возможно делать практически любой ремонт. Приходилось ремонтировать и редукторы, и цилиндро-поршневые группы, золотники, восстанавливать треснувшие от удара поддоны и многое другое. Многое почерпнуто из КиЯ, многое опробировав, оставлял без изменений, многое придумал сам и сконструировал.

Почему я начал с психологической подготовки? Потому, что в походе необходимо быть готовым ко всему. Мое правило - все необходимое иметь с собой. 11-13 килограммов запчастей и инструмента обеспечат ваш покой и уверенность и никогда не будут лишними, обеспечивая 100% возможность возврата домой без чьей-либо помощи.

Итак, имея все необходимое на борту, вы будете чувствовать себя более уверенно. А при соответствующей подготовке двигателя любая поломка будет легко и быстро устранима. Что для этого необходимо - смотрите ниже.

 

Аккуратно разобрать весь двигатель и снять все прокладки, либо установить новые по следующей технологии

  1. В картере (рис.1) установить их на нитрокраску покрасив всеРис.1 торцы трех частей картера (поз.1.1, 1.2, 1.3). При дальнейшей разборке части картера можно смело разнимать. Хорошо посаженные на краску прокладки при разборке равномерно разорвутся по толщине. При сборке разорванные плоскости также смазывают нитрокраской и картер собирают.
    Поз.1.1 - нижний торец верхней части картера; поз.1.2 - Верхний и нижний торцы средней части картера; поз.1.3 - верхний торец нижней части картера; поз.1.4 - фланец картера.
  2. При сборке верхней крышки картера рекомендую сделать небольшую перестановку деталей. Родную манжету Вихря сменить на манжету от мотоцикла ИЖ она имеет два буртика поджатых двумя пружинками с обеих сторон. В манжете ИЖа сверху необходимо снять фаску 1,5х45. В разогретый в кипятке до 100 градусов картер запрессуйте сначала манжету ИЖа, или заводскую в кольце 2.103-004, а затем два открытых шарикоподшипника 205. Такая схема уже предлагалась в КиЯ и хорошо себя зарекомендовала. Во-первых оба подшипника смазываются свежей смесью; во-вторых при смазывании манжеты автолом сверху увеличивается ее срок службы.
  3. В золотниках, в отверстиях под ведущие пальцы вклейте заглушки. Это уменьшит выбросы топлива, улучшит наполнение цилиндров, что благотворно скажется на повышении мощности вашего Вихря. Подробнее см. КиЯ 164.
  4. Цилиндры, пальцы, шейки шатунов, поршни и кольца советую натереть смазкой на основе дисульфида молибдена и обкатать мотор на небольших оборотах на токарном станке, зажав коленвал в центрах. Не сделав этой операции вы не запустите свои Вихри пока дисульфид молибдена не поглотится полностью металлом поршневой группы. Это неоднократно проверено. Объяснению этому явлению я не нашел даже в специальной литературе. Но это факт - после обкатки двигатели нормально запускаются, компрессия увеличивается, потери на трение снижаются.
  5. Прокладкуvi002.gif (14076 bytes) между картером и блоком цилиндров (рис.2) со стороны блока (поз.2.1) приклейте на нитрокраску, а со стороны картера (поз.2.2) смажьте графитовой смазкой и если есть возможность насыпьте тонкий слой графитового порошка. Эта мера спасет прокладки от прилипания, а затем от разрыва при демонтаже. Натрите графитом прокладку между блоком цилиндров и блоком головок.
    Поз.2.1 - Торец блока цилиндров; поз.2.2 - прокладка; поз.2.3 - металлизированная прокладка между блоком цилиндров и блоком головок; поз.2.4 - прокладка глушителя (приклеивается к блоку цилиндров, со стороны глушителя обрабатывается графитовой смазкой); поз.2.5 - шпильки блока головок (необходимо выкрутить, нагрев блок головок).
  6. Переделайте блок головок Вихря-25. Выкрутите обе шпильки (рис.2, поз.2.5), при сборке ввинтите вместо них обычные стандартные болты с шайбами-гроверами под обычный ключ. Сделав эту операцию, Вы сможете спокойно демонтировать блок головок и проверять состояние головок поршней.
  7. Сделайте разрез поддона (рис.3) по линии прилива, с таким расчетом, чтобы отверстия под болты, заменившие шпильки, остались на отрезанной части для дальнейшего ее зажима между дейдвудом и блоком головок.Рис.3 Образовавшуюся при разрезе щель заклейте герметиком и поставьте между дейдвудом и поддоном цельную прокладку для предотвращения прорыва выхлопных газов из дейдвуда (поз.3.1). Эта операция позволит вам снимать блок цилиндров, не снимая двигатель с транца, а демонтировав лишь приводные рычаги. Прокладку приклейте к дейдвуду и смажьте графитовой смазкой. В отверстия (поз.3.3) винты М10 не ввинчивать и картер с поддноном не соединять, иначе блок цилиндров будет зажат. Двигатель, поддон и дейдвуд стягивайте болтами одновременно.
    Поз.3.1 - цельная прокладка, наклеиваемая на верхний торец дейдвуда; поз.3.2 - отрезанная по приливу задняя часть поддона; поз.3.3 - отверстия под винты М10 с потайными головками (при переделке винты не ставятся)
  8. Обязательно сделайте разборую тягу реверса. Она намного облегчит ремонт редуктора (рис.4, поз. 4.2). Рис.4Удобно использовать соединительную муфту от Нептуна. С редуктором, если он оснащен разъемной тягой, вообще никаких проблем. Он снимается с двигателя, разбирается, производится установку запасных деталей, затем производится сборка и монтаж его на дейдвуд, соединение тяги и затягивания крепежных болтов.
    Поз.4.1 - плоскость наклейки цельной прокладки; поз.4.2 - отверстие для доступа к муфте разъемной тяги; поз.4.3 - крышка отверстия; поз.4.4 - 4.9 отверстия стяжных болтов для одновременного монтажа дейдвуда, поддона, картера, и блока головок (ослабляются при ремонте в походных условиях, поз 4.8 - 4.9 удаляются совсем для демонтажа отрезанной части поддона поз.3.2).
    Хорошо залить 7 винтов нижней крышки редуктора битумной смолой. Когда она остынет, аккуратно обрезать излишки и придать форму редуктора. Во-первых это улучшает обтекаемость редуктора, во-вторых, предохраняет винты от корродирования. В случае разборки смола легко удаляется, открывая чистые, неокислившиеся головки винтов.

Проделав эти операции, вы намного продлите срок службы прокладок, сможете иметь легкий доступ к наиболее нагруженным частям двигателя - поршням, кольцам, пальцам. Сможете легко производить их замену, не снимая двигатель с транца в любых походных условиях.

Такие же действия (как и описанные выше для Вихря-25) можно проделать и с Вихрем-20 и -30, учитывая конструктивные отличия этих двигателей. Все эти изменения позволяют за 30 минут почистить нагар, за 40-50 минут сменить поршневые кольца, а за 1,5 часа сменить поршневую группу в любых условиях.

Анатолий Михайлович ЛУТИЦКИЙ, г.Киев, 08.05.99.

Обсудить в конференции

Лодки Моторы Полезняшки Объявления Наверх
Обо всем Судовождение Конференция О сервере Main page